2017-11-03T15:22:29+10:00 2017-11-03T15:22:29+10:00

Вячеслав Варушичев: «Человек как наркоман — он хочет получать больше и больше»

Клинический психолог — об отношении к деньгами, нарциссизме и психологических установках

3 ноября 2017, 15:22
Юлия Пивненко

Фото: Юлия Пивненко
Фото: Юлия Пивненко | Вячеслав Варушичев: «Человек как наркоман — он хочет получать больше и больше»

У каждого свое отношение к деньгам. Но что значит быть богатым человеком и какова расплата за материальный успех?

Как рассказал в интервью деловому еженедельнику «Конкурент» клинический психолог, гештальт-терапевт Вячеслав Варушичев, чтобы сколотить состояние, нужно обладать определенным набором качеств, не всегда приятных для окружающих.

— Вячеслав Леонидович, как меняется психология человека, когда он получает большие деньги?

— Во-первых, никто просто так большие деньги не получает, за исключением редких случаев, когда человек, например, выигрывает в лотерею. Мы же с вами говорим о людях, которые заработали свои деньги. Это случилось не сразу, и потому психология заработка не меняется — она остается такой, какой была изначально, позволив человеку добиться желанного результата. На чем она основывается? Один из вариантов — нарциссизм. Так считаю не только я, так считают мои коллеги.

Дело в том, что нарциссы целеустремленно двигаются к своей цели и ведут в высшей степени социально приемлемый образ жизни, при этом готовы идти по головам, зарабатывая большие деньги. Помните книжку «Акулы капитализма», которую Остап Бендер прислал подпольному миллионеру Корейко с жирно подчеркнутой карандашом первой фразой: «Все крупные современные состояния нажиты нечестным путем»? Корейко не сразу собрал чемодан денег: он их копил, воровал — продавал украденные медикаменты и сахар. Помните, как он питался? Вел здоровый образ жизни, был примером на работе, никогда не опаздывал, не выпивал. То есть под нарциссом психологи имеют в виду не тот вызывающий яркий образ, который представляется многим, а совершенно другое — тип личности, тип вида контакта индивида с собой и внешней средой, который довольно сложно распознать простому обывателю.

В психологии существует такое понятие, как нарциссическая форма контакта, то есть человек так контактирует с миром. Вообще, нарциссические черты есть в каждом, их не надо бояться и до определенной степени даже полезно развивать. Но мы сейчас говорим о чистых нарциссах. Как правило, это очень умные люди — солидные, важные, хорошо одетые, вежливые, к которым, что называется, не подкопаешься, и они будут всячески скрывать свой нарциссизм, поэтому перья или корона на голове еще не показатель. Они как разведчики, в том числе и женщины.

— А что позволяет им идти по головам?

— Самое главное в таких людях — это то, что они не находятся в субъектных отношениях. То есть вы для них не субъект, вы — объект. Они спокойно переступят через вас и не потеряют сон и аппетит. К чувству вины, стыда они даже не подходят близко. Такой человек может сказать вам: «Простите», но это будут просто слова.

— А что лежит в основе нарциссизма? Тяжелое детство?

— Обязательно есть нарциссическая рана — она очень глубоко спрятана, добраться до нее непросто, а как только вы начнете к ней приближаться, столкнетесь с одной из двух реакций — человек либо убежит и скроется, каким-то образом исчезнет из вашей жизни, либо вы получите вспышку гнева или скрытой ненависти. Нарцисс затаится, если по каким-то причинам не может показать свои эмоции (напомню, эти люди живут как шпионы и боятся разоблачения), и будет молчать, а потом в один очень неприятный момент вам это припомнит и «влепит какую-нибудь штучку». Работать с такими пациентами крайне сложно. Они находятся в так называемом нарциссическом коконе. И если в нем проделать «отверстие» чуть больше выносимого порога, нарцисс попытается «уничтожить» терапевта либо уйдет с терапии.

Нарциссическая рана может иметь разное происхождение, но в ее основе всегда лежит чувство отверженности. Например, у человека в юности были прыщи или по каким-то другим причинам он чувствовал себя «рыжим». Может быть, он рос в неполной семье, где мать говорила ему: «Ты моя опора, вся надежда на тебя», или семья была полной, но кто-то из родителей подавлял его и не принимал как личность. Кроме того, сегодня в моде «успех», что всячески пропагандируется и поддерживается обществом. И вы посмотрите на этих мам и пап, которые с самого раннего возраста воспитывают «успешных» детей. Как правило, у них нет детства.

— А как раскрывается нарцисс, получив деньги и власть?

— Каждый по-разному. Если говорить о таких классических нарциссических перверсорах, извращенцах, то самый яркий пример — Гитлер. За его ненавистью к людям стояла рана отвержения в детстве. Примерно каждые три–шесть месяцев у нарцисса наступает нарциссическая инфляция, и ему непременно надо ее восполнить. Это называется «нарциссическое расширение» — например, сменить любовника, устроить очередную фотосессию в стиле ню, кого-нибудь «сожрать», поменять в своем коллективе, если это начальник, и т. д.

