2016-08-18T10:27:13+10:00 2016-08-18T10:27:13+10:00

Как закалялся «Артэтаж»: Александр Городний о горестях и радостях директора музея

Бессменный руководитель владивостокского музея современного искусства «Артэтаж» рассказал о сложном пути в мир прекрасного

18 августа 2016, 10:27
Юлия Вильджюнайте

Фото: PRIMPRESS / Юлия Вильджюнайте
Фото: PRIMPRESS / Юлия Вильджюнайте | Как закалялся «Артэтаж»: Александр Городний о горестях и радостях директора музея

«Артэтаж» появился во Владивостоке еще в начале 90-х и спустя череду переездов этим летом открыл свои двери в Доме Дэнби на Океанском проспекте. На этот раз уже в качестве Центра современного искусства. Основатель и бессменный директор музея современного искусства «Артэтаж» Александр Городний рассказал, с чего начался его путь в современном искусстве, и поделился планами на будущее.

Захотелось для души…

- Александр, расскажите, как появилась идея создать во Владивостоке музей современного искусства?

- Я работал заместителем директора детского клуба «Чайка». Тогда это был ведомственный клуб, который принадлежал пароходству. В нем была масса самых разных кружков для детей всего микрорайона, но пароходство поменяло ориентацию - принесли нам видеомагнитофон, чтобы мы кино там типа «Эммануэль» по рублю крутили, порезали весь штат, и я, глядя на это, все  уволился.  И в то же время мой товарищ Александр Долуда, работавший в замдиректорах пионерлагеря  «Океан», тоже оказался на свободе. Захотелось чего-то своего, для души… У нас были друзья-художники, и мы приняли решение открыть галерею. Искали место, нашли спонсора, отреставрировали помещение второго этажа и репетиционный зал в ТЮЗе (в настоящее время Приморский театр молодежи. – Прим. ред.), починили крышу. Парадный вход должен был быть в арке между филармонией и ТЮЗом. Подписали договор на 20 лет. Но не успели мы открыться, как руководство передало наше помещение в аренду японской фирме NHK,  а нас начали прессовать.

Оттуда я перебрался в «белый» дом (здание краевой администрации. – Прим. ред.), нелегально для начала. Там проходила бизнес-конференция стран АТР, и я показал свою первую выставку из фондов галереи буквально на стульях. Она всем понравилась, дальше пошел ряд непрерывных выставок художников края, Дальнего Востока, иностранных. Был случай – «Артэтаж» приглашает художников, и один из них, японец, спрашивает, можно ли пригласить друга. Говорю, заплатить за гостиницу не смогу, а так – рады видеть. В общем, приезжает к нам на открытие выставки экс-премьер-министр Японии. Здесь все на дыбы встали – с кем имеют дело!

- Как музей переехал в здание возле политехнического университета?

- С администрацией края пришлось попрощаться. Мы начали работать там еще при губернаторе Кузнецове, затем Наздратенко два срока был губернатором, и при нем было сопутствие в деле – сотни проектов за десять лет. А потом появился Дарькин и начал прессовать по аренде... Пришлось уйти. А люди ведь рады были, что администрация идет навстречу и мы можем показывать выставки такого уровня. Один перечень чего стоит, все было, что можно представить. Со всего мира художники выставлялись – из Америки, Индии, Японии, Вьетнама, Таиланда, Голландии, Франции... Наши знаменитые  художники – Эрнст Неизвестный, Михаил Шемякин, Оскар Рабин и многие другие. Обязательно показывали работы приморских художников на выставках, посвященных городу, портрету, персонам...

В 2003 году оформили музей современного искусства при ДВГТУ, благодаря ректору Турмову надстроили 1100 кв. м. этажа над библиотекой по Аксаковской улице – замечательная стеклянная крыша, 400 метров один зал, второй – еще 250, третий – 60. А потом бах – и все это продается. И предлагают мне перебираться на остров, в подвалы кампуса, ждать второй очереди постройки помещений в кампусе. Слава богу, ректорат пошел навстречу, пытался меня устроить как-то.

- То есть была надежда, что помогут обустроиться?

