2016-10-11T15:11:44+10:00 2016-10-11T15:11:44+10:00

«Песочная сказка»: во Владивостоке развивается новый вид искусства

Художница Ульяна Леонова создает из песка целые миры, полные мистики и волшебства

11 октября 2016, 15:11
Любовь Хмелевская

Фото: Из личного архива Ульяны Леоновой
Фото: Из личного архива Ульяны Леоновой | «Песочная сказка»: во Владивостоке развивается новый вид искусства

Песочная графика — «свежее» искусство для Владивостока. Мир познакомился с ним еще в 1969 году, когда канадско-американский режиссер-мультипликатор Кэролин Лиф представила публике первый сюжет «Песок, или Питер и Волк». Оказывается, из такого непримечательного материала, как песок, можно создавать целые миры, полные мистики и волшебства!

Несмотря на нескромные объемы приморского песка, в столице Приморья искусство песочной графики появилось совсем недавно. Ульяна Леонова, известная художница Владивостока, создает зрелищные шоу из песка для детей и взрослых с 2012 года. PRIMPRESS пообщался с Ульяной и выяснил, как песочная графика чувствует себя во Владивостоке.

– Ульяна, песочная графика ассоциируется у «непосвященных» с чем-то теплым и уютным, как песочное печенье. Почему ты выбрала песок?

– Я долго искала для себя самый удобный способ изобразительного искусства и нашла его именно в сыпучем материале. Можно сказать, что песок меня раскрыл. Да, он не позволяет прорисовать детали, но позволяет рисовать в сюжете: на глазах у публики можно создавать целые фильмы, сменяя кадры один за другим. Для этого не нужно много бумаги, стирательная резинка… Достаточно эффектно смахнуть рукой кадр, который уже раскрыл себя, и изобразить новый! Именно это магическим образом и завораживает публику.

– Когда ты начала заниматься песочной графикой, кто-то во Владивостоке уже делал это?

– Песок «захватил» меня еще в 2011 году. Я увидела рекламу, созданную при помощи песочной анимации на каком-то телеканале, мне показалось, что это круто. Я углубилась в тему, стала смотреть и читать про песочную графику, но возможности попробовать у меня так и не появилось. В 2012 году я усиленно искала новую работу и очень хотела, чтобы эта работа стала любимой. Не это ли важнее всего? Вселенная верно поняла мой запрос, и я наткнулась в Интернете на вакансию художника песочной анимации в творческой студии.

– Классическому художнику для того, чтобы рисовать, не нужна студия. Достаточно поверхности и инструментов. Почему ты не могла обойтись без сотрудничества со студией?

– Чтобы рисовать песком, нужно обзавестись специальным столом — «лайт-боксом». Его конструкция проста: это ящик, внутри которого установлены лампы (или светодиодная панель), а сверху — белое стекло, которое как раз и является рабочим пространством художника. На стекло насыпается песок. Для полноценного шоу нужен также проектор. Первый комплект рабочего оборудования мне предоставляла именно творческая студия, а затем я обзавелась собственной аппаратурой. Кстати, стол, на котором я рисую сейчас, собрали мои друзья. В принципе, песочная графика доступна каждому, так же как и рисование карандашами.

– Песок, которым ты рисуешь, это обычный песок с морских берегов Приморья?

– Каждый художник выбирает песок под себя. Это может быть любой просеянный природный песок или кварцевый. Единственное правило при работе с детьми - это сертификат качества песка: дети должны работать только с самым чистым песком, в котором нет никаких микроорганизмов, способных вызвать аллергию или отравление. Поэтому когда я работаю с детьми, рисуем мы только кварцевым, фракционированным. Я закупаю его мешками по 5 кг! Другие выполняю смесью природных песков. У меня даже есть коллекция песков с реки Амур, с пляжа на Шаморе, в Ливадии, даже из Таиланда есть. А вот знаменитый испанский художник Джо Костильо вообще рисует вулканическим песком!

– Стоит ли запасаться песком и оборудованием для песочной графики, если даже карандаш толком держать не умеешь?

