2018-06-06T09:59:26+10:00 2018-06-06T09:59:26+10:00

Как в Приморье выбирают губернаторов

Предстоящие в сентябре выборы главы региона будут в некотором роде юбилейными

Предстоящие в сентябре выборы губернатора Приморского края будут в некотором роде юбилейными — всенародно глава региона избирается всего лишь в пятый раз. KONKURENT решил вспомнить, как проходили предыдущие четыре события.

Наздратенко у руля

Впервые приморский народ выбрал себе руководителя в декабре 1995 г. Времена тогда были сложные, в общем граждане жили бедно и все казалось нестабильным. Словом, «лихие девяностые». Никаких политтехнологий не существовало, выборы проводились с помощью того, что позже назовут административным ресурсом, и триады СМИ (телевидение, радио, печатная пресса). Важнейшей формой общения кандидата с электоратом были встречи с трудовыми коллективами, которые тогда еще существовали (коллективы) в крупных, часто многотысячных видах.

С огромным перевесом (см. табл.) победил Евгений Наздратенко, который до этого уже 2,5 года отработал в должности губернатора. Президент Ельцин внес письмо о назначении народного депутата РФ Наздратенко Е. И. на согласование Совета народных депутатов Приморья 14 мая 1993 г. В 95-м самым сильным соперником Наздратенко был «нетрадиционный» мэр Владивостока Виктор Черепков, но его поддержали только в краевом центре.

«Звезда Евгения Наздратенко взошла в 90-м, когда он стал депутатом Верховного Совета РСФСР, — вспоминает депутат Законодательного собрания Приморья из фракции КПРФ Владимир Беспалов. — Отличался Евгений Иванович патриотизмом, защищал интересы Приморья, горняков. В Дальнегорске, Кавалеровском районе он оставил о себе хорошую память. Тогда было, напомню, трудное время. Арсеньевские заводы стояли без заказов, не платили деньги за выполненные работы. Рабочие полгода сидели без зарплаты, мы дошли до того, что создали стачечный комитет. Пригласили Наздратенко на встречу с трудовым коллективом. Люди говорили: жить не на что, спасали огороды. Губернатор обещал помочь и помог — вскоре в Арсеньев пошли вагоны с продуктами: мукой, макаронами».

В 1999 г. Беспалов был избран главой Арсеньева, а Наздратенко — во второй раз губернатором.

«Евгения Наздратенко избирали губернатором не благодаря политтехнологиям, а потому, что народ его считал «своим». Таким он и был», — считает Беспалов.

Однако выборы-1999 были уже достаточно жаркими. Наздратенко пребывал «в кольце врагов». Видимо, именно там, в «окопе», и родился недооцененный на фоне гениального черепковского бренда «Совесть России» предвыборный слоган «Наздратенко у руля — не боимся ниЧЕГО!».

В архиве делового еженедельника «Конкурент» сохранилась секретная служебная записка, датированная сентябрем 1999 г., в которой один из членов предвыборного штаба действовавшего губернатора, руководитель департамента администрации края, излагает другому такому же начальнику свои соображения.

«Большинство населения края не способно самостоятельно ориентироваться в сложном суррогате взаимоисключающих ценностей и поведенческих программ, — пишет Ш. — При невнятности критериев того, что хорошо, а что плохо, срабатывают защитные механизмы — глубинные стереотипы бывших советских людей. Поэтому главным рупором должны быть краевые и районные газеты. Особенно районные. Их усиленное финансирование, контроль, обеспечение материалами. И только потом радио и телевидение.

Надо смело рассказывать, что при пресловутом отсутствии роста производства у нас в Приморье оказались фантастические масштабы реального потребления личных автомобилей, туристических путевок, несметное количество денег потрачено на приобретение еды, одежды, стройматериалов и т. д. Что доля личных доходов составляет почти 50% ВВП, а доля налогов с физических лиц — лишь 3–3,5%.

