2019-01-21T19:00:44+10:00 2019-01-21T19:00:44+10:00

«Один на один с преступником»: приморские конвоиры рассказали о своей работе

Журналистам на один день пришлось пересесть из редакции в автозак

21 января 2019, 19:00
Екатерина Тихонова

Фото: Екатерина Тихонова
Фото: Екатерина Тихонова | «Один на один с преступником»: приморские конвоиры рассказали о своей работе

20 января исполнилось ровно 20 лет со дня образования специальных подразделений уголовно-исполнительной системы по конвоированию. Сотрудники пригласили в гости представителей СМИ, чтобы те своими глазами увидели, как работает конвой в деле.

Нас собрали в комнате для публичных выступлений. Пока мы ожидали опаздывающих коллег, сотрудники пресс-службы ГУФСИН рассказывали о трудной и тяжелой работе конвоира. Казалось бы, ну что там страшного и тяжелого? Кто из нас не видел сериал «Бандитский Петербург» или «Боец», где есть сцены конвоирования нарушителей закона? Ан нет, одно дело сопроводить преступника от автозака до транспорта, где и будет осуществлено этапирование до места лишения свободы. Другое дело – до этого самого места свободы доехать лично. Один на один с преступником. В ситуации, когда рядом нет коллег из полиции или сотрудников скорой помощи, конвоир должен уметь применить знания самообороны, психологии, медицины. Этапируя заключенного на пути дальнего следования, по сути, человек вынужден принимать решения молниеносно, чтобы выполнить свою задачу.

В размышлениях и в непривычной тишине (обычно, передвигаясь вместе, пресс-группа всегда что-то оживленно обсуждает) нас привели в учебный класс, где каждый день проходят подготовку сотрудники службы конвоирования ГУФСИН. Тут тебе и учебный манекен, и стол с наглядными пособиями по тренировке памяти, и учебные стенды с необходимой в работе информацией (их снимать нам не разрешили, объяснив, что на них – секретная информация, не подлежащая разглашению). Тут же – миниатюрный город с важными объектами: для чего этот игрушечный город – нам не сказали. Остается только догадываться.
Не успели мы фотоаппараты достать да камеры настроить, как в класс завели 15 человек сотрудников конвоя. Подобранные словно один к одному, мужчины с интересом разглядывали нашу съемочную группу. Девушки засмущались, что, в принципе, не удивительно: чисто по-женски свободные представительницы пресс-группы сильными и красивыми мужчинами заинтересовались.


Не откладывая дело в долгий ящик, нам продемонстрировали, как укладываются сотрудники конвоя в норматив по надеванию наручников (о том, что для этого существует строго определенное время, мы услышали впервые), как проходят тренировки памяти, как проходит обыск вещей. Один из сотрудников рассказал нам, что для передачи запрещенных вещей используются разные ухищрения. Сим-карты, телефоны, алкоголь, наркотические вещества можно найти там, где ты меньше всего их ожидаешь обнаружить. Кстати, для качественной и быстрой проверки вещей правонарушителя тоже существует норматив. Права на ошибку нет.

Демонстрация обучения сотрудников конвоя закончилась быстро. Да и далеко не все можно показать на свет божий: все-таки большая часть подготовки должна оставаться в тайне от общественности. Люди с крамольными мыслями тонкостей подготовки конвоиров к работе знать не должны, и это вполне объяснимо. А дальше нас ожидал поход на улицу. Пришлось, конечно, померзнуть, но увидеть процесс этапирования – что побывать на съемках фильма.

Самое интересное было оставлено на потом, а пока нас ожидало знакомство с кинологической службой и теми, кто ярче всего представляет кинологическую службу ГУФСИН по Приморскому краю. Русский черный терьер Малина оказалась девушкой пугающих размеров. Но нашу съемочную группу она поразила! И не только демонстрацией навыков дрессуры и пробежкой по спортивной площадке с лестницами и барьерами. Розовый ошейник, розовый медальон с гравировкой имени собаки, розовые резинки для волос на голове – и вот мы все дружно возжелали погладить веселую, но перепуганную от большого количества внимания служебную собаку. Как рассказала кинолог, тренирующая Малину, несмотря на юный возраст подопечной, собаке всего 1,5 года, в профессионализме этой девушке с хвостом и внушительными клыками равных нет. Наркотики находит быстро, команды выполняет моментально и четко. А что еще надо от собаки, которая служит на опасной службе? Кстати, погладить Малину, покормить и потрепать за завязанные хвостики мы смогли только после того, как кинолог позволила собаке взять от нас лакомство. А вот немецкая овчарка Лекс к сантиментам оказалась явно не расположена. Облаять нас не облаяла, но и вызвать желания погладить себя хвостатый конвоир у нас не вызвал. Собака лишь смотрела на нас спокойным взглядом. Но куда только делось ее спокойствие, когда начался показ этапирования с побегом. Все внимание Лекса было приковано к автозаку. Казалось, он больше ничего не видит вокруг!


Три преступника, автозак и имитация железнодорожного вагона, где перевозят заключенных. Вот и весь реквизит. Однако ситуация была довольно реальной: попытка побега при этапировании. Честно говоря, некоторые из наших коллег думали, что будут настоящие заключенные. Но все оказалось гораздо прозаичнее. Заключенных «играли» сотрудники конвоя, переодетые в гражданскую одежду. Один из сотрудников был экипирован в специальную одежду, которую используют как раз при тренировке служебных собак. Вот на нем-то Лекс и показал свои умения. Как быстро бегают немецкие овчарки, думаю, объяснять не стоит. А вот как они валят с ног человека – это я увидела в первый раз. Несмотря на то что мы прекрасно знали, что происходящее действие – постановка, мороз по коже шел.


После того как сцена конвоирования и побега была продемонстрирована еще несколько раз (коллеги-телевизионщики решили снять более живую картинку), все желающие смогли побывать и в автозаке. Переодетые сотрудники конвоя, отыгрывающие роль преступников до победного, вели себя как настоящие заключенные: лица скрывали, диалог особо с нами не поддерживали. Правда, после показательных мероприятий они засыпали нас вопросами, где же можно почитать и посмотреть о них то, что мы сегодня снимали.

Закончилось мероприятие тем, что прессу, окончательно замерзшую, сотрудники ГУФСИН отогревали чаем и байками из будней тяжелой службы. Но это уже другая история.

Новости партнеров

Мультимедиа