2017-07-26T14:39:04+10:00 2017-07-26T14:39:04+10:00

Бизнес на грибах: как в Приморье пытается расти экзотическая индустрия

Рано или поздно это удивительное создание природы добавит вам проблем — до сих пор вами не изученных и, быть может, фатальных

26 июля 2017, 14:39

 | Бизнес на грибах: как в Приморье пытается расти экзотическая индустрия

Минсельхоз собирается поддержать развитие производства грибов в рамках программы импортозамещения. Но гриб не сыр и не овощ, научиться его культивировать — задача повышенной сложности. О строительстве бизнеса на грибах, его особенностях и состоянии рынка грибов в Приморье пишет газета «Конкурент».

Дмитрий Рахматулин, пожалуй, единственный предприниматель в Приморском крае, которому удалось поставить грибоводческое хозяйство на широкую ногу.

«Свое дело я начинал в 2012 году и рассматривал разные варианты — и шампиньоны, и шиитаке. Но остановился именно на вешенках. Грибы, как известно, делятся на две категории: пластинчатые — деревообразующие и целлюлозопотребляющие — технологии их выращивания более доступны в России. Трубчатые (подосиновики, подберезовики, боровики и т. д.) у нас культивировать не научились. Я выбрал простой путь.

Проанализировал рынок, частично изучил технологию и пришел к выводу, что вешенка — малоизвестный, но очень перспективный гриб, который будет пользоваться коммерческим успехом благодаря своему вкусу и полезным свойствам. Если, конечно, правильно выстроить маркетинговую политику. Так и получилось. Когда я в первый раз привез грибы на рынок, 90% покупателей просто не понимали, что это такое и с чем его едят. Сейчас уже подходят и говорят: «Надо же, вешенка!»

К организации собственного дела Дмитрий подошел, серьезно изучив максимум полезной информации. Объем инвестиций составил около 1 млн рублей - в оборудование, помещения и посевной материал. Потребовался не один год, чтобы грибной бизнес устоялся. Оказалось, что добиться успеха в этом направлении гораздо сложнее, чем кажется на первый взгляд.

Реклама, наводнившая Интернет, гласит, что «выращивание грибов под силу даже ленивым», что «начать прибыльное предприятие можно с нуля в домашних условиях» и т. д. Однако, приступив к реализации «бизнес-плана», новички быстро прощаются с иллюзиями.

«Многие думают: если грибы растут в лесу, значит, их легко вырастить и в помещении. Но этот процесс требует недюжинных знаний и практического опыта, обучения именно технологии выращивания. Даже у серьезных предприятий возникают проблемы ввиду отсутствия профессиональных технологов», — рассказывает Елена Барсукова, заведующая лабораторией сельскохозяйственной биотехнологии ФГБНУ «Приморский НИИСХ».

«Грибной дом», «Кедр» — компании, которые несколько лет назад активно взялись осваивать перспективное направление, к сегодняшнему моменту потерпели неудачу.

Дмитрий Рахматулин рассказывает, что российскими производителями покрывается всего лишь 8–12% годового объема оборота грибов на рынке. Все остальное — импорт, преимущественно из Китая. Почему я в свое время и выбрал именно эту нишу, — конечно, очень тяжелую, но свободную от конкуренции. Три-четыре года приходилось тратить денежные средства не только на производство, но и на обучение. Знания, полученные из Интернета, оказались «дееспособными» процентов на 20–25, остальное я постигал методом проб и ошибок, учился — ездил по крупным грибоводческим хозяйствам в России и Китае. На первый взгляд кажется, что специалистов вокруг много, но, как правило, все это голые теоретики.

Однако в преддверии грибного сезона возникает резонный вопрос: почему бы по примеру Европы не наладить сбор и заготовку дикоросов в промышленных масштабах? Учитывая, что ведерко грибов вдоль федеральной трассы стоит 300–600 руб., это должен быть прибыльный бизнес. В Союзе переработчиков дикоросов сообщили, что к заготовкам на территории России разрешены грибы около 60 видов. Промысловое значение имеют белый гриб, подберезовик обыкновенный, подосиновики желто-бурый и красно-бурый, масленки зернистый и поздний, моховик желто-бурый, лисичка обыкновенная, опенок осенний, вешенка обыкновенная и степная, шампиньон обыкновенный, полевой и культивированный, груздь настоящий и черный, волнушка белая и розовая, рыжик обыкновенный, многочисленные представители рода сыроежек и др. Запас съедобных грибов в России, по научным данным, оценивается в 4524,6 тыс. т. Однако и с этим природным богатством не все так просто.

