2016-09-28T12:55:08+10:00 2016-09-28T12:55:08+10:00

Свежее дыхание: иностранные волонтеры приезжают в Приморье, чтобы очистить его от мусора

Корреспондент PRIMPRESS поучаствовал в благоустройстве острова Рейнеке

28 сентября 2016, 12:55
Любовь Хмелевская

Фото: Приморская островная волонтерская служба
Фото: Приморская островная волонтерская служба | Свежее дыхание: иностранные волонтеры приезжают в Приморье, чтобы очистить его от мусора

Ежегодно Приморье привлекает к себе не только путешественников, желающих полюбоваться краем, но и волонтеров, неравнодушных к состоянию экологии в регионе. Люди разных профессий - бизнесмены, журналисты, художники, музыканты и другие - каждый год приезжают в Приморье из разных стран и регионов России, чтобы очистить край от мусора.

В конце туристического сезона, в августе, корреспондент PRIMPRESS съездил в экологический лагерь «Остров мечты» на острове Рейнеке вместе с ПОВС (Приморская островная волонтерская служба). Здесь удалось не только поучаствовать в уборке мусора, но и пообщаться с иностранными волонтерами и узнать, почему они едут за тридевять земель, чтобы убирать чужой мусор.

Мусорное дело

Остров Рейнеке, туристическое достояние Владивостока, вот уже несколько лет увязает в отходах, ведь организованного сбора и вывоза мусора здесь нет. Уже три года волонтеры ПОВС приезжают сюда в конце летнего сезона, чтобы за собственный счет убирать стихийные свалки, которые создают на острове туристы и местные жители.

Один из основных принципов волонтеров - раздельный сбор мусора. Во-первых, так его легче вывозить и утилизировать (в конце каждой смены волонтеры сами вывозят мусор с острова на баржах). А во-вторых, раздельный сбор делает возможной вторичную переработку отходов, при которой производство тех же бутылок, упаковок и много другого обходится экономике региона на 80% дешевле.

- Объем работы - огромный. Мы имеем дело с разными свалками, - рассказывает Наталья Якунина, организатор проекта. - Как со старыми, оставшимися с советских времен, так и с новыми, которые создают приезжие и местные жители. Конечно, убрать все свалки за раз невозможно, но с каждым разом их становится меньше - прогресс заметен. К тому же и люди начинают по-другому относиться к отдыху, ведь агитация - тоже важная часть нашей работы. Мы общаемся с отдыхающими и объясняем, почему важно убирать за собой мусор и как удобнее это сделать. Конечно же, нам помогают: по возможности помощь оказывают городская администрация (единственный поселок на Рейнеке входит в состав столицы Приморья) и спонсоры. Например, в этом году управление дорог и благоустройства поддержало мешками и перчатками. Также администрация города регулярно организуют грузовики МУПВ «Дороги Владивостока», которые забирают мусор с острова Русского, куда мы сами доставляем его с острова Рейнеке на баржах, и прием мусора в спецзавод №1.

На этом помощь городской администрации, которая вообще-то должна организовывать вывоз мусора с острова Рейнеке, заканчивается. Провизией, медицинскими препаратами волонтеры обеспечивают себя сами (каждый из них перед сменой делает организационный взнос в размере одной-двух тысяч рублей).

- Одни спонсоры обеспечивают питьевой водой, другие - мясом, третьи - специальной одеждой, мылом. В принципе, на жизнь не жалуемся - всегда сытые, чистые, готовые к работе, - добавила Наталья Якунина. - Помимо уборки у нас отличный досуг: вечера у костра под гитару, теплое море, солнце, игры и многое другое. Совмещаем приятное с полезным.

Чужого мусора не бывает

Дорога из Владивостока на остров также оплачиваются силами организаторов ПОВС. В этом году волонтерам повезло выиграть грант на одной из площадок для социально значимых проектов Приморья, так что серьезных финансовых трудностей организация на этот раз не ощутила. Однако иностранцы – жители Испании, Италии, Молдавии, Китая, по собственной воле приехавшие во Владивосток убирать «русский мусор», добирались до столицы Приморья за свой счет. Кому-то билет сюда обошелся в тысячу евро! Помимо иностранцев на смену в экологический лагерь приехали москвичи, гости из Санкт-Петербурга и других регионов России.

