2017-03-13T15:06:02+10:00 2017-03-13T15:06:02+10:00

Тормози и перестраивайся: как ЭРА-ГЛОНАСС отражается на авторынке Приморья?

Повышение таможенных пошлин в 2008 г. сегодня может показаться продавцам «Зеленого угла» цветочками

13 марта 2017, 15:06

Фото: Александр Потоцкий
Фото: Александр Потоцкий | Тормози и перестраивайся: как ЭРА-ГЛОНАСС отражается на авторынке Приморья?

2016 г. дал бэушному авторынку Приморья надежду, что длящееся уже который год падение спроса наконец-то восстанавливается. По данным ДВТУ, в прошлом году на Дальний Восток было импортировано почти 25 тыс. легковых автомобилей, тогда как в 2015-м — 18 тыс. Поднять продажи, оттолкнувшись от низкой базы, смогли многие. Не перечеркнет ли их потуги ЭРА-ГЛОНАСС, выяснял деловой еженедельник «Конкурент».

Положительная динамика продаж легковых автомобилей с пробегом, в 2015 г. прервавшаяся почти 20-процентным падением, в прошлом году вновь возобновилась. По итогам 2016 г. россияне купили 5,2 млн подержанных машин, что на 6% выше показателя годичной давности. Около 70% от этого объема приходится на иномарки, чьи продажи выросли на 11,5% и составили 3,6 млн экземпляров. На Дальнем Востоке рулит Toyota, марки японского автопроизводителя занимают пять первых мест по продажам — Corolla, Mark, Land Cruiser Prado, Prius, Land Cruiser. В целом региональный рынок вырос на 6,8%.

Плохая история

Начало расти и влияние цивилизованных каналов продаж, и стимулировали этот процесс два основных фактора. Первый — сегментом заинтересовались официальные дилеры, которым на растущем первичном рынке подержанные автомобили были не нужны. Второй — у самих автомобилистов родился спрос на профессиональные посреднические услуги. За счет этого автопродавцы смогли перестроиться в условиях высоких курса доллара и таможенных пошлин на привоз автомобилей из других регионов России, плюс сработала старая добрая российская смекалка — например, набившая оскомину на рынке новых авто система «трейд-ин» спокойно перекочевала и на рынок б/у. Ассимилировались здесь и другие юридические сервисы.

Не пошли только автоаукционы, которые, как правило, проходили в формате B2B (business to business), когда профессиональные игроки (дилеры, лизинговые компании и т. д.) продавали автомобили через аукцион другим крупным участникам рынка. Те в свою очередь далее перепродавали их в розницу своим клиентам. Однако группа компаний «Сумотори» совместно с сайтом Drom.ru и Arai Car Auction (Япония) пошли дальше, создав систему C2C (customer to customer). С ее помощью любой участник рынка мог через аукцион продать автомобиль другому участнику в России или в мире с помощью ссылки с мировой системы Arai.

Виталий Веркеенко, генеральный директор ООО «ТРК «Приморское кольцо»:

«Автомобильные аукционы «Автопорт» были приостановлены в 2015 г. ввиду отсутствия условий для успешной реализации этого проекта — неразвитое состояние рынка и автомобильной культуры. Мы столкнулись с тем, что продавцы не были готовы открывать объективное состояние автомобиля, ведь потом на «Зеленке» или через Drom.ru автомобиль не впарить при уже открытой истории машины. Также оказался не заинтересован и покупатель, ведь через какое-то время ему пришлось бы тоже продавать это авто, но с уже открытой публичной историей».

Тем не менее перспективы 2017 г. специалисты оценивали с оптимизмом. После серьезного провала рынок достиг низшей точки, и без глобальных скачков курсов валют все в один голос верили в стабилизацию рынка. Не тут-то было. Февраль, по данным Drom.ru, принес опустошение. «Если в середине января была хорошо заметна нехватка свежего привоза, то уже в середине февраля стало явным отсутствие новых машин вообще — образовались «проталины» размером в волейбольные площадки (на авторынках «Зеленый угол» и Уссурийска. — Прим. «К»). Многие продавцы немного подняли цены. От 20 тыс. рублей — на авто в ценовой группе 400–650 тыс. рублей, от 50 тыс. рублей — на машины от 900 тыс. рублей и выше», — сообщили в Drom.ru.

Датчики для битья

Беду принесла система ЭРА-ГЛОНАСС. Вкратце — автоматизированная информационная система экстренного реагирования при авариях, которая фактически представлена в форме устройства (вернее, кнопки) вызова экстренных оперативных служб. Для ее установки, однако, надо пройти кучу сертификаций и разбить три тестовых автомобиля — в общем, заплатить миллионы рублей, а то и долларов. Крупные компании эти издержки, скорее всего, не заметят, а вот продавать малые партии автомобилей станет нерентабельно. Особенно на падающем рынке.

