Парадокс заливщика: «На льду горячая вода замерзает быстрее, чем холодная»

Главный ледовар «Фетисов Арены» - о процессе подготовки хоккейной площадки
6 февраля 2018, 14:02

Фото: Екатерина Борисова
Фото: Екатерина Борисова | Парадокс заливщика: «На льду горячая вода замерзает быстрее, чем холодная»

В этом году ХК «Адмирал», представляющий Приморский край в Континентальной хоккейной лиге, отметит свое пятилетие. С 2013 года «моряки» трижды выходили в плей-офф и боролись за Кубок Гагарина. Достигать новых вершин команде помогают не только собственные силы и мастерство, но и люди, чья работа скрыта от глаз болельщиков. Ярким примером явлются ледовары. 

Корр. PRIMPRESS пообщался с главным ледоваром «Фетисов Арены» и узнал секреты подготовки хоккейной площадки.

– Андрей Валентинович, что привело вас в эту профессию?

– По своей основной специальности я рефмеханик. Занимался тем, что обслуживал холодильные установки, которые обеспечивают состояние льда. А потом увидел вакансию заливщика льда, и вот с основания комплекса я здесь.

– Вы где-то обучались или постигали азы специальности самостоятельно?

– Обучались сами. Где-то брали информацию в Интернете, где-то общались с людьми, созванивались со специалистами из других ледовых арен и потихоньку стали понимать процесс работы.

– Что нужно для устройства на работу ледоваром?

– Права категории В и пройти хотя бы минимальное обучение здесь, на арене, потому что ледозаливочная машина специфична, требует некоторого навыка и понимания самого процесса, что делать со льдом и как эксплуатировать этот автомобиль. Сами мы прошли обучение на одном из крытых катков Владивостока.

– Как устроен ваш рабочий день?

– Он обычный, восьмичасовой, как у старшего инженера по работе с ледовыми полями. Ребята работают сутки через трое.

– А во время матча?

– Во время матча один человек находится на суточном дежурстве, и второй заливщик – это я. Всегда я. В перерывах лед заливают два человека, чтобы было быстрее и эффективнее.

– Не страшно ли выезжать на лед во время матча на глазах у многотысячной аудитории?

– Не скрою, сначала было немного неуютно. Потом привыкли. Очень волнительно было в первый сезон –  так много людей, но в то же время было очень интересно. Потом все вошло в режим, и сейчас работаем спокойно.

– Говорят, что хоккейный матч во многом зависит от качества льда. Чувствуете ли вы ответственность за это?

– Ответственность чувствуем, нареканий стараемся не получать от команды, это бывает крайне редко. Делаем все, что от нас зависит.

От качества льда зависит процесс игры! И вообще, для хоккеистов, фигуристов требования ко льду разнятся. Если для фигуристов лед можно сделать потеплее, то для хоккея обязательно нужен холодный лед, более низкой температуры, чтобы скользить лучше. Перекаливать лед тоже нежелательно, поэтому мы для себя наработали среднюю температуру и стараемся ее поддерживать.

– Вы работаете только на ледозаливочной машине или же имеете отношение и к технологии производства льда?

– Моя работа связана со всеми этапами, начиная от первоначального цикла заливки льда до укладки рекламы и обновления льда.

Намораживание льда – очень длительный, трудоемкий и ответственный процесс. Бетонная плита, которая находится подо льдом, – это основа. В ней уложены трубки, по которым течет холодная вода. С этого и начинается процесс приготовления льда. При помощи холодильной установки бетон охлаждается, потом наносится тонкий слой воды, и так слой за слоем. Потом наливается слой чернового льда, после чего производится окраска, и лед становится белым. Не так давно краску для льда стали делать в России, она не такая дорогая, как канадская, а по качеству не уступает. После того как лед окрашен, заливается еще слой воды, затем укладываются игровая разметка и рекламные баннеры. Наконец, наносится финальный слой льда.

Со временем лед становится мутный, поэтому, когда есть пробел в расписании, поврежденный лед срезается и заново заливается.

– Приходится ли работать вручную?

– Да, во время матчей бывает, но это не сложно. Главное – определить и увидеть во время заливки, где оставили глубокий порез. Далее берется немного снега, который срезала машина, и укладывается в этот порез. За перерыв все успевает замерзнуть.

– Это правда, что при заливке льда используется горячая вода?

– Да, это так. Как ни странно звучит, горячая вода замерзает на льду быстрее, чем холодная. Этот парадокс называется эффектом Мпембы. Мы используем воду температурой 60 градусов. Для этого у нас стоит специальный большой бойлер, который всегда подогревает воду. Еще горячая вода сглаживает порезы от коньков, подтапливая верхний слой крошки. При заливке горячей водой лед становится ровнее.

– Расскажите об особенностях или сложностях своей работы.

– Обычная работа, но в то же время очень интересная. Очень приятно, когда о нашей работе хоккеисты отзываются хорошо.

– Есть ли в вашем коллективе женщины?

– Нет. Да и коллектив у нас небольшой – пять человек.

А могла бы девушка справиться с вашей работой?

– Не знаю... В наше эмансипированное время? Вполне вероятно. Но зачем? Это холод, это тяжелая суточная работа. Раз в полтора часа нужно выезжать на поле, это не просто же сел и поехал. Заливка льда – это не весь процесс, многое остается за кулисами. Например, техобслуживание машины тоже входит в нашу работу.

PRIMPRESS рекомендует:

Вы отвечаете
Отправляя комментарий, вы соглашаетесь с Политикой конфиденциальности.

Комментариев к этой статье нет

Интервью

Новости партнеров