Повседневную жизнь Владивостока уже невозможно представить без мостов. Переправа через бухту Золотой Рог значительно упростила быт горожан, живущих в Первомайском районе, а мост на остров Русский позволил без помощи паромов добираться островитянам до «большой земли».
Ко Дню города редакция PRIMPRESS решила напомнить читателям, как выглядел город без мостов, как шла стройка и что происходило с городом те долгие годы.
Первые подготовительные работы к грандиозной стройке начались в районе остановки общественного транспорта «Лазо» в середине лета 2008 года. На том месте, где сейчас стоят опоры мостового перехода, много десятков лет располагался парк с бюстом великого поэта Пушкина и сквер Владивостокского художественного училища, где любили гулять жители улицы Пушкинской. Однако летом 2008 года около исторических мест Владивостока начали появляться грейдеры, экскаваторы и бетонные ограждения – парк и сквер планировалось оставить и сохранить. Но планы не свершились, и в скором времени на месте зеленых насаждений образовалась строительная площадка.
Возведение моста со стороны центра было осложнено тем, что под развернувшейся стройкой находился и до сих пор существует подземный завод. Объект с кодовым названием «4040» расположен на глубине от 15 до 26,8 метра в районе улиц Пушкинской и Светланской. При установке опор моста строители столкнулись с этой проблемой и долго не знали, как поступить далее. В итоге пришлось прибегнуть к взрывным работам, что доставило массу неудобств местным жителям.
Дискомфорт от проживания рядом со «стройкой века» горожане испытывают до сих пор – сразу два жилых многоквартирных дома оказались соседями бетонной махины. Причем один из них относится к памятнику культурного и исторического наследия Приморского края.
«Когда шла стройка, мы ощущали круглосуточные вибрации от строительных работ, которые проходили в нескольких метрах от стены дома. В квартирах шли трещины, и было очень шумно. Жизнь под мостом принесла в квартиры много пыли и забрала солнечный свет – ванты загораживают солнце. Печально еще и то, что территорию бывшей стройки так и не облагородили – есть места, где торчат элементы укрепительных конструкций. А там, где был парк, ездят машины», - рассказала PRIMPRESS Наталья, жительница дома № 7 на Пушкинской .
В доме по адресу: Светланская, 61 горожане стали массово продавать квартиры сразу после появления первых признаков строительства. Те, кто этого не сделал, сейчас из окна своего жилища наблюдают пыльную дорогу, автостоянку и вечную тень.
Зато жизнь людей на противоположной стороне бухты Золотой Рог значительно изменилась. Чуркин, считавшийся криминальным, постепенно стал ближе к центру Владивостока и начал понемногу «окультуриваться». После появления Золотого моста путь с окраины города сократился в разы и стал занимать всего несколько минут на авто. Когда он был открыт для пешеходов, жители района могли дойти до места своей работы в центре города пешком всего за 20-30 минут. Финальным аккордом в «окультуривании» Чуркина послужило строительство Приморского театра оперы и балета, который позднее стал филиалом Мариинского театра.
«Раньше в центр на учебу мне с Окатовой приходилось ехать по нескольку часов. Если же выпадал снег, то я шел пешком – автобусы и весь транспорт вовсе переставали ходить. На Чуркине раньше жизни не было: не было нормальных продуктовых супермаркетов, в гостинках боялись жить, а ночью страшно было гулять из-за высокой криминогенности микрорайона и отсутствия фонарей», - вспоминает Александр, всю жизнь проживший в районе остановки «Окатовая».
Оба моста были открыты в преддверии саммита АТЭС, который прошел во Владивостоке в 2012 году, и на сегодняшний день стали не только «спасением» для жителей столицы Приморья, но и визитной карточкой города.