2018-10-03T14:34:33+10:00 2018-10-03T14:34:33+10:00

Психолог Татьяна Климкович - о том, как растить детей в современном мире

3 октября 2018, 14:34
Екатерина Дымова

Фото: Предоставлено героем публикации
Фото: Предоставлено героем публикации | Психолог Татьяна Климкович - о том, как растить детей в современном мире

В век высоких технологий, потребительства и культа материальных ценностей у проблемы отцов и детей появились свои нюансы. Об этом и не только корр. PRIMPRESS побеседовал с психологом Татьяной Климкович.

– Татьяна Викторовна, насколько актуальна на сегодня проблема самоопределения детей и какова в этом роль родителей?

– Вопрос роли родителей в самоопределении детей сегодня является одним из самых болезненных. Каждый родитель считает своим долгом и правом помочь ребенку самоопределиться. Он уверен в том, что имеет право оказывать влияние на его выбор будущей профессии. И родители, как правило, не могут убедить себя в том, что дети вольны самостоятельно выбирать свой путь. Однако, чтобы давать определенные рекомендации представителю нового поколения, человек должен быть профессионально подготовленным, компетентным, объективным и продвинутым.

– Где та грань, которая разделяет активное влияние на выбор ребенка от того, где ребенок сам вынужден принимать решение относительно своего будущего?

– Все зависит от зрелости и подготовленности родителя. Если он считает нужным принять решение за ребенка, то навсегда берет на себя ответственность за этого человека. Это очень серьезно, поскольку ребенок в случае неуспеха, неудачи или разочарования обязательно скажет: «Зачем ты принял за меня решение?» В таком случае родитель становится заложником будущих провалов ребенка даже в тех ситуациях, когда выбранное им направление было результатом действительно разумного решения.

Ребенок к выбору профессии должен быть уже осознанно зрелым. Обычно это происходит только к 16-17 годам. Однако сегодня все больше говорят о том, что уже с пятого класса ребенок должен быть сориентирован на будущую профессию.

– На какие аспекты следует обратить внимание родителям, которые дают рекомендации своим детям относительно будущей профессии?

– В наше время, когда мы проводим, как мы считаем, абсолютное тестирование, чтобы выявить склонности к тем или иным видам профессиональной деятельности, оказывается, что ни один из них не в состоянии дать точного результата. К тому же есть социальный запрос на профессии. В то же время не стоит сбрасывать со счетов творческое начало, которое есть у каждого ребенка. Далеко не все родители в состоянии дать действительно дельный совет, поскольку вряд ли они на сегодняшний день к этому готовы. Они, как правило, готовы только к тому, что модно, что социально приемлемо и, самое главное, материально выгодно.

У нас происходит материализация общества. Кстати, недавно слышала выступление тибетского Далай-ламы. Он говорил о том, что на сегодняшний день образование необходимо, то есть без него общество не может функционировать. С другой стороны, образование направлено на материальное: где можно получить больше денег, где выгоднее. И этот парадокс заводит людей в глубочайшие психологические формы депрессии. Не учитывается личный потенциал, духовное и творческое состояние: человек хочет рисовать, писать, танцевать, а его направляют в экономисты.

Если родители – жесткие материалисты, то они будут давить на ребенка. Но как сегодня меняются гаджеты, так меняется и мода на профессии. Родитель не может знать наверняка, какие профессии завтра станут приоритетными, оплачиваемыми, респектабельными и так далее. У родителя очень опасная двоякая ситуация.

Вопрос о признании, о выборе профессии, о том, занимаюсь ли я своим делом, в проблеме психологических кризисов среднего возраста (30-40 лет) является одним из ключевых. Если человек не успешен в профессии, то он автоматически не успешен во всех остальных аспектах жизни. Особенно это касается мужчин. Если он не занимается делом, которое приносит ему социальное и моральное удовлетворение, то он никогда не будет уважаем своими коллегами, своей женой, своими детьми и обществом. Поэтому выбор профессии – это серьезный вопрос. И, прежде чем родители начнут что-то ребенку рекомендовать, пусть сначала протестируют себя на профпригодность к этим рекомендациям: имеют ли они сами представление о том, какие профессии есть, как их потом применить.

Нельзя сбрасывать со счетов и то обстоятельство, что дети, находясь перед выбором своего будущего, не очень-то хотят слушать родителей. Поэтому я всем родителям рекомендую: пусть о самоопределении с детьми поговорят чужие, но авторитетные люди. Если человек значим для этого ребенка, то он его обязательно услышит.

– Как же родителям разумно поступить, чтобы не ошибиться?