Николаю, гражданину Молдавии, около сорока лет. Он долгое время занимался коммерцией, путешествовал, но признался, что все это ему надоело.

- Я решил попробовать себя в волонтерстве, чтобы понять, почему люди этим занимаются, какие люди этим занимаются, и близка ли мне такая деятельность. Могу сказать, что в моей стране все недоумевали, когда узнали, что я еду на самый край России, чтобы убирать чужой мусор. Люди так и спрашивали: «Почему туда? Почему не здесь?» Они думали, что это глупая идея, и я отчасти был с ними согласен. Но на самом деле экология - это только предлог. Мне хотелось побывать именно здесь, в Приморье, а когда я узнал, что могу не только путешествовать, а еще и приносить пользу, я решил: еду. Конечно, поработав волонтером, я понял, что без помощи сверху (со стороны администрации) проблему мусора на острове полностью не решить. Надеюсь, что поддержки будет больше.

Милья, 19-летняя жительница Страны Басков (Испания), начала учить русский язык за два месяца до поездки в Приморье.

- Мои родственники тоже недоумевали, когда узнали, куда я еду и зачем. Но я объяснила, что все мы живем на одной планете, и грязь, которую мы на ней оставляем, наша общая. Чужого мусора не бывает! К тому же в Испании много говорят об экологии, феминизме и многом другом, но делается очень мало. Я приехала сюда, чтобы заняться именно делом. Мне нравятся люди, которые меня окружают в лагере на Рейнеке. Когда я разбираю горы мусора, я не чувствую счастья, но я рада, что могу приносить пользу.

Анастасии из Подмосковья 27 лет. Она давно участвует в волонтерских проектах России, в том числе на ее счету расчистка территорий Байкала.

- Волонтерство – отличная возможность не только помочь, но и посмотреть мир, Россию, познакомиться с людьми здесь. Даже в России, в разных ее частях, люди совершенно разные. В Приморье они проще идут на контакт, не воспринимают в штыки просьбы не мусорить и увозить мусор с собой. На Байкале мне порой было страшно говорить с людьми – нередко они были настроены агрессивно. Многие к тому же не верят, что мы своими силами можем изменить ситуацию к лучшему. Кто-то считает, что вся наша работа – сизифов труд. Многие говорят, что это бесполезно, и нужно добиваться от власти, чтобы вывоз мусора был организован за счет государства. Да, добиваться, безусловно, нужно, но это должна быть комплексная работа. Сразу добиться, как правило, не получается. Пока этого не делает власть, это должны делать мы. Мы должны показывать, что нам это действительно важно.

Молодой Пабло живет в Испании. По его словам, в его стране нет такой проблемы с мусором, как в России.

- В Испании намного меньше проблем с мусором. Наверное, потому, что наша страна меньше и мышление у людей несколько другое. Волонтерская деятельность, безусловно, полезна, но когда работаешь на свалке собственными руками, понимаешь, что одними усилиями волонтеров здесь не справиться. Но это не повод ничего не делать.

Камилле 18 лет, она приехала во Владивосток из Италии и знала, на что идет:

- Мне нравится как заниматься волонтерством, копаясь в кучах чужого мусора, так и отдыхать дорого и с комфортом. Многие думают, что это противоречие, но нет: богатство прежде всего внутри тебя, и если ты достаточно богат духовно, ты не будешь брезговать уборкой своей страны, планеты, мира.

Сизифов труд и свежее дыхание

Первый рейд эколагеря стартовал уже на следующий день после заезда, 11 августа. На острове - солнцепек, ни ветерка. В синих футболках с логотипом проекта большая часть волонтеров отправляется в рейд, меньшая — остается дежурить на кухне.

Жара ощущается еще по дороге к первой свалке: в плотной одежде и обуви, предназначенной для рейда, в двух парах перчаток (тканевые поверх резиновых, чтобы максимально обезопасить руки) жарко даже идти. Относительно бодрое настроение поддерживает только благородство намерения: какой сумасшедший предпочтет уборку свалки пляжному отдыху в час дня? Таких сумасшедших в первый день смены около сорока человек.

