2017-07-27T16:09:34+10:00 2017-07-27T16:09:34+10:00

Уходящая натура: бумажные книги уже почти никто не покупает

И читатели, и писатели все чаще предпочитают электронный формат

27 июля 2017, 16:09
Екатерина Измайловская

Фото: Семен Апасов
Фото: Семен Апасов  | Уходящая натура: бумажные книги уже почти никто не покупает

Бумажная книга сегодня — маловостребованный товар. Во-первых, люди вообще стали меньше читать, во-вторых, цены в книжных магазинах растут, в-третьих, многие удовлетворяются электронными книгами. Правда, по последним данным, в 2016 г. в Европе продажи бумажных книг выросли на 7%, в то время как электронных, наоборот, снизились на 4%. Но мы не в Европе.

«Если говорить об общем состоянии книжного рынка, можно отметить не только выраженную стагнацию, отсутствие роста по отрасли в целом, но и снижение объемов реализации, - говорится в годовом отчете Приморского торгового Дома книги. - В последние несколько лет рынок достиг пика насыщения по количеству наименований и по тиражам и рос только в денежном выражении. Некоторый рост обусловлен как инфляционными составляющими, так и увеличением стоимости книг за счет их более качественного и дорогого исполнения. Возник очевидный кризис перепроизводства, и специалисты констатируют неготовность рынка «переварить» такие объемы».

По мнению участников рынка, доля книг в общей потребительской корзине населения составляет всего 0,5% или даже меньше, а затраты приморцев на покупку книг не растут, напротив, объемы реализации книжной продукции сокращаются.

«Тиражи бумажных изданий сейчас ничтожно малы. Бестселлеры сейчас издаются стотысячным тиражом, знаменитые книги по 10, 15, 20 тыс. экземпляров. Доля остальных изданий составляет всего от 2 до 5 тыс.», - сообщил корр. PRIMPRESS писатель из Санкт-Петербурга Александр Прост, автор книг «Смерть цвета бейсик» и «Содержанка».

По данным Ассоциации книгораспространителей независимых государств, до 30% продаж печатной продукции в денежном выражении осуществляется в Москве. К регионам - лидерам книжной торговли относятся Новосибирская, Свердловская, Ростовская области, республики Татарстан, Башкортостан. Крупнейшей компанией в России признана издательская группа «ЭКСМО», в настоящее время в стране развиваются сети магазинов, связанных с издательскими группами.

В Приморском крае самая обширная сеть по-прежнему принадлежит Приморскому торговому Дому книги. Торговая сеть «Владкнига» пробует «новый формат», проводя на площадке своего магазина в ТЦ «Алеутский» лекции, ярмарки, квесты и другие развлекательные мероприятия.

В этом плане актуален комментарий известного российского бизнесмена из Приморья Вадима Дымова, владельца московско-питерской книжной сети «Республика», данный им деловому еженедельнику «Конкурент» еще пять лет назад: «Московский книжный рынок довольно насыщен. В «Республике» мы создали особую атмосферу открытости и творческого пространства. За основу берется так называемая модель «третьего места». Иными словами, места, стоящего у человека в приоритетах сразу после дома и работы. Кстати, мы отмечаем, что некоторые покупатели приходят к нам именно для того, чтобы проникнуться и напитаться энергией.

Человеку неприятно идти в скучный пыльный магазин. В книжном должна быть жизнь, неповторимый ореол, который притягивал бы клиента. И для этого очень важно правильно подобрать персонал и создать высокую степень его вовлеченности. Это должны быть люди, любящие то, чем они занимаются. Мой подход таков: каждый продавец — личность. Я знаю, кто какое образование имеет, чем увлекается.

Я бы с большим удовольствием построил книжный магазин во Владивостоке. Но для этого мне нужен талантливый партнер».

Согласно официальным данным, в книжной торговле края еще с 2014 г. прослеживается снижение продаж печатной продукции. Это обусловлено тем, что товарооборот в этой сфере носит сезонный характер. Обычно его пик приходится на июль, август и сентябрь – тот период, когда идет активная подготовка к учебному процессу. Например, в июле 2016 г. объем реализации Приморского торгового Дома книги составил 37,5 млн руб., в августе – 43,2 млн руб., в сентябре – 30,9 млн руб., в остальные месяцы года варьировался от 12 до 26 млн руб.

Все больше бумажных книг приобретается не в магазинах непосредственно, а в Интернете.