Внедрять ЭРА-ГЛОНАСС решили еще восемь лет назад. Проект был одобрен комиссией по модернизации и технологическому развитию экономики при президенте РФ 28 октября 2009 г., а с 2012-го госзаказчиком является Минтранс. Официально же ЭРА-ГЛОНАСС вводится наднациональным органом — Евразийской экономической комиссией. Поэтому главный документ здесь — техрегламент еще Таможенного союза № 018 от 2011 г. с поправками, внесенными ЕЭК.

По заверениям разработчиков, с того момента они сотрудничают и сертифицировались более чем с 40 крупными автопроизводителями, как зарубежными, так и отечественными. В то же время порядок установки систем безопасности далеко не везде и не во всех сегментах и сферах этого востребованного рынка прописан обстоятельно, если вообще существует. К примеру, на подержанные автомобили до сих пор нет четкого регламента, как и сертифицированных специально под бэушные машины автоцентров, где автомобиль можно оснастить новой и столь необходимой системой.

Антон Товпенко, генеральный директор ООО «Авто-Центр»:

«До 13 марта власти обещают предоставить регламент, по которому должны устанавливаться кнопки системы ЭРА-ГЛОНАСС. До этого времени наша работа парализована. Мы временно прекратили сбор заявок до этой даты, соответственно, новых машин пока не привозим. Сейчас у нас есть возможность забрать со склада временного хранения на таможне только те машины, которые были ввезены до 15 февраля этого года. Поэтому пока работаем по направлению привозов мотоциклов, спецтехники и «конструкторов». Я и мои коллеги приходим к выводу, что в вопросе об этой кнопке многое зависит от воли губернатора края. Нам бы хотелось, чтобы он поспособствовал разрешению этой проблемы».

Алексей Иванов, генеральный директор ООО «Строй Мат ДВ»:

«Сейчас нет точной информации, как все должно в итоге выглядеть. Властям необходимо четко обозначить новые правила игры, для того чтобы наша работа с японскими аукционами возобновилась. Разговоры о системе ЭРА-ГЛОНАСС начали ходить еще в начале 2016 г., а уже в январе 2017-го стало ясно, что этого вопроса не избежать. Именно поэтому за февраль было привезено из Японии всего 25 автомобилей. При этом нужно отметить, что вся эта ситуация разворачивается в условиях уже давнего падения спроса на японские автомобили в целом. Сейчас спрос вообще стабильно низкий. Поэтому покупатели ждут, и мы тоже ждем».

Не поддается толкованию

Юридический аспект этой проблемы столь запутан, что даже профессионалы в области права признают высочайшую степень завуалированности нормативных актов и постановлений, регулирующих отношения между таможней, владельцем авто, центрами сертификации и другими субъектами, участвующими в этой длинной «пищевой цепочке».

Дмитрий Соколов, директор юридической компании ООО «Агентство вашего доверия»:

«Разобраться в процессуальных аспектах данного вопроса сегодня достаточно тяжело в связи с тем, что их нормативные обоснования неоднозначны и поддаются толкованию с большим трудом. Под действие нового законодательства попадают не только вновь изготовленные транспортные средства, но и ввозимые на территорию Российской Федерации автомобили, ранее бывшие в эксплуатации за рубежом.

На практике все выглядит следующим образом. Теперь, согласно п. 52 Положения о паспортах транспортных средств, внесение сведений о таких устройствах в разделе «Особые отметки» является обязательным для всех вновь выпускаемых в обращение транспортных средств, как того требует технический регламент «О безопасности колесных транспортных средств». Вместе с тем, чтобы получить такую отметку, а равно как и сам ПТС, необходимо иметь ОТТС (одобрение типа транспортного средства) — документ, удостоверяющий соответствие требованиям технического регламента при выпуске в обращение транспортных средств. В свою очередь сам технический регламент требует обязательного оснащения транспортных средств системой ГЛОНАСС (пункт 114 Приложения № 2). Таможенные же органы выдают ПТС с учетом сведений, содержащихся в свидетельстве о безопасности конструкции транспортного средства (СБКТС), в котором также должны содержаться сведения о такой системе. Вместе с тем даже после изучения огромного перечня документов, необходимых для получения свидетельства ОТТС, не совсем понятно, как обычные граждане будут их получать».

