2017-11-08T16:45:40+10:00 2017-11-08T16:45:40+10:00

Контрактная практика «Норебо» калечит отрасль

Экипажи страдают от инновационных решений крупного рыбодобытчика

8 ноября 2017, 16:45

Фото: roliz.vtc.ru
Фото: roliz.vtc.ru | Контрактная практика «Норебо» калечит отрасль

После смены владельца в ООО «Ролиз» дальневосточные моряки стараются обходить стороной компанию, когда-то сделавшую имя Сергею Дарькину, экс-губернатору Приморского края, ныне президенту ПАО «Тихоокеанская инвестиционная группа».

«На какую зарплату можно рассчитывать рыбообработчику без опыта в летний и зимний период? Видел объявления, где дают 100–120 тыс. за контракт сроком девять месяцев, как думаете, за 100 без опыта – это кидалово?» – написали на одном известном круинг-форуме. «Тут компаний по пальцам перечесть можно, где такие суммы платят... Если пойдешь в «Ролиз», то да...» – прислали ответ будущему матросу.

Тех, кто больше не хочет связываться с «Ролиз», становится больше. «Хорошие отзывы сочиняют в самой компании «Ролиз», чтобы заманить к себе как можно больше матросов, выгнать их в море, на горбу матросов выполнить рейсовое задание. А потом кинуть по зарплате. Все, кто работал в «Ролиз», это испытали на своей шкуре и бегут от «Ролиз» без оглядки», – пишут моряки.

До 2011 г. «Ролиз» первенствовал в рейтинге крупных и средних предприятий рыбохозяйственного комплекса Приморского края, уступая лишь другому активу экс-губернатора края – «Находкинской БАМР». Проблемы, как уверяют рыбаки, начались после смены хозяев. В 2011 г. «Ролиз» перешел под контроль группы Norebo (бывший «Карат»), возглавляет которую Виталий Орлов, долларовый миллиардер, по версии Bloomberg. Еще в 2013 г., по данным департамента рыбного хозяйства края, «Ролиз» входил в пятерку крупнейших предприятий рыбопромышленного комплекса как по добыче водных биоресурсов и уплате налогов в краевой бюджет, так и по среднемесячной зарплате (по этому показателю компании даже не было равных!). Более того, в 2016-м компания сохраняла лидирующие позиции. В настоящее время, конечно, от былой славы гиганта в Приморье не осталось ничего, потому что «Ролиз» юридически переехал на Камчатку. Сколько потеряло Приморье благодаря группе Norebo, можно только догадываться. Но в 2015 г. «Ролиз» закончил год с чистой прибылью в размере 966,6 млн руб.

Выиграла ли от переезда Камчатка? По данным официального сайта группы Norebo, у «Ролиз» всего два судна – МРКТ «Владимир Старжинский» и МРКТ «Капитан Кайзер» (арендован у АО «Альтернатива» по договору фрахтования бербоут-чартер»). Те самые «голубые испанцы», гордость рыбопромышленного комплекса России начала-середины 90-х гг. прошлого века. Оба траулера в настоящее время приписаны к порту Петропавловск-Камчатский, но бывают там очень и очень редко. Так, по информации капитана морского порта Петропавловск-Камчатский, «Владимира Старжинского» в этом году видели в этой гавани всего один раз, а «Капитана Кайзера» – ни разу. Есть предположение, что последнее судно является незаходным. Так называют объекты, которые пытаются добывать рыбу за пределами 12-мильной зоны без лишнего шума и без захода в отечественный порт, чтобы не платить НДС.

Оба судна вообще любят «тишину». Согласно анализу среднесуточных донесений ФГБУ «Центр системы мониторинга рыболовства и связи» МРКТ «Владимир Старжинский» зафиксировали в январе 2017 г. на промысле в Северо-Охотоморской подзоне. В целом, по донесениям можно проследить перегрузы и рыбалку судна. Но только до мая. Именно тогда траулер встал на ремонт в порту Пусан, и с тех пор в ФГБУ «Центр системы мониторинга рыболовства и связи» сведения о нем отсутствуют. Единственный признак послеремонтной работы МРКТ был зафиксирован в июне, когда, по сообщению СКЦ Росморречфлота, стало известно о смерти от инсульта члена экипажа. Судно тогда следовало из порта Пусан в Беринговоморскую экспедицию на промысел. Та же история и с «Капитаном Кайзером»: только в этом году судно не отметилось ЧП, а в 2016 г., по информации некоторых СМИ, на траулере скончался матрос-обработчик.

