2016-07-21T16:29:08+10:00 2016-07-21T16:29:08+10:00

Екатерина Елисеева: «Право на льготное обеспечение лекарствами нужно за собой сохранять»

Директор краевого департамента здравоохранения - об обеспечении лекарствами и минусах монетизации льгот

21 июля 2016, 16:29
Любовь Хмелевская

Фото: primorsky.ru
Фото: primorsky.ru | Екатерина Елисеева: «Право на льготное обеспечение лекарствами нужно за собой сохранять»

Екатерина Елисеева, заместитель директора департамента здравоохранения Приморья, рассказала PRIMPRESS о том, кто в крае имеет право на льготное обеспечение лекарствами, а также почему не стоит монетизировать государственную помощь.

Екатерина Валерьевна, кто в Приморье имеет право на дополнительное льготное лекарственное обеспечение?

– Право на льготу имеют те, кто оформил инвалидность и не отказался от своего законного права на получение лекарственных препаратов, перейдя на монетизацию. Об этом позже. А также граждане, страдающие очень редкими заболеваниями. Имеются в виду очень редкие болезни, для которых в ряде случаев существует лечение, но, как правило, очень затратное. Семь из этих болезней в России взяты на полное федеральное обеспечение. Но по номенклатуре таких болезней известно уже более двухсот! Наиболее распространены из них 24, их называют еще «24 высокозатратных». Как я уже говорила, семь из них, такие как гемофилия, онкогематология, рассеянный склероз, муковисцидоз и другие, полностью обеспечиваются государством. В краевом департаменте мы ежегодно отправляем заявки в Минздрав, и оттуда уже нам в полном виде и совершенно безвозмездно присылают все необходимые препараты. Также право на льготное лекарственное обеспечение имеют пациенты, страдающие социально значимыми заболеваниями, такими как туберкулез, ВИЧ. Пациенты, страдающие онкологическими заболеваниями, сахарным диабетом, в том числе и формами, устойчивыми к лекарствам, тоже имеют право на такую льготу.

Как получить эту льготу и есть ли какие-то особенные условия?

– Существует федеральный закон, который ежегодно (в декабре) определяет норматив финансовых затрат на одного льготополучателя, имеющего инвалидность, на следующий год. Очень важно, чтобы все участники системы льготного лекарственного обеспечения знали, как эта система работает. Часто жалобы, вопросы, недоразумения и конфликты возникают потому, что пациенты недоинформированы, либо от кого-то получают весьма искаженные данные о том, как работают эти программы. Сейчас, в преддверии сентября, очень часто общественные лидеры, лидеры партийных организаций используют эту очень чувствительную сферу для информационной спекуляции, намеренно искажая порядок работы в сфере льготного лекарственного обеспечения и декларируя своим потенциальным избирателями вещи, которые ни законодательно, ни финансово не закреплены.

Сколько средств выделяет государство на одного льготника?

– В декабре 2015 года был принят федеральный закон № 383, который определил, что норматив финансовых затрат на одного льготополучателя в 2016 году составит 758 рублей в месяц. Соответственно, в год это 9096 рублей на одного льготополучателя.

Все-таки что же это за процедура — монетизация?

– Гражданин имеет право сделать процедуру монетизации. То есть получать средства деньгами, а не лекарствами. Если пациент считает, что дополнительное лекарственное обеспечение ему не нужно, как и лекарства в натуральном виде, он может написать в пенсионный фонд до 1 октября текущего года заявление о том, что он хотел бы получать тот самый норматив финансовых затрат в денежном эквиваленте на собственый счет. В этом случае он добровольно отказывается от лекарственной помощи и получает ежемесячно 758 рублей на свой счет. Это решение можно изменить раз в год, то есть восстановление льготного лекарственного обеспечения можно сделать в том же пенсионном фонде до 1 октября.

Разве 758 рублей в месяц — это достойная помощь? Порой лекарства стоят десятки тысяч.

– Исходно планировалось, что система льготного лекарственного обеспечения будет работать по страховому принципу. Врачам и журналистам мы постоянно говорим об этом и приводим конкретную аналогию, наглядно отображающую системную ошибку: например, каждый владелец автомобиля обязан ежегодно платить страховой взнос, независимо от того, ездит он на автомобиле или нет. Слава богу, не все водители в течение года попадают в ДТП. Но за счет общей массы страховых взносов участники ДТП имеют право на весьма солидные страховые выплаты, зачастую во много раз превышающие основной страховой взнос. Примерно так же задумывалась и система дополнительного лекарственного обеспечения. Ее основная философия была заключена в создании принципа социальной солидарности, когда деньги работают на всех, независимо от того, нуждается ли пациент в дорогостоящих препаратах или не нуждается в них вообще.

С такой философией процедура монетизации неразумна?

– Многие специалисты нашего департамента, в том числе и я, считают именно так. Когда была разрешена процедура монетизации, более 60% льготополучателей отказались от получения лекарств и написали заявления на монетизацию. В результате львиная часть средств ушла на личные счета граждан.

Возможно ли отменить эту процедуру?

– Закон не имеет обратной силы, но я думаю, что было бы разумно поступить именно так. В этом случае мы имели бы в три раза больше субвенций, а это совсем другие возможности для организации лекарственного обеспечения. Все, что мы сейчас можем, кроме переговоров с властями, это объяснять пациентам, что право на льготное обеспечение лекарствами нужно за собой сохранять, не нужно монетизировать, ведь за счет принципа страхового возмещения, за счет социальной солидарности мы, сохраняя общий объем финансирования, имеем возможность обеспечивать дорогостоящими препаратами тех пациентов, которые не могут их самостоятельно приобрести. Одно дело, когда препарат стоит 200-300 рублей, другое, когда 20-30 тысяч рублей. За счет сохранения взносов, которые федеральный бюджет выделяет на каждого пациента в месяц, возможность возмещения даже таких затрат имелась бы.

О чем не знают пациенты, решившие монетизировать свои лекарственные льготы?

– Если пациент произвел процедуру монетизации, то мало того что он вывел свою часть из общего обращения страховых взносов, так он еще и потерял право на иные источники дополнительного лекарственного обеспечения. Нельзя сделать монетизацию, а потом еще и требовать лекарства. Если же его часть остается в общей «копилке», то он, можно сказать, застрахован в случае внезапной необходимости покупки более дорогостоящих лекарств. Более того - чем больше людей, осознающих этот факт, тем больше людей таким же образом застраховано.

Новости партнеров

Интервью