Позиции крепки

Что касается новеньких авто, тут ситуация менее спорная. Эксперты прогнозируют исчезновение из каталога автодилеров машин средней и ниже средней ценовых категорий. На практике это может означать одно — поставщикам больше не выгодно ввозить авто дешевле 500–700 тыс. руб., ведь сюда же включаются затраты на краш-тесты, испытания датчиков и прочие технические моменты, перечисление которых займет много дольше, нежели время, за которое автомобильный рынок приспособится к новым реалиям и требованиям так называемой безопасности. Кроме того, многие автопроизводители провели сертификацию по такой схеме, которая предполагает, что во время смены поколений одной и той же модели новинку вписывают в действующий документ модели-предшественницы. То есть в юридическом смысле абсолютно новый автомобиль является следующей модификацией авто прежнего поколения. Это позволяет сэкономить деньги.

Анастасия Бушуева, ведущий специалист отдела рекламы и маркетинга ООО «Саммит Моторс»:

«С начала текущего года в соответствии с требованиями технического регламента Таможенного союза «О безопасности колесных транспортных средств» отныне все автомобили Toyota, поставляемые на российский рынок, сразу оборудованы системой ГЛОНАСС. Вышеупомянутые таможенные требования определяют собственно порядок и процедуры оснащения автомобилей системой глобального позиционирования. Что касается влияния на рынок, могу сказать следующее: на стоимость и ценовую категорию ввозимых японских авто это обстоятельство практически никак не повлияло. Да, действительно, с 1 января потребители могли наблюдать некоторое увеличение стоимости автомобильной продукции, но оно носило сугубо плановый характер и имеет предпосылки, никак не связанные с внедрением системы ЭРА-ГЛОНАСС. Не думаю, что внедрение этой системы существенно изменит позиции на рынке транспортных средств вообще. К слову, на данный момент все автомобили Toyota успешно прошли сертификацию на соответствие требованиям ЭРА-ГЛОНАСС».

Специалисты из «УАЗ — Восток», представляющего в данном случае отечественный автопром, считают, что внедрение системы ЭРА-ГЛОНАСС — шаг в общем оправданный.

«Достаточно вспомнить о том, что ГЛОНАСС — это в первую очередь ответ западной GPS, и подобный, по некоторым оценкам, радикальный шаг может стать толчком к освоению и внедрению новых, именно отечественных систем безопасности, направленных на улучшение качества вождения и сохранение жизни и здоровья российских автомобилистов. К тому же это неплохое подспорье для стимуляции продаж в отечественном сегменте рынка, имеющем в последние десятилетия не слишком большую потребительскую популярность в силу сложившихся стереотипов», — сообщили в автоцентре.

Дарья Марченко, маркетолог ООО «Автомир Приморье»:

«Нововведение касательно обязательности установки системы безопасности ЭРА-ГЛОНАСС относится только к новым автомобилям, получившим одобрение типа транспортного средства (ОТТС) после 1 января текущего года. Для справки: срок действия ОТТС — три года. Поэтому модели автомобилей, ОТТС которых еще не истекло, сегодня могут продаваться без модуля системы ЭРА-ГЛОНАСС. В частности, автозавод Mitsubishi получил сертификаты на все модели автомобилей до 31 декабря 2016 г., следовательно, все автомобили Mitsubishi могут продаваться на рынке без бортового модуля ЭРА-ГЛОНАСС до конца 2019 г. Отсутствие данной системы безопасности никак не может повлиять на регистрацию автомобилей Mitsubishi в ГИБДД».

Подвешенное состояние

В целом шумиха вокруг ГЛОНАСС касается по большей части вопросов получения ПТС подержанными иномарками, купленными на аукционах и привозимыми паромами из той же Японии. А усилившийся кризис лишь усиливает контраст, градиент которого тем отчетливее, чем быстрее падают доходы населения. Страдает в первую очередь малый и средний бизнес, уничтожая прибыль от дилерства средней руки и посредничества в сделках на транспортные средства.

Однако что касается Приморья, то последние новости явно обнадеживают: в ближайшее время в вышеупомянутый регламент Таможенного союза будут внесены срочные исправления, которые обеспечат не только подержанным, но и новым автомобилям упрощенный порядок установки системы ЭРА-ГЛОНАСС. Без сомнения, это означает, что лед все же начинает трогаться, а по данным на конец февраля, жителям Приморья выдали уже более 450 ПТС на застрявшие ранее на складах таможни автомобили. Но повод ли это вздохнуть с облегчением?