Обратите внимание: когда окажетесь в кабинете такого человека, он вам будет давать понять, что вы должны, и у вас сразу возникнет чувство вины. То есть нарцисс вот это чувство вины, которое называется «проективная идентификация», вам как бы присваивает. И когда вы заходите в его кабинет, то даже кресло, которое там стоит, — это место, где сидит виноватый человек — виноватый уже тем, что туда зашел, потому что ему говорят: «Вы должны были сделать первое, второе и третье». Так не обязательно ведут себя нарциссы, но это характерная форма их поведения, то есть все ему вокруг должны, а он не виноват ни в чем. А чувство стыда ему вообще чуждо.

— Кажется, вы нарисовали портрет, в котором каждый узнает близкие черты.

— В широком смысле нарциссов, строителей коммунизма, растила советская страна. И когда я разговариваю с клиентами, они часто говорят: «Да это же мой папа, это моя мама». Такая мать может испортить всю жизнь дочери, которой потом придется долго посещать кабинет психолога, потому что она не может злиться на маму, не может сказать ей «что-то не то», потому что в детстве ей привили чувство вины, и она идет с ним дальше, при этом не добивается успехов ни в личной жизни, ни на работе.

— А в семейной жизни нарциссы остаются диктаторами?

— Совсем не обязательно. Бывают и подкаблучники, причем есть много примеров крепких семей, только держатся они не на любви, а на сделке. Каждый выполняет обязательства со своей стороны. Муж работает, жена приносит детей, дети хорошо учатся, сын занимается в хоккейном клубе, дочке купили машину и так далее. Нарциссу важно показывать всем свое благополучие, порядочность и даже скромность, ведь он находится в объектных отношениях.

— Значит, это самый распространенный типаж среди богатых людей?

— Я, конечно, могу ошибаться и не преподношу свои заключения как истину, но мой жизненный и профессиональный опыт, три моих образования, клиенты, с которыми я работал и работаю, дают мне возможность говорить об этом. Да, среди богатых людей и начальников очень много нарциссов.

— Деньги — это зависимость?

— Чувство утраты контроля над ситуацией влечет за собой повышенное напряжение. Соответственно, нарастает тревога. К примеру, если сын был за отца в неполной семье или дочери приходилось заменять мать своим братьям и сестрам, страх потерять контроль будет сопутствовать им по жизни. То же самое здесь: как только человек перестает зарабатывать деньги, у него возникают тревога, напряжение, и он начинает искать всяческие возможности для заработка.

Что касается «золотых батонов» и поместий за миллиарды, то, я считаю, это категория «из грязи в князи». Человек не видит берегов, ему абсолютно не нужны все эти дворцы, но, как наркоман, он хочет получать больше и больше, а если денежный поток иссякнет, вернется чувство тревоги. Контакт с реальностью утерян.

Когда к нам приходит клиент, мы работаем с его чувствами и ощущениями, чтобы человек осознал свои личные чувства и ощущения, чтобы он четко определял, где его вина, его стыд, а где ему этот стыд «привила» мама в детстве или нарцисс-начальник. И пациент преображается — он начинает чувствовать себя более адаптированным, у него меняется походка, дыхание, настроение. Однако проблема заключается в том, что часто сами нарциссы попадают на терапию крайне редко либо становятся клиентами менеджеров от психотерапии — в итальянских ботинках за 70 тыс. и брендовом костюме с платиновыми запонками. То есть нарцисс выбирает нарцисса, и «кукушка хвалит петуха за то, что хвалит он кукушку». Тревога снижается, но продвижения, роста личности нет, терапевтическая линия ведения клиента отсутствует.

— Алкоголь, наркотики — простейший способ снять чувство тревоги?

— Напряжение снимают путем какого-то драйва, то есть ярких ощущений. Это могут быть экстремальные гонки на машинах, альпинизм или прыжки с парашютом. Кто-то выбирает наркотики и алкоголь, кто-то постоянно меняет любовников. Бывают случаи, когда богатые люди крадут разную мелочь в супермаркетах. А цель одна — снять витальную тревогу, которая возникает вследствие напряжения, и получить ощущение себя. Нередки семьи, где муж бьет жену, а она это принимает, потому что болевые ощущения дают то самое ощущение жизни: «Болит — значит, я живу». Парадокс, но это так. Неосознанная тревога, напряжение вызывают дефицит чувств и ощущений, вы не чувствуете себя, не ощущаете жизнь: «Я не живу». Она неосознанная, эта тревога, ее нельзя понять, вы не поймете ее, даже если прочитаете всего Шопенгауэра, Фрейда и Луизу Хей. Для этого нужен терапевт. Иными словами, в любой практике, в любом личностном росте необходим проводник, и он должен быть правильный и осознанный.

Новости партнеров

Интервью