2017-06-28T12:35:34+10:00 2017-06-28T12:35:34+10:00

«Победа» над временем: пенсионер из Владивостока восстанавливает легендарный автомобиль

Скоро машина 1951 года выпуска вновь поедет по улицам столицы Приморья

28 июня 2017, 12:35
Яков Чайка

Фото: Семен Апасов
Фото: Семен Апасов | «Победа» над временем: пенсионер из Владивостока восстанавливает легендарный автомобиль

Виталий Мирянин – человек уникальный. Хотя он давно на пенсии, спокойно ему не живется. Виталий Владимирович – председатель общественной организации Фрунзенского района «Дети войны», вице-президент Ассоциации защиты автомобилистов, фотограф, писатель, путешественник и владелец уникальной машины – ГАЗ-М-20 «Победа» 1951 года выпуска.

Впервые Виталий Мирянин сел за руль в 11 лет. При этом водительские права он получил только в 21 год. Первой машиной, владельцем которой стал Мирянин, был старенький «Москвич-401». Он прослужил нашему герою пять лет. «Москвич» ему пришлось практически полностью восстанавливать. Возможно, именно тогда Виталий и решил связать свою жизнь с автомобилями.

А в 1973-м он купил единственный тогда во Владивостоке ГАЗ-М-20 – автомобиль, известный всем под именем «Победа». На нем Виталий Мирянин исколесил всю страну и не только.

– На Красную площадь было невозможно заехать вообще в то время – в 1976 году. Но на «Победе» я это сделать смог. Свернул с улицы 25 Октября, быстро выскочил с фотоаппаратом щелкнуть, а тут – милиция. В то время у них были 21-е «Волги» (ГАЗ-21). Начали спрашивать у меня документы. Отвечаю, что я из деревни… из Владивостока.

Один из милицейских автомобилей подпер «Победу» сбоку. Я им говорю: «Если я не сфотографирую машину, кто мне поверит, что я здесь был?» Машу рукой водителю, чтобы тот отъехал. И он отъехал. Щелк, сфотографировал, бегом к машине, через бордюр и удрал. Я понял, что они за мной не погонятся: им нельзя было покидать пост, – лишь посмеивается, рассказывая, Виталий Владимирович.

И это только одна из многочисленных историй, случившихся с ним во время путешествий по Советскому Союзу. Ему удалось побывать в Риге, Таллине, Москве, Ленинграде, Донецке, Волгограде, Белоруссии, Дербенте, Пятигорске, Суздале, Киеве, Саратове. Как утверждает сам Виталий Владимирович, единственное место, где он не был, – это Якутск.

Невольно интересуюсь:

– В то время так часто путешествовать могли немногие. Откуда вы брали средства? Откладывали?

Мирянин лишь машет рукой:

– Что мне откладывать было? Я хорошо зарабатывал всегда. Работал всю жизнь, как коммунист: там, где труднее и больше платят. Был начальником автобазы. Потом ушел работать в порт и там числился заведующим гаражом, а сам в это время работал на дежурной машине в бригаде грузчиков. Ну а потом… Вот знаешь, в 60-х годах самая крутая зарплата была 300 рублей, когда все получали по 72 рубля, а я в то время получал 800. Тогда я работал на ЯАЗ-201 с телегой. Возил тракторы, экскаваторы кругом, интересно было.

В ходе разговора выясняется, что наш герой – единственный человек во Владивостоке, который может управлять одним из автомобилей военных лет. Речь идет о БМ-13 «катюша» на базе ЗИС-151. Пенсионер часто принимает участие в выставках и парадах, приуроченных ко Дню Победы, на этой боевой машине.

Вот только в последнее время за руль ему садиться не приходится. У него украли кошелек, где лежали водительские права и паспорт. Сейчас занят восстановлением документов.

В ближайшее время все же хочет заняться ремонтом «Победы». Говорит, только заживет сломанная рука, и возьмется за дело:

– Я ее сделаю. Надо будет покрасить, установить решетку. Вот, кстати, 4 июня была выставка, а «Победы» ни одной. Будем стараться восстанавливать, чтобы люди видели и наши легендарные машины.

Справка

Уникальный советский легковой автомобиль ГАЗ М-20 «Победа» выпускали на Горьковском автомобильном заводе в 1946–1958 годах. Это была одна из первых серийных легковых машин, созданных после окончания Великой Отечественной войны. «Победа» стала первым автомобилем, получившим кроме серийного номера еще и название.

За все время было выпущено почти 250 тысяч автомобилей. Создатели легендарной «Победы», конструкторы Андрей Липгард и Александр Кириллов, вложили в машину невероятный запас прочности, благодаря чему ее до сих пор можно увидеть на дорогах не только в России, но и за рубежом. Так, в Америку первая «Победа» была завезена в 1952 году и до сих пор сохранилась у эмигранта из СССР, ныне жителя штата Калифорния.

Коммивояжер одесского происхождения Стэнли Слоткин купил автомобиль у таксиста в Хельсинки и переправил в США. По прибытии в штаты «Победа» вызвала большой интерес у журналистов и автоэкспертов. Их удивили расположение прикуривателя спереди, пепельницы сзади и многие другие нехарактерные для американских автомобилей вещи.

Кстати

На данный момент в Москве осталось примерно 1400 таких автомобилей, из них самостоятельно передвигаются около 400. Никто не может точно утверждать, сколько сохранилось подобных авто в мире.

Новости партнеров

Жизнь региона