– Конечно, тогда ДВГТУ вливался в новый ДВФУ, Миклушевский сюда приехал. Появляется он ректором, мы знакомимся, разговариваем, и выясняется, что у него жена – художница. Предполагал и даже лелеял надежду тогда, что она будет патронировать наш музей. Но нет ее год, полтора, потом встретились  где-то на стороне, но не на выставках «артэтажных», куда я пытался ее приглашать. Насколько я знаю, ее и в Союзе художников мало видели, а могла бы и там поинтересоваться, как они живут и работают, как обстоят дела с мастерскими, какие выставки следовало бы осветить на должном уровне... Проблем же там – миллион, и помощь от властей всегда нужна.  К примеру, когда здесь Лариса Белоброва была, театр Горького в малине купался. Мы, конечно, ревновали, но хоть им-то, артистам, было хорошо. Помню, художники поначалу  обрадовались было: первая леди – художник,  заживем.

Так выглядело помещение галереи в здании краевой администрации.

- Как же вам удалось получить для музея место в центре города?

- Был период, пытался я в краевую картинную галерею перейти, фонды передать. Освобождалось помещение после Сбербанка у них в здании на Алеутской, либо в здании на Светланской, где  филиал Эрмитажа открывают. Ныне покойный Матвеев, зам Пиотровского, был «за», но и там с площадями проблема... Вот тогда я и нацелился на город. Какое-то время глава города Пушкарев даже был настроен приобрести весь тот участок на Аксаковской вместе со сквером и двумя зданиями,  сделать там городской исторический дом-музей, художественный центр с  выставочными залами и мастерскими,  музей современного искусства, но  там оставалась масса юридических и финансовых проблем, и в итоге он освободил это здание – дом Дэнби на улице Фокина, 25. Расселили по городу административные конторы,  начали реконструкцию здания памятника истории и культуры. Сегодня вы видите уже готовые  160 кв. м. выставочных площадей. В здании остается пока  ЗАГС и краевой комитет соцзащиты, им также необходимо будет подыскивать соответствующее помещение, выделять на все это дополнительные средства.

- «Артэтаж» займет всю площадь здания?  

– Так и задумано. Парадный вход в здание будет со стороны улицы Фокина. Там, на первом этаже, расположатся художественный салон, книжный магазин, конференц-зал, зал временных выставок, гардероб, охрана, ресепшен, хранилище, багетная мастерская, реставрационная мастерская. Гуляя по залам временных и постоянных выставок, где будут представлены работы современных российских и иностранных художников, посетители переходят в помещение, в котором была открыта выставка Макеева, и тем же путем возвращаются.

Открывая выставку ко Дню города, мы решили всем показать, как качественно и бережно было реконструировано помещение в историческом здании - памятнике культуры,  и  что так должно выглядеть внутри все знание. Вход с Океанского проспекта – это на самом деле служебный вход для сотрудников музея, и чужой офис – давно приватизированное помещение на третьем этаже. Таков план, и мы решительно готовы его придерживаться. Я знаю и убежден, что это приветствуется всеми,  что  администрация города, управление культуры  и дума города так же серьезно настроены и держат дело на контроле.

О спонсорах, деньгах и работе

 - Получается, одновременно вы сможете проводить сразу несколько выставок… А вход на них платный будет?

- Билеты, конечно будут. Нужны же какие-то деньги – работы оформлять, принимать художников, проводить  выставки, печатать каталоги, приобретать новые работы и на многое другое для полноценной деятельности музея.

До нулевых, когда в «Артэтаже»  был художественный салон в «белом» доме, нас он немножко кормил. Приезжали богатые  иностранцы, да и наши тоже, приобретали  работы местных художников. Стоимость работы тогда начиналась от 25 долларов - считай, новые ботинки купил художнику, а галерея получала свой скромный процент. Продавались картины, я делал выставки, буклеты печатал и сам по случаю приобретал работы. У меня там даже люди были в штате – четыре человека, которых  галерея содержала. А потом случился спад: шаткий, еще не сформировавшийся рынок сдох, бизнесмены-инвесторы разбежались…

- Даже не верится, что искусство, тем более у нас в Приморье, может быть прибыльным…

– А рынок современного искусства – это такая хрупкая вещь, что не каждому дано. Помимо денег необходима общая культура, надо понимать, любить, затем уже приобретать. У наших новых русских бизнесменов, чтобы не пролететь в этом, плане мысли настроены на надежный антиквариат и громкие имена, впрочем, так всегда и везде… Именно поэтому художнику и галеристу-менеджеру  всегда нелегко.

