2017-02-02T11:22:59+10:00 2017-02-02T11:22:59+10:00

Машинист Андрей Ковалев: «Моя работа интересная и творческая»

Рулевой электропоезда – о сложностях в профессии, пассажирах и ранней седине

2 февраля 2017, 11:22
Олеся Куватова

Фото: Олеся Куватова
Фото: Олеся Куватова | Машинист Андрей Ковалев: «Моя работа интересная и творческая»

Корр. PRIMPRESS поговорил с машинистом электропоезда Андреем Ковалевым, который рассказал о том, с чего начинается его рабочий день, какими качествами должен обладать машинист и почему представители этой профессии рано седеют.

- Когда вы решили встать у руля поезда? Давно работаете в этой профессии?

- Я не мечтал в детстве стать машинистом электропоезда. Пришел в эту профессию в тяжелые 90-е годы. На тот момент работа на железной дороге была стабильным производством. А вообще, по первому образованию я станочник широкого профиля. На машиниста учился на курсах при предприятии. На самом деле научиться управлять поездом - процесс долгий. Не бывает так, чтобы сразу после получения профильного образования человек вставал за руль поезда. В нашем деле есть определенная последовательность. 23 года я работаю на железной дороге, а в должности машиниста - 16 лет.

- С чего начинается рабочий день машиниста?

- С прохождения медкомиссии и инструктажа, затем происходит приемка локомотива, и, как говорится, поехали! (Смеется.)

- Где можно получить профессию?

- Во Владивостоке есть колледж машиностроения и транспорта. Его выпускники получают диплом помощника машиниста. И если у них хватает сил и терпения, то в будущем они становятся машинистами. Как я уже говорил, сразу за пульт управления в кабине машиниста поезда они не становятся. Особенность профессии в том, что с первого дня работы на железной дороге человек выполняет весь объем требований, предъявляемых к машинисту.

Основная обязанность помощника машиниста – контролировать действия машиниста, чтобы они не привели к каким-либо печальным последствиям. А для этого необходимо владеть знаниями. Вообще, правила дорожного движения на железной дороге прописаны в нескольких больших книгах. Конечно, необходима хорошая самоподготовка. У работника изначально должна быть установка: «Хочу и буду стремиться».

- Управлять поездом сложно? Ведь водить его — это полдела, нужно еще знать устройство и все «больные точки».

- Сколько на железной дороге работаешь, столько и учишься. Во-первых, работник должен постоянно осваивать новые технологии и совершенствовать навыки по безопасности движения. Как правило, один раз в два года у нас проходят экзамены. Помимо этого, машинисты в зависимости от стажа работы проходят курсы повышения класса квалификации.

Вообще, после окончания учебного заведения помощнику машиниста нужно отработать не менее двух лет. Затем его отправляют на курсы машинистов, где он получает более углубленную информацию по профессии. Курс длится полгода. После этого работнику выдают корочку о том, что он имеет право управлять локомотивом. Однако это не значит, что он сразу, как говорится, сел и поехал. В зависимости от ситуации на производстве машинист-инструктор должен убедиться в том, что этот человек готов к работе. Если видно, что он готов, его пересаживают на место машиниста и ставят на «обкатку». Она длится три месяца. Все это время специалисты наблюдают, насколько уверенно он водит поезд. Ведь самое важное - не управление локомотивом, а умение выйти из нестандартной ситуации.

После того как ему доверили работу машиниста, за ним все равно ведется постоянный контроль. К тому же каждую неделю проводятся технические занятия. В общем, вплоть до самой пенсии машинист постоянно учится. А с учетом постоянного обновления информации нужно пополнять знания в своей голове.

- Высший карьерный уровень для машиниста - это...?

- Стать машинистом первого класса. Потом можно работать руководителем определенного звена. К примеру, я как машинист со стажем работы 16 лет сейчас работаю машинистом-инструктором. В моем подчинении 50 человек. Моя задача – передавать свой опыт и контролировать работников.

- Какими качествами должен обладать перспективный машинист? В том числе и по состоянию здоровья: на что обращают внимание? И почему говорят, что люди этой профессии рано седеют?

- Самый значимый критерий – обеспечение безопасности движения, наличие знаний и сознательность машиниста. Он должен быть сосредоточен на работе. Всегда. Наша работа отчасти монотонная. Поэтому нужно быть собранным и уметь принимать решения быстро и без паники.

Желающих получить эту профессию немало. Однако многие отсеиваются на медицинской комиссии, так как требования жесткие. К примеру, при поступлении студенты проходят психодиагностический комплекс: на компьютере определяют стрессоустойчивость. Есть тесты на утомляемость.

Почему рано седеют? На работе постоянное напряжение, вибрации, шум, монотонность, повышенная концентрация – все это сказывается на резервах организма. Человек всегда собран, а из-за этого быстрее утомляется. Ведь мы занимаемся пассажирскими перевозками - работаем с людьми. Это тоже дает свой отпечаток, люди разные бывают.

- Что можете сказать о дисциплине пассажиров? Кстати, сталкивались ли вы с зацеперами?

- У машинистов есть кодекс деловой этики. В зависимости от того, какой попался пассажир – агрессивный, злой, раздражительный, скандальный, с ним надо вести себя по-разному, а точнее, по инструкции, в которой все подробно расписано. К слову, мы постоянно отрабатываем различные ситуации на компьютерных тестах.

Пассажиропоток постоянно меняется. Раньше много студентов приезжало во Владивосток из Находки. Поезда тогда были полные. В вагонах творилось что-то невообразимое. Полицейские даже не справлялись, а машинист иной раз боялся выйти из кабины, хотя по инструкции обязан.

Важно, чтобы люди оценивали свои действия со стороны. Все должно быть в рамках разумного. Скромнее надо быть. Просьбы и жалобы можно решить, но многие предпочитают конфликтовать.

Случаев с зацеперами было очень много. При обнаружении мы должны остановить поезд, сообщить в полицию. Сами понимаете: поезд остановился, а зацепер спрыгнул и убежал. Бывало, что подростки между вагонами ехали, некоторые на полном ходу открывают двери и выпрыгивают.

- Что больше всего нравится в вашей работе?

- Мне нравится водить поезд. На самом деле работа у меня интересная и творческая, как это удивительно это ни звучало бы. Творческая потому, что, выполняя определенные функции, например в манере езды, важна плавность хода, управление тормозами и так далее. Главное, что я чувствую себя на своем месте.

Новости партнеров

Интервью