На сегодняшний день многочисленные переговоры в верхних эшелонах помогли достигнуть определенных результатов: на Дальнем Востоке сразу два отечественных производителя устройств экстренного вызова экстренных служб («Сантел-Навигация» и «Форт Телеком») займутся поставкой в регион необходимого количества терминалов. В самой приморской столице 11 организаций сообщили АО «ГЛОНАСС» о готовности оснащать подержанные транспортные средства, ввозимые на территорию страны, вышеупомянутыми устройствами. Проблема в том, что ни в Приморье, ни в другом регионе все еще нет сертифицированных центров, где можно было бы это сегодня сделать.

Владимир Демьяненко, генеральный директор Дальневосточного регионального центра тестирования «Дальтест»:

«В настоящий момент мы уже заключили договоры с поставщиками и АО «ГЛОНАСС». Но даже несмотря на все те подвижки, что произошли во власти, включая диалог губернатора Приморья с федеральными структурами, этот упрощенный режим регистрации авто под систему ГЛОНАСС еще не вошел в юридическую силу. А потому все, по сути дела, находится в подвешенном состоянии.

И все же я думаю, что после внедрения упрощенной регистрации и выдачи ОТТС для подержанных авто стоимость самого терминала не будет превышать 35–40 тыс. рублей, что даже для автомобиля, к примеру, 95-го года выпуска не станет таким уж радикальным увеличением в цене. Да и абонентская плата, несмотря на многие противоречивые слухи, вряд ли будет составлять больше 1000 рублей в месяц, что для многих автовладельцев эквивалентно ежедневным тратам на бензин. Если «упрощенке» все же дадут добро, жизнь владельцев японских б/у не слишком изменится. В то же время при самом неоптимистичном раскладе, а именно полном порядке прохождения сертификации, для вышеобозначенных авто пройти такую процедуру в ближайшие месяцы будет попросту нереально».

Николай Токуренов, генеральный директор группы компаний «Байкал» (таможенное оформление и логистика):

«В конце февраля была объявлена «амнистия», и застрявшие на таможне машины получили ПТС. Но это было сделано в порядке исключения. Никакие изменения в официальные правила и регламенты пока не внесены. Однако уже сегодня понятно, что отмены требования об обязательном оснащении ЭРА-ГЛОНАСС не будет. Сейчас мы ждем решения вопроса о порядке установки кнопок на ввезенные б/у автомобили и сертификации этих автомобилей.

Тем временем из Японии и Кореи пришли новые партии машин. Большинство из них были приобретены еще до Нового года, но люди притормозили процесс отправки. И эти машины томились на портовых складах Кореи и Японии. Когда их хранение стало выливаться в серьезные финансовые потери, владельцы все-таки приняли решение везти их в Россию. И судьба этих новых поставок снова туманна. На сегодняшний день таможня на вновь прибывшие машины ПТС не выдает.

 

Что будет дальше? Думаю, вопрос с дооборудованием подержанных машин устройствами ЭРА-ГЛОНАСС на местах все-таки дожмут на законодательном уровне. И это будет выходом из ситуации. Цены на такую установку сейчас в прессе звучат разные — от шести до 30 тыс. рублей, но когда мы сами прорабатывали этот вопрос для наших клиентов, по нашим расчетам выходило порядка 22–25 тыс. рублей».

Дестабилизация или…

Продавцы автомобилей пытаются сохранить хорошую мину. Да, ЭРА-ГЛОНАСС повредит продажам, но снижение это еще не будет означать краха.

Евгений Зайцев, заместитель директора компании Japan Track:

«Пока ситуация складывается таким образом, что внедрение этой системы ну никак не скажется на конечной стоимости автомобилей. Особенно тех «японцев», что уходят с молотка. А это, напомню, популярный способ приобретения подержанных авто из Японии для нашего региона. Даже если принять во внимание стоимость установки ЭРА-ГЛОНАСС в автомобиль, которая составляет порядка 30–35 тыс. рублей, входящая цена на аукционе просто будет снижаться ровно на столько, во сколько и обходится установка «тревожной кнопки». Если брать в расчет автомобили стоимостью от 300 до 500 тыс. рублей, то сумма не столь большая, чтобы нанести удар по авторынку и дестабилизировать продажи».

Максим Попов, менеджер по доставке автомобилей из Японии «ТКС-Джапан Тояма»:

«Все эти потрясения, связанные с ГЛОНАСС, не больше чем паника на пустом месте. Вспомним, как доллар перескочил отметку от 32 рублей до 60 с релятивистской скоростью, а Toyota Prius с 500 тыс. рублей стала стоить 550 тыс. Вывод: рынок адаптируется. Будет удорожание за счет установки ЭРА-ГЛОНАСС — с той, японской, стороны чуть «просядет» исходная цена».

Новости партнеров

Образ жизни