В  нулевые  я с «Артэтажом» оказался при университете и на окладе – покупать работы было уже сложно. Только благодаря выставкам и говоря о том, что я это собираю не себе домой или в чулан дяде, а только для музея, я мог приобретать работы. Впрочем, я всегда это открытым текстом говорил всем этим мэрам и губернаторам, какие были с начала 90-х. Писал письма, приглашал на выставки, рассказывал, что это необходимо людям и в городе это востребовано. Иногда они отвечали мне из уважения, говорили при встрече, что это правильное дело, но ничего в ответ не делали. За исключением Пушкарева – когда впервые за 25 лет администрация пошла навстречу. Власти наконец-то осознали, что нам нужен музей, если мы хотим иметь цивилизованный город, развивать здесь турим, превращать Владивосток в реальную культурную столицу региона. За примерами далеко ходить не надо: Корея, Япония, Китай – сейчас в каждой префектуре есть музей современного искусства, где представлены региональные и мировые достижения в искусстве.  

И нам здесь приобретать надо – не вечно же дарить будут, надо и художника  кормить. Необходимо собирать достойный попечительский совет при музее, как у футбольных и хоккейных клубов,  где губернаторы и министры спортсменов покупают. Точно так же нужно поддерживать и культуру.

В кабинете директора музея висит первая картина, которую Александр Городний приобрел в начале пути.

- А как же спонсоры?

– Мы же не против спонсоров. Но он сам должен идти. Когда я начинал, то накупил книжек «Русские меценаты», это про Третьяковых и Морозовых, ходил по банкам, раздавал. Секретарю на стол: «Отдашь шефу почитать». Потом через год-два заглядывал, просил денег на выставочные проекты. В 90-е бизнес еще откликался, помогали  знакомые и  друзья. А сейчас весь бизнес под москвичами и временщиками. Приехали, хватанули свое, а до другого дела нет.

Как-то делал молодежную выставку, пришел в банк «Авангард» к управляющему и говорю: вы здесь новый банк, а я выставку делаю с молодыми художниками-авангардистами. Прошу, дайте на каталог 18 тысяч, отметим рекламой, в средствах информации благодарить будем. Полгода он переписывался с Москвой, и в итоге отказали. Даже на афишу две тысячи не дали… А банков сейчас развелось – через дом в каждом квартале, но просить помощи у них уже нет желания, уже знаешь, чем закончится.

Конечно, есть те, кто помогает, но таких людей крайне мало. Современное искусство для многих вообще непонятно. Тем более на фоне того, что сейчас происходит, – пока некоторые мошонки к брусчатке прибивают, в министерствах все раздраженные ходят.  Обстановка реально неспокойная, и как поведет себя администрация завтра и где она будет – это вопрос. Люди переживают, беспокоятся за наше помещение, бывает, что спрашивают: не выгоняют еще? Надеюсь все же, в этом здании не появится очередной москвич и не откроет очередной банк или торговый центр.

- Вы все фонды подарили городу, не боитесь все потерять?

– Страшновато от таких мыслей, конечно. Я ведь все, что собрал, даже то, что дома висело, – все передал городу для художественного музея.  Юридически музей пока не утвержден, надеюсь, к окончанию реконструкции это случится, соберем соответствующий штат сотрудников, достойных попечителей.

- Все-таки и среди обычных горожан, и среди представителей власти довольно много людей, далеких от искусства.  Вам уже кто-нибудь говорил, что это все попросту бессмысленная «мазня»?