Оппозиционеры не смогли ни разу собрать более 1000 человек. Как же можно тогда навязывать остальному населению края свои взгляды?

Средства массовой информации должны быть под контролем штаба, а не руководства пресс-департамента».

В целом любопытное письмо, даже по приведенной здесь выдержке можно сделать для себя ряд сравнений с днем сегодняшним.

Почему Дарькин?

Летом 2001 г., после «форс-мажорного» ухода Наздратенко в отставку, состоялись самые интересные губернаторские выборы в истории Приморья.

Напомним, что на старте избирательной кампании мало кто рассматривал всерьез фигуру предпринимателя Сергея Дарькина. Полпред Пуликовский не сомневался в победе своего ставленника из Хабаровска Геннадия Апанасенко, исполнявший обязанности губернатора Валентин Дубинин неожиданно решил сыграть свою игру и тоже выдвинулся. Главной угрозой «тяжеловесам» виделся, как всегда, кандидат Черепков.

В итоге «между струйками» прошел Дарькин. Однако к победе его привели не только растрата сил «тяжеловесов» на борьбу друг с другом и не только его фирменное личное везение, которое и впоследствии не раз его спасало, в т. ч. от тюрьмы. Именно Дарькин впервые использовал на выборах в Приморье новейшие на тот момент политтехнологии.

Владимир Беспалов: «Лозунг «Нам здесь жить», смелая предвыборная программа, нестандартные ходы в СМИ, майонез с агитационными лозунгами, общественные работы по уборке территории и посадке деревьев, оказание помощи малоимущим. Ярко, свежо, интересно! Очевидно, Дарькину удалось найти подход и к администрации президента. Так что, несмотря на имидж выходца из полукриминальных и партноменклатурных кругов (первой супругой С. Дарькина была дочь первого секретаря Приморского крайкома КПСС А. Головизина. — Прим. «К»), в определенный момент мы почувствовали, что за Дарькиным стоит сила. Победа его была неожиданной. Оппоненты его не смогли противопоставить ничего, наверное, потому, что работали по старинке».

Даже неопытность в публичных выступлениях и дефекты речи Дарькину не мешали — напротив. «Подкупающая улыбка, эдакий рубаха-парень», — вспоминает Беспалов.

За ту предвыборную кампанию Сергея Дарькина отработавшие на него маститые российские политтехнологи впоследствии получили от своих коллег престижные в профессиональном сообществе награды.

Дарькин победил Апанасенко во втором туре выборов. Второе место занял кандидат «против всех», который получил 33,71% голосов. В основном это были голоса, отданные в знак протеста против снятия с выборов Черепкова.

Кстати, листовками с вопросом «Почему Дарькин?» были заклеены многие поверхности в крае. Наращивалась узнаваемость этой новой в политике фамилии.

Формальные выборы?

Мало кто из наших читателей вспомнит главный слоган предвыборной кампании Владимира Миклушевского в 2014 г. А он был: «В интересах Приморья». Выборы-2014 не запомнились яркой кампанией, ведь бороться кандидату от власти было особо не с кем. Зато осталось в памяти большое количество поездок Миклушевского по краю.

Владимир Беспалов: «Аппарат работал, политтехнологи получали деньги. Но чего-то запоминающегося не отмечу. Выборы были формальными».

Как бы то ни было, но действовавший губернатор старался. Миклушевский проехал почти весь край, проводил встречи с жителями. Главы районов тоже старались как могли, чтобы показать свою лояльность.

Пожалуй, основной технологией в 2014-м стала т. н. сушка явки. В условиях отсутствия хорошего бюджета и при наличии административного ресурса она приносит свои плоды.

Ничего особенно нового и яркого на выборах губернатора в будущем сентябре нас, очевидно, не ждет. Врио губернатора Андрей Тарасенко сторонится предвыборных игрищ и предпочитает решать реальные вопросы власти в непубличной плоскости. А среди серьезных людей вряд ли найдутся желающие вступить в заранее проигранное сражение с тем человеком, которого назначил в Приморье президент. Подобное возможно при одном условии — когда соискатель идет ва-банк. Правда, будучи шагом отчаяния, ва-банк в большинстве случаев приводит лишь к окончательному поражению.