Алексей Емельянов, директор ФГБНУ «Приморский НИИСХ»: «Например, в Испании есть целые союзы сборщиков грибов, где состоят тысячи человек. К нам приезжают специалисты из Института лесного хозяйства Каталонии — региона, в котором к этому направлению относятся очень серьезно как к отрасли экономики, причем разные ассоциации занимаются сбором разных видов грибов, у них даже есть своя униформа. А кроме того, они создают условия на лесных территориях, чтобы продуктивность леса возрастала и грибной ресурс был возобновляемым».

Но Приморье не Европа, грибной дождь не прольется на него золотым потоком, считает Алексей Карасев, руководитель ООО «Производственно-заготовительная база»: «Культура потребления грибов у нас не так развита, как на Западе, сбыт ограничен. Хотя в «Приморском НИИСХ» сегодня успешно выращивают мицелий, и спрос на него потихоньку растет, это не те цифры, чтобы принимать их всерьез. В то же время качество таежных грибов оставляет желать лучшего, по сути, нам нечего предложить на экспорт — здесь нет грибов, востребованных на международном рынке. Белый гриб у нас плохого качества, лисичка практически отсутствует, груздей слишком мало, а технологий для выращивания таких грибов нет».

Технологии — тот подводный риф, о который разбиваются планы производителей. «Сколько было попыток выращивать японский трюфель — гриб мацутаке, занесенный в Красную книгу, но не получается, пока это неразрешимая задача», — говорит Алексей Карасев. А между тем если бы кто-то подобрал ключик к мацутаке, самому дорогому грибу в мире, то разбогател бы в одночасье. Учитывая его баснословную стоимость — порядка $2 тысяч за кило.

Вешенки и шиитаке, конечно, не японский трюфель, но и они требуют научного подхода, что рано или поздно понимает каждый грибовод. Тем не менее, несмотря на огромное количество подводных камней и единичные истории успеха, стартапы на этом рынке возникают как грибы после дождя. Житель Приморья Артем Дегтярев, ставший одним из победителей конкурса идей по освоению «дальневосточного гектара», планирует создать в крае первую в России грибную ферму прямо в лесу, где будет выращивать шиитаке.

То есть отважные фермеры не оставляют попыток удержаться в рискованной нише, и наверняка кто-то из них достигнет успеха. Но эта победа точно будет нелегкой. Перед тем как взяться за грибное дело, Дмитрий Рахматулин советует заказать и внимательно изучить уже готовую продукцию: как лучше ее хранить, как приготовить, «понять структуру и технологию самого гриба изнутри». «Лохотрон на грибах» в Интернете — многочисленных советчиков, которые обещают за энную сумму раскрыть все советы грибного бизнеса, надо бескомпромиссно игнорировать.

Арендуя помещение, следует очень осторожно говорить о его будущем предназначении, потому что заявленная цель непременно испугает арендодателя, и он поднимет цены на 100–200%. Важный момент — определиться с поставщиками сырья. Если выращивать шампиньоны, потребуется хорошая солома с ближайших ферм, но самое главное, конечно, качественный посевной материал — ни в коем случае нельзя пытаться производить его самостоятельно, «иначе крах вашего предприятия неминуем».

«И не забывайте, что вы имеете дело не с растением, а со сложным организмом, так что рано или поздно это удивительное создание природы добавит вам проблем — до сих пор вами не изученных и, быть может, фатальных, — уверен Дмитрий Рахматулин. — Гриб имеет свойство болеть, он подвержен опасности со стороны инфекций или грибов-конкурентов, которые размножаются гораздо быстрее, чем та культура, которую мы выращиваем. Лучше изначально принимать во внимание эти риски».

Новости партнеров

Новости (Бизнес)