– А как же без этого – постоянно слышу. Стараюсь не перечить, отправляю смотреть Айвазовского в картинную галерею. Вы же не обязаны, когда в кинотеатр приходите, все фильмы одобрять. Одному, например, Сокуров нравится или Тарковский, а другой, оказывается, его ненавидит. А это же гениальные люди. Вот вы откройте «Вл.ру», почитайте отзывы о выставке Макеева – бред же. Человек седой уже, последний раз в картинной галерее был школьником в лучшем случае, и начинает хаять все подряд, включая и «Черный квадрат» Малевича заодно. Хотя я обычно здесь говорю: это не картина, это манифест. Читайте теорию от автора, затем уже критикой занимайтесь.

А вот с молодежью полегче.  В городе у нас много молодежи, здесь же и Академия искусств, и колледжи  – к нам едут со всей Сибири и Дальнего Востока обучаться. Плюс университеты – ВГУЭС, ДВФУ, кафедры там креативные разные дают о себе знать. Молодежь лучше к новому адаптирована.

- Чувствуете ответственность перед зрителем?

- Всегда. Особенно если это музейная экспозиция, я отвечать обязан за любую работу. Хотя сначала, бывает, и делаешь то, что хочешь, а потом уже думаешь об ответственности.

- А с художниками сложно работать?  

- Художники сами по себе достаточно интересные и непростые товарищи. И к каждому нужен индивидуальный подход: бывало с кем-то ласково получается, а с кем-то чуть ли не до драки доходит. Но это все рабочий процесс.

- Руководить музеем – это же очень сложная работа… Как вы справляетесь?

– Штата в музее сейчас нет, только я, заместитель по АХЧ, дежурного смотрителя и хранителя ищем. Я вот только что полы помыл в залах и на лестничной клетке. Не выхожу отсюда практически, отпуск свой прогулял здесь. Я же официально оформлен как государственный служащий, у меня и отпуск есть, и инструкции какие-то выдали – во сколько приходить на работу, выходить. Я смеюсь над этим. После работы идешь по мастерским, в выходные надо обязательно где-то быть, что-то видеть, собирать планы на будущие выставки. Вот сейчас надо было на «Зарю» идти выставку смотреть, а я уйти не могу – надо дежурить.

- Столько сил и времени, ради чего?

– Когда уже знаешь,  на каком уровне надо все держать – держишь, по крайней мере, стараешься это делать. А чуть слабину дашь, и затухнет все. А я не хочу, чтобы затухало, – мне нравится, когда и людям нравится.

- А если всего этого не будет?

– Мне будет грустно и обидно. Когда-то близкие окружающие были в сомнении по поводу серьезности всего этого мероприятия – на дворе был 89-й год. Я тогда делал свои первые галерейные шаги. Собрал большую выставку наших приморских художников, назвал ее «Город Владивосток» и отвез в Москву, в московский Дворец молодежи. Привезли мы 150 работ живописи, графики, включая тяжелые, по 200 кг, скульптуры из бетона. И эту выставку многие там  оценили: публика, искусствоведы, культурологи. Начали проекты предлагать: оставайся, мы тебя в Германию отвезем, еще куда-нибудь. А я говорю: приезжайте лучше к нам – у нас Япония, Америка недалеко… Затем здесь сразу выставки пошли: в Токио, в США, в университете штата Вашингтон, в Венеции, в Нью-Дели, в Роттердаме... В целом около трехсот различных выставок проведено.

 - А если говорить о мечтах: какого художника вы бы очень хотели привезти?

- Я об этом не задумывался еще. Сейчас самая главная задача – найти денег побольше, чтобы провести соответствующую реконструкцию в здании, оборудовать его, юридически городской музей оформить, надежный штат сотрудников подобрать. Тогда можно будет решать интересные программы. Конечно, всегда думаешь, кого привезти, и желающих – интересных художников – можно найти на любом континенте. Безусловно, хотелось бы видеть здесь художника мирового уровня, как Люк Туйманс, например, из Бельгии. Он уже был в «Артэтаже»  в 2006 году и даже работу свою оставил.  И выставки оригинальных работ Шагала, Матисса, Пикассо я показывал. Хочу, чтобы всем нам было интересно.  В реальных планах впереди выставка работ классиков ХХ века – Кандинский, Миро. Думаю, что многим здесь это будет интересно.

Новости партнеров

Интервью