Использование, правила эксплуатации и регистрирование воздушных объектов и летательных аппаратов регламентируется Воздушным кодексом Российской Федерации. Он дает такое определение беспилотнику: «Воздушное судно, управляемое, контролируемое в полете пилотом, находящимся вне борта такого воздушного судна». А это значит, что беспилотными воздушными судами являются и большие беспилотные летательные аппараты (БПЛА), применяемые в военных целях, и всем известные квадрокоптеры, и игрушечные вертолеты, и авиамодели, и даже воздушные змеи, так как они контролируются с земли леером.
Сейчас под беспилотником чаще понимается именно беспилотный летательный аппарат, но технически им является любое транспортное средство, управляемое извне. В 1892 году компания «Электрические торпеды Симса-Эдисона» представила управляемую по проводам противокорабельную торпеду.
Наверное, самым узнаваемым военным беспилотником является американский Predator. Именно он стал рабочей лошадкой американской армии при военных действиях первого десятилетия XXI века. Максимальная нагрузка машины составляет 300 килограммов, максимальная высота полета 13,7 километра, скорость БПЛА превышает 400 км/ч, а максимальная продолжительность полета - 24 часа.
Сегодня беспилотники активно используются во многих сферах: они уже зарекомендовали себя на войне, их используют спасатели для поиска пострадавших, с их помощью отслеживают распространение лесных пожаров и пятен нефти на море.
В одном из китайских зоопарков амурские тигры начали набирать лишний вес и перестали охотиться. Из-за этого у животных нарушается обмен веществ и снижается иммунитет. Именно поэтому необходимо было заставить их двигаться. В качестве «дичи» над вольером с хищниками запустили дрон, за которым тигры с удовольствием начали охотиться, что помогло им нормализовать физическую форму.
Технологии постепенно доходят и до России. Не так давно «Почта России» объявила о планах внедрить систему доставки посылок дронами. Кроме того, некоторые банки говорят о возможности доставлять клиентам наличку с помощью все тех же дронов. Правда, система ни в первом, ни во втором случае еще не продумана до конца.
Квадрокоптеры используют не только в мирных целях. Например, родственники и друзья осужденных регулярно пытаются передать сидельцам «запрещенку» с помощью дронов. К счастью, сотрудники ФСИН умеют перехватывать такую доставку.
Сегодня для управления беспилотником необходимо получить разрешение на полет. Вернее, для того чтобы запустить воздушного змея во дворе дома, нужно получить разрешение от соответствующего органа местного самоуправления (администрации поселка, района, городского округа), а в городах федерального значения - разрешение органов исполнительной власти (органы власти субъекта Федерации или федеральные ведомства).
Согласно поправкам, внесенным в Воздушный кодекс Российской Федерации, которые вступили в силу 5 июля, беспилотные воздушные суда, чей вес превышает 250 граммов, подлежат обязательной регистрации. Теперь, чтобы запустить игрушечный вертолет, кроме получения разрешения на полет, игрушку необходимо зарегистрировать.
В США озаботились проблемой регулирования прав владельцев БПЛА гораздо раньше РФ. Так, в США права на эксплуатацию аппарата должны получить владельцы квадрокоптеров, вес которых варьируется от 0,55 до 55 фунтов. Заявитель отправляет полное имя и контактные данные по электронной почте, информацию вносят в базу, а владельцу присваивают личный номер. Регистрацию с этим номером заявитель получает ответным электронным письмом. Все последующие беспилотные летательные аппараты закрепляют за личным номером владельца. Если речь идет о Канаде, то здесь разрешен запуск БПЛА на высоту, не превышающую 90 метров. Ограничение на управление дронами имеется в ЕС – единые нормативы отсутствуют, каждая страна устанавливает собственные законы.