2017-02-15T11:46:01+10:00 2017-02-15T11:46:01+10:00

Автокредиты разъехались с льготами

Госпрограмма рассчитана на поддержку отечественного автопрома и для ДФО не подходит

15 февраля 2017, 11:46

Фото: Александр Потоцкий
Фото: Александр Потоцкий | Автокредиты разъехались с льготами

Госпрограмма льготного автокредитования не смогла оказать серьезного воздействия на авторынок Дальнего Востока. Доля машин, покупаемых в ДФО в кредит, выросла в 2016 г. на почти 14%, но за счет адаптации банками собственных кредитных продуктов или разработки спецпредложений от кэптивных организаций. Об этом пишет деловой еженедельник «Конкурент».

По итогам 2016 г. в целом по стране количество проданных в кредит автомобилей увеличилось на 13,8% по сравнению с предыдущим годом и составило 552,4 тыс. единиц (в 2015 г. — 485,3 тыс. единиц). При этом в четвертом квартале 2016 г. темпы роста автокредитования были еще выше — на 23,2%, а количество «кредитных» авто составило 161,3 тыс. ед. (в четвертом кв. 2015 г. — 130,9 тыс. ед.). «До «докризисного» уровня 2014 г. выдача автокредитов в 2016 г. не дотянула и вряд ли дотянет в 2017 г. Однако динамика выдачи в 2016 г. была положительной», — сообщил «К» Алексей Волков, директор по маркетингу Национального бюро кредитных историй (НБКИ).

По словам Волкова, рост продаж автомобилей в кредит обусловлен действием госпрограммы льготного автокредитования. «Доля автокредитов в структуре продаж постоянно растет и приближается к половине от всех проданных новых автомобилей. И это происходит в немалой степени за счет льготного автокредитования. По сути, госпрограмма оказывает серьезнейшую поддержку не только рынку автокредитования, но и всему автопрому», — считает представитель НБКИ.

Евгений Маркин, начальник отдела разработки продуктов департамента автобизнеса ВТБ24: «Банку выгодно участвовать в госпрограмме, так как за счет нее конечная ставка для клиента может быть существенно снижена (на текущий момент — на 6,67%) — почти в два раза. Если банк не участвует в госпрограмме, то он не имеет возможности конкурировать с другими банками за привлечение клиентов».

На Дальнем Востоке, по данным НБКИ, в 2016 г. количество автокредитов выросло на 13,7% по сравнению с 2015 г. и составило 5076 единиц. Причем рост был отмечен во всех регионах округа. Только вот замах кредитному конвейеру обеспечили отнюдь не льготы от государства. Екатерина Губко, руководитель отдела автокредитования и страхования официального дилера Mitsubishi — компании «Автомир Приморье»: «Программа льготного автокредитования рассчитана на поддержку продвижения автомобилей российского производства и подходит для Дальнего Востока лишь отчасти. Согласно условиям программы, субсидированию подлежат только российские автомобили либо автомобили иностранных брендов, собранные на территории Российской Федерации (ВАЗ, УАЗ, Chevrolet, LADA и т. д.). Основным условием программы являются стоимость автомобиля, которая не должна превышать 1,1 млн рублей, и год производства — от 2016-го. Для водителей, предпочитающих автомобили более высокого класса, как, например, Mitsubishi Outlander или новое поколение Mitsubishi Pajero Sport, указанная программа неактуальна, так как цена данных автомобилей превышает обозначенный порог. Так что в 2017 г. субсидирование будет по-прежнему доступным, но снижение его объемов неизбежно».

Варвара Иващенко, кредитный специалист ООО «Восток — УАЗ»: «Лично для нас и нашей автопродукции автокредитование ничуть не перестало быть популярным, в нашем сегменте падение доходов населения лишь улучшает показатели продаж отечественного автопрома по схемам автокредитования. Ведь такие автомобили — дешевле. За прошедший январь мы выдали шесть автокредитов, притом что в среднем по осени количество выданных автокредитов в месяц составляло не более четырех. То есть налицо рост показателей, и мы очень рады, что в банках для программ кредитования отечественных автомобилей сравнительно небольшая ставка, что тоже помогает нам продавать, а автомобилистам, соответственно, — покупать.

Люди активнее всего берут в кредит «Газели», которые разлетаются как горячие пирожки, наравне со вседорожниками «Патриот». Я считаю, что сейчас именно российский автопром выходит в позицию продукта для среднего класса, и такое положение дел на рынке лишь будет укрепляться».