– Современный рынок труда с использованием новых технологий доступен не всем родителям. Поэтому важно поднимать в этом свой уровень и за пять лет до окончания ребенком школы следует интересоваться, какие есть учебные заведения, где и по каким направлениям ведется подготовка, мониторить рынок труда. Я вижу, что на сегодняшний день это действительно кровавый вопрос, потому что родители хотят как лучше, а чаще получается как всегда.

– А как правильно определить свое место в жизни?

– Сначала люди на основании своего творческого потенциала, каких-то иных умений приобретают первичную специальность. Потом расширяется этот круг профессиональных умений и навыков. И только потом можно нащупать ту стезю, по которой следует идти в жизни.

Еще важно не только самому получать удовольствие, но и послужить народу. Но как только доходит до служения, то большинство оказываются к этому не готовы, потому что не удовлетворена еще потребность в собственной реализации. Совместить же свои желания с удовлетворением потребностей общества – это высочайший уровень. Как это сделать? Как говорит Спиваков: «Счастье, когда ты бежишь на работу, и счастье, когда ты бежишь домой». И вот это умение сочетать «для себя, для людей и для семьи» – это действительно очень большой труд.

– Как все-таки насчет материального аспекта выбора?

– Для родителей часто это тоже очень больная тема. Не в каждом учебном заведении они могут оплатить обучение. Поэтому выбора у ребенка иногда нет: «Пойдешь учиться туда, потому что на большее у нас нет средств». И ребенок еще не в состоянии оценить по существу, что сейчас все за деньги покупается. Поэтому, как правило, послушный ребенок идет туда, на что у родителей хватает денег. При этом есть два варианта развития ситуации. В одном случае в процессе учебы ребенок входит во вкус и в итоге становится прекрасным специалистом. А бывает, что уже с первого курса ребенок начинает прогуливать занятия. Все мучаются, а в результате деньги на ветер.

– Как вы относитесь к профориентационным тестам?

– К тестированию такого рода отношусь как к бинту во время лечения. Тестов очень много, но о чем эти тесты? В основном это классификация по пяти видам деятельности. И через вопросы методом исключения мы определяем, что какое-то из этих направлений человеку ближе. Ни в одном из этих тестов нет такого, чтобы получить какую-то более-менее объективную оценку способностей человека, что человек пригоден для определенного вида деятельности. К тому же в процессе тестирования вкрадывается много субъективных факторов. Скажем, ребенку 15 лет: он еще весь в мечтах и иллюзиях. И в этом возрасте он еще не понимает, просто ли он любит свою кошку или же хочет стать ветеринаром. Ведь это разные вещи. А дети часто их совмещают.

Я считаю, что общение со специалистами разного профиля, выход на площадку, куда дети приезжают, смотрят производство и общаются с представителями различных профессий, дают хорошие результаты, дают возможность почувствовать ребенку, есть у него тяга к этому или нет.

– Получается, что помочь ребенку в самоопределении может полное погружение в потенциально будущую профессию?

– Да. Я всегда говорю тем, кто собрался в медицину: берите на лето допуск, побывайте в приемном отделении, посмотрите, как там все происходит. Тогда не будет иллюзорных представлений.

– Можно ли сказать, что у родителей в приоритете не уникальные данные ребенка, а выгодность будущей профессии?

– Не скажу, что родители не понимают, какие есть таланты и предрасположенности у их детей, они все это видят, но страх… Людьми в первую очередь управляет страх за будущее детей.

Я считаю, что самое главное – сказать ребенку, чтобы он не боялся делать ошибки. Но родители к этому не готовы, так как знают цену ошибок, особенно сейчас, когда образование стало в том числе платным.

– Как быть?

– Есть такой закон: если человек возьмет дело, которое ему по судьбе, которое он призван делать, то будет всегда при деньгах и счастлив.

Профессия для человека, особенно для мужчины, – это его место в обществе. Девушка еще может надеяться на удачное замужество, которое гарантирует ей защиту от всех трудностей. А у мужчины такого покровительства нет. Он должен быть впереди, нести свет, дарить благополучие и быть полезным обществу. Мужчинам вообще сегодня сложно быть мужчинами.

Есть две максимы, которые меня спасают всегда. Не нужно бояться ошибиться, потому что мы не можем ошибиться. Второе: в этом мире невозможно никуда опоздать и никуда нельзя успеть.

Учитесь слушать свой внутренний голос. Не надо себя обманывать. Если это не ваше, то максимум через полгода вы начнете болеть, пойдут психосоматические заболевания. У вас начнутся постоянные простуды, будет болеть горло, будут слезиться глаза, появится аллергия. Вы не сможете ничего делать. Иными словами, ваша физика, особенно кожа, будет активно противостоять вашему занятию. Психосоматика показывает: мы делаем что-то не то.

Новости партнеров

Интервью