2018-10-17T17:15:02+10:00 2018-10-17T17:15:02+10:00

Приморские деликатесы по-браконьерски

Дары моря поступают на столы приморских жителей через «черный рынок»

17 октября 2018, 17:15
Екатерина Тихонова

Фото: PRIMPRESS
Фото: PRIMPRESS | Приморские деликатесы по-браконьерски

Официально совершить покупку продуктов аквакультуры в Приморье не так уж и просто. Рядовые потребители и большинство мест общественного питания предпочитают закупать морепродукты через браконьеров.

Корр. PRIMPRESS провел небольшой опрос среди представителей мира аквафермерства и ресторанного бизнеса. Общим итогом опроса стал вывод, что для развития цивилизованного рынка морепродуктов необходимо отсутствие браконьерской деятельности как таковой.

Елена Губина, директор ООО «Си- Лайф»: «Мы выращиваем трепанг и гребешок, и мы продаем живую продукцию. Наши клиенты – это компании, которые занимаются переработкой продуктов аквакультуры. Среднестатистический житель испытывает трудность в покупке того же живого гребешка? Ну, во-первых, чтобы физическое лицо купило трепанга или гребешка, он должен пойти на рынок, где есть специально оборудованные места, занимающиеся реализацией морепродуктов. Опять же, требовать от компаний, которые занимаются выращиванием, налаживания коммерческих путей сообщения между производителем и потребителем – это перебор. Сейчас применяется политика к тем, кто выращивает, чтобы они сами доносили до покупателя свой продукт. Всем пошел бы на пользу следующий сценарий: в определенные дни утром аквафермера доставляет продукцию на точку сбыта, тем самым избавляя себя от головной боли «Куда же сбыть, как реализовать?», и тем самым удовлетворить потребность в продукте как со стороны оптовых покупателей, так и простых обывателей. Такая модель поведения на рынке сбыта смогла бы развенчать миф о том, что приморский потребитель приобретает только продукцию производства Китая».

Игорь Мармалеев, генеральный директор компании ООО «Норд-Ост»: «Я не согласен, что на наших столах продукция только из Китая. Продукция от наших производителей выходит на наш рынок, только в разной степени. На наш рынок попадает малое количество товара по той причине, что главную роль и помеху составляет… браконьерство. По этой причине рынки и берут на реализацию продукцию у «черных добытчиков» – так можно взять много и дешево. Адекватного рыбного рынка нам не хватает. Его планирование на протяжении пяти лет ничего не меняет. Видимо, нет людей и нет инвестиций осуществить то, от чего удобнее стало бы всем».

Схема проста: рынок закупает небольшой процент продукта аквакультуры у производителей. Обладая необходимыми бумагами, продавец для реализации и «общей кучи» может закупить товар и у браконьера. В ходе спорной ситуации предъявляются документы от покупки, совершенной заранее.

По той же схеме действуют и места общественного питания, имеющие в своем меню блюда из морепродуктов. Один из владельцев ресторана, пожелавший остаться анонимным, рассказал о том, о чем в местной сфере ресторанного бизнеса принято молчать.

«Я понимаю, что, возможно, так делать не очень хорошо, но так живут 70% ресторанов и кафе Владивостока вне зависимости от статусности. Как идет закупка морепродукта у аквакультурщиков? Мы выходим на них, покупаем, допустим, 10-15 кг продукта (гребешок, устрица, рыба), получаем необходимые документы и сертификаты. А дальше мы выходим на тех, кого не любит закон, – браконьеров. У них и дешевле в три раза, и купить по этой причине можно в три раза больше».

Аквакультурщики подтверждают, что цена на их выращенный продукт не может быть низкой априори. В стоимость официального продукта вкладываются инвестиции, потраченные на строительство завода, закуп молоди, зарплату для рабочих, обслуживающих морские фермы, и т. д. Однако говорить о том, что браконьеры в маркетинговом плане и в ценовой политике составляют полную и безоговорочную конкуренцию марифермерам, было бы не совсем верным. Не все остаются равнодушными к вопросу безопасности потребляемого продукта. Да и если говорить об общепите, то не все захотят рисковать своей репутацией или оказаться в зале суда в лице ответчика.

Новости партнеров

Жизнь региона