Как уверяют в Российском профсоюзе моряков, с соблюдением прав моряков дела обстоят проще – на их стороне конвенции, международные профсоюзы и государственный портовый контроль. У рыбаков ничего подобного не наблюдается. Главным образом потому, что международных требований на сей счет мало, место работы человека может быть в какой угодно стране неясной юрисдикции, и не поймешь, какой компании. Если же судно под флагом РФ, то здесь две проблемы: мизерные нормативы оплаты труда и минимальный госконтроль за работодателем.

Это подтверждают и форумы. «Работал я в «Ролиз» с 2013 по 2016 г. на «Владимире Старжинском» матросом обработки. Поначалу было вроде нормально. Но когда начали брать кого попало – все пропало. Уже с 2015 г. перестали выбирать квоту, упали заработки. Текучка стала большой», – написал один.

Вот другое мнение: «Я достаточно долго проработал в «Ролиз» и могу сказать, что раньше, до продажи нынешним хозяевам, было лучше! И кормили, и зарплату платили строго через две недели после окончания рейса, а не как сейчас – через месяц или полтора. Да и зарплата была в сопоставлении с теми ценами выше на порядок. И это не только рядовых касается, но и комсостава».

По данным СМИ, средняя ежемесячная заработная плата в «Ролиз» 238 тысяч. Матросы о таких заработках и не мечтают. По их словам, 70-100 тысяч – это потолок за их тяжелый труд. Причем страдают не только матросы и обработчики, но комсостав, который сегодня оказался под ударом.

Так, почти все экипажи судов, которыми на Дальнем Востоке оперирует группа «Норебо» («Мыс Муравьева», «Мыс Крузенштерна», «Мыс Ловцова», «Борис Трофименко» «Алексей Чириков», «Петр Ильин», «Виктория-1», Amerloq, «Калам», «Аланетт», «Калкан», «Бланкет», «Тибурон», «Тарпон», «Томкод»), оказались заложниками политики компании, направленной на уменьшение социальной составляющей и уменьшение оплаты труда.

По словам сотрудников, компания «Норебо» вводит контрактную систему оплаты труда. «Если раньше только капитаны были на контракте, то теперь почти переход на контракт требуют от комсостава. Для компании это экономия на отпускных, больничных, путевках в лагерь, подарках и других, прочих вещах. Убивается корпоративность в рыбацкой среде. Ветераны предприятий не нужны бренду «Норебо», ведь они больше не работники, которые устроены на предприятие на постоянной основе. Они обезличенный трудовой ресурс, который привлекают на один рейс. Это филиппинская схема, она ущемляет права работников и морально опустошает отраслевые кадры. При этом Росрыболовство и Министерство труда должно обратить внимание и дать оценку правомерности внедрения такой контрактной практики.

Но пока контролирующие структуры молчат. Зато сами моряки комментируют это следующим образом: «Контрактная система – это полное бесправие экипажей. В «Акросе», «Ямсы» и «Ролиз» часто не доплачивают после реализации продукции, и ничего сделать нельзя. Ведь могут не продлить контракт, это действенное средство давления на экипаж. Второй момент, что при увольнении капитана все контрактники уходят следом за ним на новое место работы, а ведь там свои работники, которых потом увольняют. Получается, что по флоту шарахаются команды контрактников, которые конкурируют между собой за суда. А работодатель пользуется этим и выжимает для себя максимум выгоды, полностью забыв по социальные аспекты».

В итоге, по словам правозащитников Российского профсоюза моряков, «стихийный рынок рыбацкого труда – дикое поле без каких-либо правил движения и соответствующей ГИБДД». И этот беспредел продолжается 25 лет.

Новости партнеров

Новости (Бизнес)