Надежда Кочурова: «Рецепт качественного образования всегда один: сильный учитель – хорошее образование»

1 ноября 2018, 15:30

Фото: primorsky.ru
Фото: primorsky.ru | Надежда Кочурова: «Рецепт качественного образования всегда один: сильный учитель – хорошее образование»

Вопрос образования в Приморском крае всегда занимает ключевую позицию. В регионе не хватает специалистов и школ, но принятая программа по развитию образования в крае призвана все исправить. О ней корр. PRIMPRESS поговорил с директором департамента образования и науки Надеждой Кочуровой.

– Надежда Григорьевна, расскажите, пожалуйста, о реализации программы по развитию образования в Приморском крае.

– Все то, что заведено сегодня в программу, достаточно планомерно реализуется. Тем не менее за последние месяцы произошел ряд изменений. Появились новые федеральные тренды, в том числе связанные с Указом президента РФ № 204 по Национальной стратегии. Конечно, это отразилось на тех решениях, которые сейчас принимаются на уровне региона. Уже в 2018 году программа по развитию образования дополняется рядом новых мероприятий.

– Ранее заявляли о строительстве «Кванториумов» в Приморском крае. Как сейчас обстоят дела с этим вопросом? Есть планы на будущее?

– Мы приобрели мобильный «Кванториум» в рамках реализации краевой госпрограммы «Развитие образования Приморского края» и это только начало очень долгой работы по реализации программы. Сейчас принимаем участие в отборе Министерства просвещения РФ на строительство двух «Кванториумов». Свои заявки мы уже согласовали с врио губернатора края Олегом Кожемяко. В первой заявке на 2019 год предусматриваем появление технопарков во Владивостоке, вторая очередь – это Арсеньев. Если говорить о планах, то до 2024 года во всех городах Приморья, где проживает более 60 тысяч человек, должны появиться технопарки. Предварительная работа по этому вопросу уже ведется.

– «Кванториумы» хорошо, но хотелось бы узнать про школы и детские сады. Строительство этих объектов ведется в Приморье?

– Безусловно, мы понимаем, насколько сегодня сложно по ряду муниципалитетов со школьными местами. Не лучше  ситуация по Владивостоку. Здесь большое количество детей не могут попасть в школу по месту жительства, кто-то учится во вторую смену. То же самое можно сказать о дошкольном образовании. Поэтому в 2018 году мы начали строительство новых школ. Подрядчики уже начинают работать на трех объектах. В этом году, и особенно в следующем, предстоит решить много задач. В целом будет построено 42 школы до 2024 года, порядка 130 учреждений дошкольного образования. Чтобы это сделать, нам надо разработать проектно-сметную документацию и выделить земельные участки – эта работа на сегодня проводится совместно с муниципалитетами.

– Ведется ли работа по стимулированию молодых специалистов и опытных педагогов в образовательных учреждениях края?

– Нужны новые, количественные и качественные изменения в самой системе образования, связано это с укреплением и сохранением кадрового потенциала отрасли. Сколько бы мы ни говорили о качестве образования, рецепт всегда один: сильный учитель – хорошее образование. Чтобы работать результативно, надо обратить внимание на две серьезные вещи, что в итоге и должно привести к серьезному повышению престижности профессии учителя в Приморском крае. Молодому или опытному учителю важны условия, в которых он работает, и вознаграждение за его труд. Отталкиваясь от этого, он принимает решение, остаться в этой профессии или нет.  Наша задача сделать так, чтобы каждый из них захотел остаться в школе или детском саду. Здесь есть материальное стимулирование

– Насколько Приморский край нуждается в молодых специалистах?

– Одна из важнейших задач для нас – привлечение молодых специалистов в отрасль и достойная оплата тех, кто уже трудится по специальности. За последние три года к нам пришло более 650 молодых специалистов, из них 120 педагогов – в этом году. Много это или мало? Казалось бы, много, но, с другой стороны, хотелось бы больше при таком-то дефиците кадров. Сегодня в образовательных организациях почти 670 вакансий, а ведь есть еще и скрытые вакансии, это там, где педагоги берут на себя непосильную нагрузку. От этого коэффициент совмещения достаточно высок. Мы делаем все, чтобы привлечь новых специалистов в отрасль. По поручению врио губернатора разработана система мер по привлечению специалистов в отрасль. Надеюсь, что уже в ближайшее время данный законопроект будет рассмотрен депутатами Законодательного собрания.