Через 10 минут пешего пути волонтеры подходят к первой свалке, масштаб которой поражает: на виду, прямо у тропы, вперемешку с пищевыми отходами алюминиевый, стеклянный, бумажный и прочий мусор. От запаха еще нетронутой кучи первых «новичков» начинает подташнивать. Что же будет дальше, когда «позорный плевок» цивилизации потревожат руками в резиновых перчатках?

- Ясно, что это надо убрать. Это можно убрать! Но ведь это еще нужно как-то рассортировать! - восклицает Женя, которая участвует в подобном впервые. - Не представляю, что буду сейчас во всем этом копаться.

Но Евгения знала, на что шла, а потому тут же вместе с остальными волонтерами принимается за штурм своей первой мусорной кучи. Причем, «бывалые» волонтеры уверенно лезут в самый центр, хватаются за первые бутылки, выплескивают содержимое, открывают первый пакет (для стеклянного мусора - плотный, белый) и – бутылка за бутылкой, банка за банкой – наполняют пакеты один за другим.

Я тоже беру в руки еще пустой целлофановый пакет для пластикового мусора, подхожу к краю кучи и понимаю: а ведь нет ей ни конца ни края! Территория на десятки метров вперед замусорена, а отходов не видно лишь потому, что они заросли травой. Что же будет, когда трава завянет, придет осень? Позорные следы человеческого присутствия раскроются во всей своей отвратительной «красе». Так что нужно срочно убрать это «свинство».

В кустах расправляться с мусором проще, чем в центральной куче, – здесь реже приходится иметь дело с пищевыми отходами, зато больше вероятности встретить ядовитую змею – щитомордника. На глаза попадается пластиковая коробка из-под плавленого сыра. Судя по виду недоеденного содержимого, лежит она здесь уже больше недели. Она пережила дожди, ее уже начали, но еще не успели доесть насекомые... Неприглядное содержимое мне предстоит извлечь, выбросить в кусты (пищевые отходы безопасны для окружающей среды), а коробку кинуть в мешок для пластикового мусора. Так я и поступаю, борясь с приступом врожденной брезгливости. За коробкой сыра следует баночка из-под паштета, пластиковая бутылка с непонятным зловонным содержимым и еще ряд недоеденных продуктов.

- Молодец, хорошо получается! - подбадривает пробегающий мимо организатор с полуразбитой бутылкой из-под водки в руке. По запаху похоже, что из нее все еще капает алкоголь. - Там девчонки вообще на опарышей нарвались, сходи посмотри!

От слова «опарыши» по моему позвоночнику пробегают мурашки. На указанном месте девчонки раскопали мусорную кучу уже наполовину.

- Кто-то мясо выбросил прямо сюда, завелась эта гадость, - рассказывает рыжеволосая Яна с зеленоватым от отвращения лицом. - Нам их убрать надо, потому что под ними еще мусор.

Участвовать в уборке опарышей я отказываюсь, но обещаю моральную поддержку. Одна из участниц, Женя, берет в руки бутылку, покрытую гадостью, и начинает неловко стряхивать. Опарыши разлетаются по сторонам и попадают Яне в лицо. Яна бежит в кусты — понятно, зачем.

Несмотря на то, что первый рейд организаторы щадяще прозвали «ознакомительным», с работы волонтеры возвращаются только спустя три часа. На уставших лицах некоторых новичков — выражение подавленности, «бывалые» тоже устали.

- Ну как? - спрашиваю молдаванина Николая, несущего «на своем горбу» четыре пакета с мусором.
- Как, как… - задумчиво отвечает он. - Думаю, без поддержки сверху все это — сизифов труд.

Яна после рейда только что искупалась в море, и на ее лице ни следа печали: она не соглашается с Николаем.

- Поддержка есть, но ее пока не так много. Если мы будем привлекать внимание к проблеме, поддержки будет больше. Главное, что люди медленно, но верно понимают, зачем мы приезжаем сюда каждый год и почему это важно для нас.

Я так и не решила, кто из них прав. Но результат проделанной в том числе и моими руками работы увидела: огромная мусорная куча превратилась в несколько десятков аккуратных пакетов, которые затем вывезут с острова, подарив ему «свежее дыхание».

2017 год в России обозначен Годом экологии. Основная задача страны на грядущий год - расчистка территорий РФ от мусора. По словам главы президентской администрации Сергея Иванова, настало время прибраться в России.

Новости партнеров

Жизнь региона