Василий Авченко, приморский писатель: «Я не издаю книги во Владивостоке и тем более не продаю. Мои книжки выходят в Москве, а во Владивостоке рынка, можно сказать, что и нет. Собственно поэтому я и издаюсь в столице России, где хотя бы гонорары платят, пусть и меньшие, чем хотелось бы».

 

Ольга Шипилова-Тамайо, приморская журналистка и писательница: «Выпускать книгу в Приморье - заведомо убыточный путь. Тем более в эпоху огромных онлайн-библиотек и интернет-магазинов, полных копеечных электронных книг всех эпох и народов. Речь идет не только о выгоде, но даже и об окупаемости частных авторских проектов. Но некоторые писатели и поэты, в том числе приморские, находят спонсоров для выпуска своих книг либо печатают на собственные средства, чтобы остаться полноправными владельцами авторских прав, а главное, заявить о себе миру, не дожидаясь годами благосклонности больших московских или питерских издательств.

Приморские издательства специализируются главным образом на выпуске краеведческой литературы. Художественные книги занимают крайне небольшую долю на местном издательском рынке».

Тем временем даже писатели начали отдавать свои предпочтения электронным книгам.

Александр Прост: «Я предпочел выпустить свою вторую книгу «Содержанка» в электронном формате по нескольким причинам. Во-первых, из-за маленьких тиражей сокращается гонорар автора. Если книга издана тиражом, например, 3 тыс. экземпляров, а отпускная цена издательства 150 рублей, то общий оборот по книге составит 450 тыс. рублей. Из этих средств нужно напечатать книгу, отредактировать, откорректировать, заплатить автору обложки, заложить резерв на непроданные и уничтоженные экземпляры, заплатить налоги, зарплаты и аренду, получить прибыль. Понятно, что заплатить автору сколько-нибудь значительную и даже заметную сумму невозможно.

Во-вторых, ввиду невысокого дохода издательства с каждого конкретного текста работа ведется так называемым конвейерным способом. В современных издательствах стараются выпускать в основном книжные серии. Вот и не приходится ожидать индивидуального подхода и внимания к себе. Ну и, в-третьих, на издание печатной книги уходит очень много времени. Моя первая книга была издана через год после попадания в издательство, что считается отличным результатом».

Стоит ли говорить, что никакой материальной выгоды от продвижения книги в Сети автор не получает. Только славу…

 

Некоторые эксперты считают, что электронные устройства не убьют книжный рынок, а изменят его (как кино не убило театр, а сайты не убили газеты) — теперь текст и «тело» живут независимо друг от друга.

По мнению издательства «Айсберг» (г. Санкт-Петербург), книги в их привычном, бумажном, варианте сохранятся, несмотря ни на что: «Электронный формат изданий всегда будет пользоваться популярностью среди невостребованных крупными издателями авторов, а также среди тех, кто хочет выпускать книжки исключительно для себя. Что касается бумажных вариантов, то постепенно изживут себя дешевые издания, отпечатанные на плохой бумаге. А вот качественные издания с хорошим полиграфическим оформлением не покинут книжный рынок».

Виктор Старицин, главный редактор делового еженедельника «Конкурент»:

- Страшное дело: поколение рожденных в девяностых и нулевых, кажется, вообще не воспринимает классические бумажные книги. Они ничего не читали, видимо, даже когда учились в школе, и дома не имеют книг, мир настоящей литературы им заменяют какие-то электронные «субпродукты». Продажи хороших книг в наших магазинах исчисляются буквально единицами, в лучшем случае десятками. На всю страну классика издается тиражами в 2-3-5 тысяч. Ну, разве что романы Пелевина выпускают тиражами более 100 000. А вот я беру в руки собрание сочинений Вальтера Скотта из моей домашней библиотеки. Тираж: 1 700 000 экземпляров! Ок, этого Скотта выпустили в перестроечное время, когда советские люди, измученные книжным дефицитом, еще расхватывали все более-менее приличное. Но вот 22-томник Льва Толстого, его издавали по подписке с 1978 по 1983 год. Общий тираж: миллион. Идем дальше: есть у меня собрание сочинений Чарльза Диккенса в 30 томах 1957 года. Тираж: 600 000 экземпляров. Великолепное издание: классические цвета, орнаменты, высокая печать, дающая удовольствие от прикосновений к страницам с «выпуклыми» буквами. Понимаете? Страна после войны поднималась из руин, а государство не скупилось на воспроизводство вечных ценностей.

 

Новости партнеров

Образ жизни