– Надежда Григорьевна, а какие меры поддержки включены в данный законопроект?

– Предусматриваются единовременные подъемные. Их размер исчисляется в зависимости от уровня образования и того населенного пункта, куда приехал педагог. Разовые выплаты сразу после заключения трудового контракта будут варьироваться в диапазоне от 250 до 400 тысяч рублей. Молодой специалист нуждается в том, чтобы обустроить свое место жительства и место работы, и эти средства будут как раз кстати.

Когда специалист только приезжает на новое место, у него еще нет стажа и квалификации, чтобы получать надбавки к зарплате. Поэтому данный законопроект также подразумевает ежемесячную надбавку к заработной плате в размере десяти тысяч рублей на протяжении трех лет после окончания учебного заведения . Мы заинтересованы в том, чтобы молодые специалисты приезжали туда, где они больше всего нужны. Как правило, это поселки, села, города – не те, где они родились и получали образование. Поэтому мы предусматриваем компенсацию за наем жилья в течение года после трудоустройства. С сентября у нас начала работу программа по беспрецедентному ипотечному кредитованию, которому нет аналогов в других регионах. Для работников бюджетной сферы предоставление ипотечных кредитов будет по ставке 5,5%.

– Насколько сложно педагогу привыкнуть к новой среде? Что делается для адаптации молодого специалиста в школе или детском саду?

– Конечно, та атмосфера, внимание и сопровождение первых шагов в профессии, которое будет обеспечено образовательной организацией, – вещь важная. Шаги в этом направлении уже сделаны. Продлена производственная практика для наших студентов. Когда у них появляется возможность пробыть в коллективе долгие месяцы, это дает ему время адаптироваться и закрепиться там в последующем. Надо учитывать еще внимание старших педагогов и администрации, которые на своем опыте могут предостеречь молодого специалиста от тех сложностей, которые бывают на первом рабочем месте.

Возвращаясь к законопроекту, хочу сказать, что предусматриваются меры поддержки – наставничества. Один из опытных педагогов будет закреплен за молодым специалистом в каждом образовательном учреждении. Здесь предусмотрена ежемесячная выплата. По поручению врио губернатора Приморья над всеми мерами работали не только специалисты департамента, но и рабочая группа , которая включала в себя представителей профсоюзов, органов образования из разных территорий края, учителей-практиков, директоров школ, юристов, экономистов. Мы долго обсуждали, и тогда родилось это предложение по наставничеству. Эта программа будет работать на всеобщее оздоровление кадровой ситуации в отрасли.

Сюда же можно добавить, что появилась еще возможность компенсации части путевки на курортно-санаторное оздоровление педагогов, которые работают в школах. Термин «профессиональное выгорание, или усталость» всегда актуален, поэтому помочь учителям восстановиться – важная задача для нас.

– У молодых и опытных педагогов разные подходы к построению образовательного процесса. Как думаете, это может привести к столкновению разных подходов?

– Такое может быть в любой сфере, и отрицать это глупо. Сегодня работа в школе формально дает большой коридор возможностей. В частности, учитель сам решает, в каком формате проводить свои уроки. Даже молодой специалист сегодня обладает всеми умениями, навыками, которые он может передать ученикам. Наставник в данном случае призван помочь молодому юноше или девушке адаптироваться в среде. Сложно с первого раза прийти в класс и поставить себя как учителя. Руководителю школы должно хватить знаний и мудрости назначить именно того, кто сможет ввести студента или молодого специалиста в профессию.

– Какая работа проводится по повышению престижа педагогической профессии?

– Мы четко понимаем, что нам предстоит сделать на этом пути. То, что обсудили выше, – часть в работе этого. Само понятие престижа многогранное и состоит из многих аспектов. Я не зря начала говорить об условиях и достойных заработных платах. Что происходит с молодых человеком, который выбирает себе профессию? Школьник старших классов хочет стать космонавтом, потому что он сформировал образ этой профессии из книг, передач, из той повестки, которая перед ним есть. А когда он принимает решение стать или не стать педагогом, он ориентируется на школу, своих учителей и условия. Если в классе 40 учеников, учитель бегает с урока на урок и получает маленькую зарплату, то, конечно, ребенок уже по-другому смотрит на профессию педагога. Нам надо среагировать именно на эти моменты.

PRIMPRESS рекомендует:

Вы отвечаете
Отправляя комментарий, вы соглашаетесь с Политикой конфиденциальности.

Комментариев к этой статье нет

Интервью

Новости партнеров