2018-02-10T23:51:14+10:00 2018-02-10T23:51:14+10:00

Ученые сравнили гаджетоманию с возникновением христианства

Эксперты спорят, хорошо или плохо то, что младшее поколение уходит в виртуальный мир

Тот факт, что смартфон вошел в жизнь большей части человечества отрицать бессмысленно, равно как и то, что гаджеты стали чем-то большим, чем просто бытовая техника. Доказывать это стало бессмысленным занятием, поэтому ученые переключились на анализ пользы и вреда для подрастающего поколения повсеместного использования устройств, предназначенных для выхода в интернет.

«Смартфоны делают юных пользователей несчастными. Гаджеты оказали вредное влияние на целое поколение» — к таким выводам приходит в своих научных работах и популярных книгах Джин Твенге (Jean M. Twenge), профессор Университета штата Калифорния в Сан-Диего.

Суть теории профессора Твенге можно понять по названию ее последней книжки, вышедшей в свет в прошлом августе,— «iGen: Почему современные «суперподключенные» дети растут менее склонными к бунту, более толерантными и послушными, но менее счастливыми и совершенно неготовыми к взрослой жизни». Нынешние дети и подростки — это поколение iGen, то есть поколение айфонов-айпадов (Твенге к нему относит тех, кто родился между 1995 и 2012 годом.) В России социальная сеть «ВКонтакте», проводя летом 2017-го исследование среди своих пользователей в возрасте 14–25 лет, без ложной скромности назвала их поколением «ВКонтакте». И с ней не поспоришь: в крупных российских городах «ВКонтакте» пользуется 93% молодежи.

Согласно статистике 2017 года, в США смартфонами владеет 92% тех, кому от 18 до 29 лет. В Великобритании — 96% тех, кому от 16 до 24. Для россиян в возрасте от 12 до 24 лет аналогичный показатель составлял в 2016 году 86,2%. Это в среднем по стране. В Москве, Санкт-Петербурге и крупных городах цифры, вероятно, соответствуют американским и британским.

Смартфон молодые люди используют прежде всего ради социальных сетей. В США это в первую очередь «Фейсбук», в России — «ВКонтакте». Плюс «Инстаграм» для фотографий, конечно.

Твенге утверждает, что смартфоны вгоняют подростков в тоску, депрессию, делают скучными, апатичными домоседами-эгоистами. Профессор обнаружила однозначную связь между использованием смартфонов и настроением. Подростки, много времени тратящие на общение через интернет и телефон (социальные сети, чаты, СМС, мессенджеры), реже бывают счастливы, чем те, кто больше общается, играет, занимается спортом — все это в реальном мире. (Впрочем, заметим, что и в реальном мире во время встреч подростки беспрерывно пользуются смартфонами, размещают фото в «Инстаграме» и в «Фейсбуке», переписываются с теми, кого на встрече нет.) Ученый пришла к выводу, что представители поколения смартфонов перестали ежедневно гулять с друзьями. Они реже ходят на свидания, а старшеклассники реже занимаются сексом. Представители младшего поколения  чаще ощущают себя одинокими, чаще недосыпают. Особенно отчетливо негативные тенденции стали проявляться после 2007 года — именно в том году вышел первый iPhone.

Исследования «ВКонтакте» показали, что людям комфортнее в социальных сетях, чем в реальной жизни. Или одинаково. Так ответил 61% опрошенных. Мысль о том, чтобы остаться без социальных сетей, приводит в панику 81% парней и 89% девушек.

Соцсети, по мнению многих ученых, делают несчастными не только детей и подростков, но и людей более зрелого возраста. Так, Холли Шакья и Николас Кристакис, работающие вместе с Джин Твенге в Университете штата Калифорния в Сан-Диего, опубликовали в прошлом году результаты своего исследования. Они работали с несколькими тысячами американцев более трех лет и пришли к выводу, что соцсети негативно влияют на физическое и душевное здоровье человека.

В качестве одной из причин, ученые называют проблему хвастовства в интернете. Люди хвастаются чем-то в сети, создавая образ более счастливой, чем на самом деле, жизни, это может вызывать у их сетевых собеседников ощущение собственной неполноценности, ущербности.

Картина создается удручающая, если принять теорию Джин Твенге за абсолютную истину. Но с этой теорией согласны не все. Особенно представители академической науки. Они упрекают Твенге в том, что причинно-следственная связь между длительным пребыванием подростков в социальных сетях и их эмоциональным состоянием ею не доказана. А это главный тезис ее теории. Твенге в принципе не рассматривала возможность того, что изменение привычек поколения вызвали не смартфоны, а какая-нибудь другая причина. Например, усиление борьбы с терроризмом после 11 сентября 2001-го, финансовый кризис 2007–2009 годов или что-то еще.

Алексей Фирсов, руководитель центра социального проектирования «Платформа»: «Мы видим столкновение двух очень разных и мощных культурных пластов. В истории мало примеров ценностного конфликта такой силы, хотя нынешние его формы не ведут к социальным катаклизмам. Например, по социальному эффекту это можно сравнить с появлением христианства. Возникла совершенно новая культура, которая стала разрушать сложившиеся жизненные модели и стереотипы.

Для взрослых интернет — это изобретение, появившееся при их жизни, привнесенное извне. Для младшего поколения это не изобретение, а среда жизни. Часть окружающего пространства, как мебель, улицы, транспорт. Это принципиально разные подходы. Дети и подростки, пользуясь социальной сетью, порой даже не думают, что выходят в интернет. Они просто общаются. Вот, к примеру, практика гендерных знакомств. Для тех, кто старше, знакомство в интернете, через Tinder или Mamba, и знакомство, например, в баре — совсем разные вещи. Для тех, кто младше, особой разницы нет. Виртуальный мир для сегодняшней молодежи ничем не ущербнее реального — это просто другой аспект бытия.

Руслан Карболсунов, представитель пресс-службы «ВКонтакте»: « Соцсети уже давно больше чем место для общения с друзьями и близкими. В VK пользователи слушают музыку, играют, смотрят сериалы и даже покупают авиабилеты и заказывают такси. Многие подписываются на научные сообщества, интересуются трансляциями лекций, слушают образовательные подкасты. Логично, что люди проводят в онлайне все больше времени».

Татьяна Пуйда, психолог, психотерапевт: « На мой взгляд, нельзя категорично утверждать, что для каждого подростка длительное пребывание в интернете вредно и делает его несчастным. Основная деятельность в подростковом возрасте — это общение со сверстниками. В процессе этого общения подростки решают важные задачи своего развития: учатся общаться, конфликтовать, находить компромиссы и лучше понимать, как устроен процесс взаимодействия между людьми. Интернет как раз дает такую возможность.

Несколько смущает определение «несчастности» детей и подростков. Подростковый возраст априори самый сложный в жизни человека. Это возраст максимального рассогласования всех сфер развития, ты уже не ребенок, но еще и не взрослый. У подростка часто отсутствуют внутренние опоры и ориентиры, они как раз находятся в процессе становления. Этот период иногда сопровождается повышенной агрессивностью, тревогой, депрессивным настроением, суицидальными мыслями, непринятием себя и других. Поэтому сложно говорить о прямой зависимости использования гаджетов и «несчастности» подростков».

НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