Константин СЕРГЕЕВ

КОММЕНТАРИИ

Юрий Копылов, глава Владивостока в 1999–2004 гг.: «Я в выборах 1999 г. принимал непосредственное участие. Задача у меня была непростая — мобилизовать население Владивостока, которое всегда скептически относится к губернаторам. К тому же политику, который идет на второй срок, как было у Наздратенко, всегда сложнее. Оппоненты выезжают на критике. Тогда из Приморского края, Владивостока все бюджетные забирались на федеральный уровень. А у нас — масса неразрешенных проблем. Кампания строилась на конкретных примерах. Евгений Наздратенко — это производственник. Как в действующих условиях построить и привести в действие горнорудное предприятие? Как добраться до руды, которая на километровой глубине, и достать свинец и олово? Такое может только настоящий мужик, который вырос в Приморье, все здесь знает и понимает. Победа досталась непросто, но заслуженно. После губернаторами становились люди, которые не имели никакого производственного опыта, теоретики. Соответственно, постановка избирательных кампаний была совершенно иной: на свисте, улюлюканье, кураже».
Виктор Рева, член Избирательной комиссии Приморского края: «Все избирательные кампании преследуют одну цель — получение власти легитимным способом. С этим мы во все времена с разным успехом справлялись. Но каждое время востребует своих героев. «Нам здесь жить» запомнилось. Неожиданная и необычная кампания. Молодой, перспективный Дарькин. Я тогда и сам вместе с жителями своего дома участвовал в уборке придомовой территории, наведении порядка. Другие кандидаты пользовались преимущественно политическими лозунгами, а технологи Сергея Михайловича разобрались в том, что народ на тот момент устал от политики. Почему кампания 2014 г., в которой победил Миклушевский с гораздо лучшими результатами, была более блеклой? Да потому, что очень по-разному люди жили в 2001 г. и через 13 лет. Какие времена, такие и победители. Глупо считать, что люди, выступавшие ярко раньше, победят и сегодня. «Тренд» Миклушевского, под которым он пришел, — борьба с коррупцией — не требовал особых лозунгов, был понятен и так. Людям реально надоела коррупция».
Валентина Петрова, сотрудник администрации Приморского края в 1999–2001 гг.: «Для иллюстрации того, что такое были выборы в 1990-х и как тогда блюли законы, расскажу один случай. На выборах в Госдуму была на участке наблюдателем от «Партии любителей пива». К 10 часам члены УИК устали и заснули. А мы, наблюдатели, чтобы не беспокоить пенсионеров, самостоятельно провели подсчет голосов…

В администрации края я занималась взаимодействием с муниципальными СМИ. Их было много: около 10 радиоканалов, 3 местных телевидения только в Находке. Естественно, в непростых экономических условиях тех лет выборы воспринимались средствами массовой информации как возможность подзаработать. Надо ли говорить о значении местных СМИ во времена, когда никакого Интернета и не было? До Тернея и Дальнегорска с агитацией не наездишься. При Наздратенко был принят краевой закон об экономической поддержке городских и районных газет, появилась соответствующая строка в региональном бюджете. Бумага выделялась краем, зарплату сотрудникам СМИ платили муниципалитеты. В Приморье были за бюджетный счет созданы три новых типографии: в Уссурийске, Находке, Арсеньеве. Газеты переходили с линотипов на офсетную печать, в редакциях появились компьютеры. По показателям технического прогресса в СМИ мы были впереди всех дальневосточных регионов. Сергей Дарькин в 2001 г. очень хорошо воспользовался той базой, которую создал Наздратенко. В СМИ закинули много денег, и они на славу пропиарили будущего губернатора».

НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