2016-07-05T10:55:15+10:00 2016-07-05T10:55:15+10:00

Эксперты в Приморье: «Кредиты подорожают из-за нового закона о коллекторах»

Закон о регулировании деятельности коллекторов снизит темпы роста рынка потребительского кредитования

5 июля 2016, 10:55
Любовь Хмелевская

Фото: PRIMPRESS
Фото: PRIMPRESS | Эксперты в Приморье: «Кредиты подорожают из-за нового закона о коллекторах»

Коллекторов в России загнали в жесткие рамки - на днях Владимир Путин подписал федеральный закон, призванный регулировать деятельность коллекторов. Новые правила ставят под угрозу целый сегмент бизнеса в сфере юриспруденции: деятельность по взысканию просроченных долгов, а также взаимодействие кредиторов и взыскателей долгов с гражданами, по мнению некоторых экспертов, будут регулироваться слишком строго, сообщает PRIMPRESS.

Так, коллекторы больше не имеют права звонить должнику чаще двух раз в неделю, а в случае звонка нельзя скрывать номер телефона, с которого звонит коллектор. Нельзя коллектору скрывать и адрес электронной почты в случае, если общение осуществляется через нее.

По новым правилам, встречаться с должником коллектор может не чаще одного раза в неделю, а с 22:00 до 08:00 в рабочие дни и с 20:00 до 09:00 в выходные общаться с задолжавшими и вовсе запрещено.

Закон не обходит вниманием и «приемы», которые используют некоторые коллекторы в работе с должниками: применять к ним физическую силу, угрожать ее применением, причинять вред здоровью и имуществу должников, оказывать на них психологическое давление и вводить в заблуждение отныне строго запрещено.

И наконец, закон предполагает, что должник в принципе имеет право отказаться от взаимодействия с кредитором по истечении определенного срока. Восьмая статья закона гласит, что должник вправе отказаться от любого взаимодействия с коллектором (кроме письменного уведомления) через четыре месяца после возникновения просрочки. Форма такого отказа пока еще не разработана, но все впереди.

Во Владивостоке с коллекторами скудно

По словам экспертов, во Владивостоке рынок услуг по взысканию представлен в основном банковскими службами по взысканию. Из обособленных местных компаний можно выделить только ООО «Конкорд» - по факту единственный крупный местный субъект на рынке коллекторских услуг. Так как население в Приморье небольшое, то и рынок местных компаний весьма скуден. Основные клиенты - это банки, МФО, управляющие компании (взыскание долгов за ЖКХ). В основном работа по взысканию ведется московскими коллекторскими агентствами.

Владислав Налимов, эксперт юридической компании Mazer Group во Владивостоке:

- Принятие ФЗ приведет к регламентации отношений «должник - коллектор». До этого эти общественные отношения находились в свободном плавании, и только кризис (падение платежеспособности населения, повлекшее рост просрочки по кредиту) подтолкнул законодателя подвести данную сферу под контроль публичной власти. Теперь порядок общения должника со взыскателем четко прописан. В целом из-за закона эффективность взыскания все-таки упадет, но у игроков на рынке выбивания долгов все еще останутся методы по воздействию (звонки с «левых» сим-карт и т. п.).

Также стоит отметить, что проблема с коллекторами напрямую зависит от деятельности микрофинансовых организаций - именно эти субъекты рынка создают спрос на услуги по применению неправовых (агрессивных) методов воздействия на должника. На данный момент наиболее востребована стадия soft («мягкая») — это звонки и письма должнику. В ней коллекторы получают деньги за выполнение пакета (определенное количество за определенное время) звонков, писем, уведомлений. Теперь же стадия hard - выезд и прямой контакт с должником - станет более востребована, так как предполагается, что коллекторы будут получать «зарплату» именно в виде процента от взысканных сумм, и в этом случае выезд видится более эффективным методом.

В целом после принятия закона рынок подобных услуг особо не изменится: те, кто привык работать не по закону, уйдут в теневой сектор данного бизнеса, остальным же, мелким, но честным игрокам, выгоднее будет работать с крупными компаниями по франшизе. Это предположение основано на наличии серьезных требований к организационно-правовой форме, предъявляемых к коллекторской фирме, - многие небольшие фирмы просто не потянут официальные расходы на приведение своих компаний к стандарту, указанному в законе.

Стоимость услуг в целом тоже не изменится.

Возможно ли в ужесточенных условиях склонить человека к выплате долга в соответствии с условиями, которые предусматривал договор заемщика с кредитором? Многие должники уверены: коллектор — никто, и разговаривать о своем долге стоит только с судебными приставами, то есть с сотрудниками государственной службы по взысканию задолженностей — ФССП. Но дело в том, что взыскивать долги с граждан судебные приставы имеют право только по решению суда. Банки, микрофинансовые организации и прочие кредиторы не любят доводить дела до суда: в этом случае суд обычно встает на сторону должника, освобождая его от уплаты комиссий и завышенных процентов по кредитам и обязывая к выплате только основного долга, причем — к постепенной.

Владислав Налимов:

- Все индивидуально. Надо исходить из причины возникновения просрочки: если у человека нет денег, то, что бы ты ни говорил ему , деньги ты не получишь (особенно когда по закону методика давления на клиента весьма ограничена, и просто так «замучить» клиента не получится). По нашему мнению, проблема лежит не в том, как заставить платить заемщиков, а в том, почему они не могут платить. Также стоит обратить внимание на саму кредитную политику: до недавнего времени кредит был слишком доступным продуктом (особенно на волне экономического подъема 2009-2011 гг.).

Единственная справедливая возможность взыскать долг - судебное взыскание. Резюмируя, стоит сказать, что, во-первых, эффективность взыскания снизится. Во-вторых, риски кредиторов увеличатся, и, возможно, получить кредит теперь будет еще сложнее, а процентная ставка может подрасти на 2-3% (при условии отсутствия обеспечения по кредиту - залога, поручительства). В-третьих, снизятся и темпы роста рынка потребительского кредитования.

Новости партнеров

Жизнь региона