– Было бы желание. Минимальный возраст моих учеников — три года, и многие из них уже умеют создавать целые истории из песка. Сыпучий материал подвижен, в отличие от линии, нарисованной карандашом. Мы можем в любой момент изменить форму этой линии одним движением. Уметь рисовать карандашом совсем не обязательно, роль здесь играет именно способность образного мышления.

– Когда ты поняла, что хобби переросло в искусство и пора уходить из студии и создавать свои проекты?

– В студии два года я набиралась опыта на многочисленных детских мероприятиях, а потом захотела большего, и я начала сотрудничать с праздничными агентствами. Стала делать шоу для взрослых: сначала всевозможные лав-стори и поздравления, потом рекламные проекты для известных приморских ресторанов и магазинов. Но самое важное для меня — работа с людьми искусства. Например, с поэтическим проектом Across The Universe мы будем создавать вот уже шестое совместное шоу. От поэтов — стихи, от диджеев — музыкальное сопровождение, от меня — песочные образы, подобранные индивидуально под каждый стих.

– Не пора ли создавать свою собственную выставку?

– Как раз над этим сейчас работаю. Как только дорисую серию стилизованных портретов, организую. Их должно быть 12, и они будут распечатаны на баннерной ткани. Это будет моя первая персональная выставка, и я, если честно, уже волнуюсь.

Не разучиться мечтать

– Ты ведь еще и с детьми работаешь, а они те еще сказочники! Верят ли они в твои сказки?

– Да, работать с маленькими — это большая ответственность. Я создаю для детей песочные сказки ко дню рождения, например. Главный герой каждой сказки - сам ребенок. Для этой работы мы с напарницей Юлей Бескровной создали даже отдельный проект - «Оле Лукойе – шоу». Взрослея, многие из нас теряют способность фантазировать и мечтать так, как умеют это дети. Естественно, нам нужно не отставать от них, чтобы им нравились мои сказки!

– Как же в твоей голове рождается сюжет?

– Для начала я общаюсь с родителями и детьми, узнаю, что их интересует. Затем мы с напарницей Юлией Бескровной разрабатываем сюжет, разбиваем на конкретные последовательные сцены, пишем текст для каждой из них, разрабатываем композицию каждого кадра. Затем следуют репетиции, запись звуковой дорожки, съемка, монтаж… То есть довольно трудоемкий процесс, минимум на 5-7 дней.

– Общение с семьей, наверное, самое главное. Каково каждый раз выступать в роли психолога?

– Да, это самое важное, ведь сказка для каждого ребенка индивидуальна. Но не всегда родители хорошо знают своих детей. Например, был случай: одна мама сказала мне, что ее ребенок, когда вырастет, пойдет в юридический университет, станет юристом. При этом сам мальчик смиренно стоял рядом и кивал. Когда мама отошла, я спросила его: «Ну а сам-то ты кем хочешь быть?» И он тихо так ответил, чтобы мама не слышала: «Я хочу быть дрессировщиком дельфинов».

– И в твоей сказке он был дрессировщиком дельфинов?

– Само собой. Мама очень удивилась, что у ее сына есть такая мечта. Думаю, после этого они стали ближе...

– Расскажи про проект «Вне Времени». Все-таки это первая Международная передвижная выставка песочной графики… Приедет ли она во Владивосток в 2017 году?

– «Вне Времени» - это серьезно. Выставка родом из Харькова, Украина. Ее придумали две замечательные девушки — Анастасия Меленцова и Анна Ружинская. Выставка побывала уже в 14 городах, но во Владивосток в этом году ее привезти не удалось. А жаль! Горожане ахнули бы, увидев работы лучших в мире художников песочной графики, зафиксированные на цифровых фотоаппаратах и распечатанные в высоком разрешении. Там видно было бы каждую песчинку!

– Почему не получилось-то? Все новое ведь всегда манило владивостокцев.

– Еще получится! Я не оставила эту идею. Нужно решить вопросы с финансированием и помещением, и экспозиция приедет во Владивосток в 2017 году. Как раз сейчас по этому вопросу веду переговоры с несколькими выставочными залами города. Главное - привезти! А в открытости владивостокцев всему новому я даже не сомневаюсь.

Новости партнеров

Интервью