2016-07-19T21:12:06+10:00 2016-07-19T21:12:06+10:00

Первые фотографы Владивостока: кумир Чехова, фармацевт и государственный крестьянин

Фотохудожники, оставившие после себя вечные свидетельства из жизни старого Владивостока

19 июля 2016, 21:12

Фото: Газета «Конкурент»
Фото: Газета «Конкурент» | Первые фотографы Владивостока: кумир Чехова, фармацевт и государственный крестьянин

12 июля прошел всемирный праздник - День фотографа. В честь этого события деловой еженедельник «Конкурент» покопался в закромах истории Приморья, чтобы познакомить читателей со знаковыми фигурами края, чьи работы показали современным приморцам облик старого Владивостока.

Первым и долгое время единственным фотографом Приамурского края был Владимир Васильевич Ланин. Именно он снял и первые фотографии Владивостока в 1869 г. Обосновавшись в Николаевске-на-Амуре, он открыл в 1862 г. первое на Дальнем Востоке фотографическое заведение, в котором «снимают портреты даже ночью. Портреты эти замечательны отчетливостью и эффектным расположением теней». Ланин по своей востребованности стал разъездным фотографом, объездив почти весь Хабаровский край и Приморье. Хорошо известен его альбом фотографий Дальнего Востока России. В этом альбоме представлены 154 фотографии размером приблизительно 9х12 см, снятые во второй половине 1860-х годов и в 1870-х. Такие альбомы с удовольствием раскупало местное офицерство, купечество, литераторы, путешественники и гости Владивостока.

Один такой альбом купец В. П. Мыльников передал в дар Императорской публичной библиотеке в Санкт-Петербурге по возвращении из Амурского края, где он хранится и по сей день. Фотографии представляют различные темы, включая городские сцены в Благовещенске, Николаевске-на-Амуре и Владивостоке, изображения местной жизни и культуры, виды природы и торговлю вдоль рек Амур, Уссури и Суйфун. Во время своих разъездов Ланин фотографирует не только поселения и пейзажи, но и по заданию Географического общества активно снимает аборигенов Дальнего Востока в национальной одежде - гольдов, гиляков, айнов и других вместе с их жилищами, фиксирует на снимках особенности быта, праздников.

В 1870 г. его фотографии находят благосклонный прием в известном журнале «Всемирная иллюстрация». С тех пор В. Ланина узнал весь просвещенный мир. Писатель Чехов, пребывая во Владивостоке, также приобрел у него несколько видовых фотографий Владивостока и Сахалина и стал его поклонником.

В 1910 г. в честь 50-летия Владивостока Н. П. Матвеевым был выпущен юбилейный фотоальбом, где на 22-й странице среди 12 портретов почетных граждан города размещена фотография Владимира Васильевича с подписью: «В. В. Ланин - первый фотограф г. Владивостока». До сих пор один из переулков центра Владивостока носит название Ланинского.

Иностранная доля

С развитием городской жизни стали появляться и свои местные фотографы. Открытие ателье требовало немалых средств по причине дороговизны аппаратуры. В 1899 г. один из японцев во Владивостоке зашел в универсам Чурина, где «заинтересовался фотоаппаратами немецкого производства, но, взглянув на цены, думать забыл о покупке». Тем не менее желание запечатлеть себя на память вызывало развитие нового бизнеса.

Значительную долю фоторынка Владивостока заняли иностранцы – японцы и китайцы.

«Во Владивостоке решил пойти в первоклассную фотографию и там постажироваться, - вспоминал тот же японец. - От японского фотографа Найто узнал, что во Владивостоке есть три таких ателье: мастерская Подзорова на Светланской, Мацкевича на Пекинской и «Золотой Рог» на Среднепологой. Кроме того, было еще пять-шесть ателье, управляемых японцами».

Устроившись подмастерьем в фотоателье, стажер стал получать по 80 иен в месяц. Из китайских известностью пользовалось фотоателье Ливай. Из японских - фото Хосита, Такеучи, Мори, Ускадо, Ямагучи, Ясуда. Причем японский фотограф Найто писал свою фамилию по-разному – на лицевой стороне бланка писалось «Наито», на оборотной - «Найтоо». Делал он и цветные фото, раскрашивая красками вручную. Многие фотографы имели свои отделения в городе Никольск-Уссурийском.

Одним из первых мастеров объектива во Владивостоке был и Карл Шульц, открывший в городе свое собственное фотоателье. Шульц, фармацевт по образованию, прибыл на Дальний Восток в 1868 г. вместе с семьями финских переселенцев на бриге «Александр II». Здесь он устроился в городскую управу, где прослужил до начала 1890-х. Фотографией Шульц увлекся уже во Владивостоке. Работали во Владивостоке и фотографии Подольского, Зуева, «Экспресс». Но, пожалуй, самым известным местным фотографом был «придворный Его Королевского Высочества наследного принца Сиамского фотограф Ф. И. Подзоров из Владивостока».