В прошлом году дилеры и производители были вынуждены для поддержания приемлемого уровня продаж поддерживать цены на новые автомобили, ключевыми ориентирами при этом были покупательная способность рублевых доходов населения и ценовые рамки, установленные программой льготного кредитования. «К сожалению, на данный момент у населения иссякают денежные средства, которые можно было бы внести в качестве первоначального взноса. Стоимость автомобилей выросла, а размер заработной платы — нет», — считает Екатерина Губко.

Евгений Маркин: «Автокредитование как было, так остается для банков одним из достаточно привлекательных продуктов розничного кредитования, а для граждан — одним из наиболее доступных способов приобретения автомобилей. Поэтому у рынка автокредитования в любом случае достаточно хорошие перспективы. Другой вопрос, что снижение реальных доходов населения в настоящее время тормозит развитие всего рынка розничного кредитования, и рынка автокредитов в частности».

По данным ОКБ, в 2016 г. объем автокредитного портфеля российских банков сократился на 8% — с 535,63 до 491,08 млрд руб., в количественном выражении он снизился на 15% — с 1,43 до 1,21 млн кредитов. Доля автокредитов в общем объеме портфелей банков снизилась с 6 до 5%. «Объем выданных кредитов напрямую зависит от объема рынка автомобилей. Начиная с 2014 г. он падал. По итогам 2016 г. рынок новых автомобилей сократился на 11%. При этом ВТБ24 в 2016 г. увеличил объем выданных автокредитов на 9% по штукам и на 38% по рублям. Также в условиях экономического кризиса население предпочитало максимально сокращать свои долги, то есть гасить кредиты досрочно. Этим также объясняется снижение портфеля автокредитования. И эта ситуация типична и для других кредитных продуктов», — рассказал Евгений Маркин.

В этих условиях индексация Минпромторгом лимита программы льготного автокредитования до 1,4 млн участниками рынка воспринимается в позитивном русле, но малоперспективной для ДФО. «На наш взгляд, стоит увеличить стоимость автомобиля по программе господдержки. Потому что, во‑первых, сейчас стоимость автомобилей превышает даже эту сумму, во‑вторых, на 10 проданных автомобилей шесть уже приходится в кредит», — считает Кристина Ходякова, администратор официального представителя Hyundai во Владивостоке — компании ООО «Восток-СВ».

Чтобы сохранить запас прочности, дилеры вынуждены более тесно работать с банками автопроизводителей, и, как правило, именно в этом поле разрабатываются наиболее интересные предложения для потенциальных автовладельцев. Кристина Ходякова: «Например, программа «Hyundai Старт», в которой получаются маленькие платежи по кредиту. За счет чего? Часть кредита, а именно 45% (остаточная стоимость), фиксируется банком и не включатся в ежемесячные платежи. Таким образом, клиент имеет возможность эксплуатировать автомобиль три года, не оплачивая сразу всю его стоимость. Через три года у клиента есть выбор, что делать с автомобилем и остатком долга. А именно: обновить свой автомобиль на новый Hyundai, реализовав автомобиль дилеру, а полученные от продажи средства использовать для погашения текущего кредита и в качестве взноса за новый автомобиль; продолжить пользоваться своим автомобилем, погасив кредит за счет собственных средств или продлив кредит еще на два года; вернуть автомобиль банку по гарантированной минимальной остаточной стоимости и закрыть задолженность по кредиту».

По словам экспертов, продукты будут и дальше адаптироваться под потребности клиента и становиться более выгодными, а в чем-то — похожими на лизинг. Уже сейчас появились такие продукты, как «Техническое обслуживание» или «Дополнительное оборудование автомобиля» в кредит. «Маржинальность автокредитования сейчас нормальная. Для ее поддержания кредитная организация должна соблюдать баланс между экономикой продукта и рисками автокредитования. А ввиду развития рынка автомобилей с пробегом, на наш взгляд, в ближайшее время основные продуктовые изменения будут происходить и на нем», — также добавил Евгений Маркин.

Кристина Ходякова: «Все больше людей хотят приобретать новые автомобили, но не у всех на это есть достаточные суммы. Тут-то и приходит на помощь автокредитование. А с введением системы ЭРА-ГЛОНАСС ситуация с приобретением новых автомобилей должна измениться в еще более лучшую сторону».

Новости партнеров

Новости (Авто)