2016-07-25T12:55:09+10:00 2016-07-25T12:55:09+10:00

Лилия Колесникова: «В нашей работе не важно, какого ты пола»

Следователь рассказала, как бороться с женскими эмоциями на суровой работе

25 июля 2016, 12:55
Куценко Мария

Фото: предоставлено Лилией Колесниковой
Фото: предоставлено Лилией Колесниковой | Лилия Колесникова: «В нашей работе не важно, какого ты пола»

Благодаря российским сериалам про детективов, следователей и шпионов, которые ежедневно показываются по телевизору, многие думают, что раскрывать преступления очень легко. Однако на деле все оказывается совершенно по-другому. В жизни приходится работать без суперлабораторий, погонь и преследований, но это не отнимает у профессии своего шарма.

Старший следователь следственного отдела по Фрунзенскому району Владивостока Следственного управления Следственного комитета России по Приморскому краю Лилия Колесникова в День сотрудника органов следствия, который отмечается 25 июля, рассказала PRIMPRESS, как работается во Владивостоке следователю, с какими трудностями приходится сталкиваться и как красивой девушке работать в мужском коллективе.

- Как вас занесло в такую суровую, тяжелую и далеко не женскую профессию?

- Я считаю, что нельзя так категорично оценивать профессию следователя как исключительно мужскую. Выбор будущей профессии был осознанным и сделанным не на основе телесериалов и кинофильмов о следствии, а благодаря полученным знаниям о деятельности следователя от преподавателей, бывших работников следствия. Они, исходя из собственного опыта раскрытия и расследования преступлений, с интересом рассказывали о предварительном следствии, о построении версий, криминалистических методах, особенностях расследования отдельных категорий преступлений. У меня возник интерес к этой профессии, а родители поддержали мой выбор и одобрили его.

- Помните ли вы свое первое дело, расследованием которого вам пришлось заниматься?

- Запоминаются все уголовные дела, которые находились в производстве. Очень запомнилось дело о преступлении против половой неприкосновенности малолетней девочки, совершенном ее отчимом. Когда в ходе расследования данного преступления было установлено лицо, его совершившее, никто из знакомых этой семьи не мог поверить, что любящий отец мог совершить это деяние. В ходе допроса девочка рассказала, что на протяжении полугода ее отчим совершал в отношении нее аналогичные преступления, о чем она боялась сказать матери. Конечно, морально тяжело выяснять у маленькой девочки такие подробности, понимая, что ей нанесена глубокая моральная травма. Привлечь к ответственности человека, совершившего преступление в отношении беззащитного маленького ребенка, который доверял преступнику и даже не осознавал противоправность его действий, становится делом принципа.

Сейчас большая часть уголовных дел, находящихся в моем производстве, о ятрогенных преступлениях – преступлениях, совершенных врачами медицинских учреждений, в результате непрофессиональных действий которых наступают последствия в виде смерти пациентов. Среди них есть уголовные дела о ненадлежащем оказании медицинской помощи, последствием которой явилась смерть новорожденного ребенка.

- Как приходится справляться с эмоциями при работе над такими сложными делами?

- Необходимо абстрагироваться от своих чувств и взять эмоции под контроль, отодвинув их на второй план. В первую очередь в своей деятельности необходимо руководствоваться законом и оценивать деяния лиц с точки зрения положений Уголовного кодекса РФ.

- Вам часто приходится общаться с людьми, которые совершили преступление. Каким образом получается выстроить коммуникацию с ними?

- Люди, с которыми приходится общаться в процессе работы, совершенно разные, и подход к ним тоже индивидуальный. Универсального способа общения с преступниками нет. Важно правильно выстроить общение с человеком, установить с ним психологический контакт.

- Случается ли так, что навыки следователя вам приходится использовать в обычной жизни?

- В обычной жизни я стараюсь абстрагироваться и забыть, что я следователь. Конечно, полностью забыться не получается, так как работа занимает 90 процентов всей моей жизни. В любой момент, в любое время суток нужно быть готовым при необходимости выехать на место происшествия, качественно провести осмотр и другие необходимые следственные действия. При общении с людьми, которые никак не связаны с моей работой, стараюсь быть обычным человеком, не используя навыки следователя.

- Как семья относится к такой работе, когда в важный момент мамы и жены нет рядом?

- Важные моменты в жизни семьи, несмотря на специфику работы, я не пропускаю. В семье царит взаимопонимание, поскольку мой супруг тоже следователь, у нас с ним общий интерес, и мы друг друга понимаем. Никаких упреков нет, и мы оба понимаем, что работа, которую мы выбрали, занимает большую часть жизни, если не всю жизнь.

- Но все равно, вам как женщине удается находить время для себя, чтобы сходить в спортзал или салон красоты?

- По возможности стараюсь находить время. Необходимо заменять умственную нагрузку на физическую, поэтому спорт - обязательная часть жизни.

- Получается, что без спортивной подготовки нельзя работать следователем?

- В работе спорт, конечно, необходим, но на своей практике я не встречалась с ситуациями, когда мне приходилось преследовать преступника, перепрыгивая через заборы, как показывают в фильмах. Для этого у нас есть оперативные службы, которые оказывают оперативное сопровождение при расследовании уголовных дел, которые берут это на себя.

- Вы упомянули фильмы про следователей, в них все сильно наиграно и приукрашено?

- Фильмы про следователей, которые показывают по телевизору, не соответствуют реальности. В телесериалах и кинофильмах о следствии, как правило, все более красочно и интересно, чем в реальной жизни. К сожалению, следователь не имеет возможности работать только по одному уголовному делу и посвящать себя только ему, как это показано в кино. В реальности у нас нагрузка значительно выше. Также не существует и суперлабораторий, которые по обнаруженному на месте преступления волосу устанавливают личность подозреваемого и выдают все данные о нем. Однако уровень криминалистической техники позволяет проводить сложные экспертизы, направленные на сбор доказательств.

- Сколько в среднем по времени ведется дело?

- Срок предварительного следствия составляет два месяца. При невозможности окончить предварительное следствие в указанный срок он может быть продлен. Например, если по уголовному делу необходимо провести несколько сложных экспертиз, то срок расследования может выйти за рамки двух месяцев. Несмотря на сложность, большой объем следственных действий, необходимо принимать все меры к тому, чтобы уголовное дело было окончено в установленный срок.

- Правильно ли думать, что один следователь ведет одно дело?

- Нет. В производстве следователя находится не одно дело. Например, в моем производстве в настоящее время находится 14 уголовных дел о преступлениях различных категорий. Также по уголовному делу могут работать сразу несколько следователей в составе следственной группы.

- Приходилось ли в работе сталкиваться со случаями, когда вас не принимал мужской коллектив?

- У следователя нет пола. Я, как и следователи-мужчины, выполняю те же должностные обязанности, решаю те же задачи, поэтому с подобными проблемами я не сталкивалась.

- Когда вы завершаете очередное дело, что чувствуете?

- Когда собраны все доказательства, обвинительное заключение утверждено прокурором и уголовное дело передано в суд для рассмотрения по существу, конечно, чувствуешь некое облегчение. Всегда интересен результат рассмотрения дела в суде и какое наказание назначено обвиняемому. Радует, когда наступает справедливость не без твоего участия.

Новости партнеров

Интервью