Подзоровы труды

Государственный крестьянин Федор Подзоров работал управляющим в фотографическом заведении Ромуальда Туккера в Харькове. В 1894 г. Подзоров выкупает у хозяина фотографию с условием, что будет работать под фирмой Туккера. В 1897 г. Подзоров получает разрешение на открытие в соседнем доме собственного фотографического заведения - «Фотография Ф. И. Подзорова». В 1898 г. Подзоров внезапно продал все свои заведения и отправился на Дальний Восток.

Вскоре появились великолепные, качественные и пронумерованные открытки, отпечатанные в приятном голубовато-зеленом тоне: «Привет из Порт-Артура», «Привет из Дальнего» «Издания Фот. Ф. И. Подзорова, Порт-Артур». Со временем Подзоров приобрел мастерскую в Харбине: «Фотография Ф. И. Подзорова, Харбин, собств. дом». Позднее Подзоров перебирается во Владивосток, где на Светланской улице в доме городского головы Федорова открывает новое фотографическое заведение, которое очень быстро завоевало большую популярность у горожан, особенно офицеров. Однажды ректор бывшего Политехнического института Геннадий Турмов в Москве нашел огромную фотографию, сделанную Подзоровым. На ней запечатлены военные инженеры Владивостокской крепости.

В 1909 г. фотограф получил за свои работы Гран-при и Большую золотую медаль на Международной выставке в Милане, а в 1910 г. отмечен медалью выставки в Ростове-на-Дону. На его фотографических бланках этого времени красуется надпись: «Придворный фотограф Его Королевского Высочества наследного принца Сиамского». В 1910 г. Подзоров решил продать свое фотографическое заведение за 2 тыс. руб., о чем дал соответствующее объявление в фотографическом журнале. Скорее всего, продажа не состоялась, так как в справочниках за 1912 г. оно все еще фигурирует.

В фотоателье Подзорова заказывали свои автопортреты известные в городе люди: профессор Восточного института Кюнер, первый бытописатель Владивостока Матвеев, владивостокский предприниматель Жариков, крупный лесопромышленник Дальнего Востока Скидельский, семьи Янковского, Шевелева, Соллогуба, Панова и многие другие. В советское же время Подзоров прославился как специалист по изготовлению групповых фотографий. С его визиткой были изготовлены групповые портреты сотрудников «Дальрыбы» (вместе с известным путешественником Арсеньевым), курсантов первого набора техникума водных путей сообщения, преподавателей ГДУ, делегатов различных съездов, курсов, учащихся школ. Последние снимки Подзорова датируются 1926 г. Он стал рекордным «долгожителем» владивостокской фотографии. В 1927 г. на снимках уже стоял другой штамп: «Фот. М. А. Тамм, быв. Подзорова».

Живой памятник

В наше время знаковой фигурой городской фотографии был Леонид Илюхин, 30 лет снимавший гостей и жителей на центральной площади Владивостока на фоне памятника Борцам за Власть Советов и сам ставший «живым памятником» советского Владивостока.

Еще в 1999 г. в трудовой книжке Илюхина имелась всего одна запись: «Принят в 69-м году фотографом». Недавно построенный памятник пользовался успехом у гостей города и молодоженов, и Илюхин встал на свой «прикол» именно здесь. Вряд ли во Владивостоке отыщется хотя бы одна коренная семья, в альбомах которой не хранится хотя бы одна фотография Илюхина. Основными заказчиками были влюбленные парочки, приезжающие в город на свидание родители солдат и матросов, приезжие и молодожены.

По словам самого Илюхина, через его объектив прошло девять из десяти всех жителей города. Но если в 70-х на съемки желающих он тратил по две пленки в день, то в 90-е одной пленки уже хватало на две недели – народ стал приходить со своими фотоаппаратами-мыльницами. У Илюхина появилась новая «работа» - по просьбе фотографирующихся нажимать на спуски их камер… Все свои 30 лет работы Илюхин же оставался верным отечественным «Москве-5» и «Зениту», которые, в отличие от импортных «Кэнонов», «Минолтов» и «Никонов», не отказывали на приморском морозе.

С развитием видео исчезли дворовые фотографы и с постоянного места дежурства – ростральной колонны на 28-м километре. С «затуханием» Вечного огня оставили свой пост и фотографы Корабельной набережной. Однако история владивостокской фотографии время от времени напоминает о себе рекламой фотографических услуг с дореволюционными «ятями», периодически проявляющейся на стене здания Кунста и Альберса, современного ателье по адресу: Светланская, 104 на остановке «Авангард». Негативы не забелишь!

Новости партнеров

Образ жизни