В октябре и ноябре этого года настоящим украшением оперных представлений Приморской сцены Мариинского театра станет восходящая звезда меццо-сопрано Юлия Маточкина. В 2015 году певица одержала уверенную победу на XV Международном конкурсе имени П. И. Чайковского. Юлия уже неоднократно приезжала во Владивосток, например, в августе принимала участие в I Международном дальневосточном фестивале «Мариинский». Во время осенних гастролей по Азиатско-Тихоокеанскому региону певица вновь покорила публику своим творчеством: в Японии и Китае поклонники берут у Юлии автографы, а в Приморском крае билеты на ее выступления раскупают задолго до концертов.
PRIMPRESS поговорил с Юлией Маточкиной о ее творческом пути, любимых оперных партиях и стрессах.
– Юлия, вы начинали музыкальную карьеру как скрипачка. Как пришли к оперному искусству?
– Свое музыкальное образование я начала на дирижерско-хоровом отделении музыкального училища. После его окончания педагог посоветовал мне поступать дальше на вокальное отделение. Иначе, сказал он, мой артистический темперамент не раскроется должным образом.
– Вы сразу решились на смену деятельности?
– Не было возможности долго размышлять. Я приняла решение за неделю до поступления в консерваторию. Поступила сразу на два отделения – дирижерско-хоровое и вокальное. Экзамены по вокальному мастерству были раньше, и меня сразу взяли. Второе образование было платным, и я выбрала вокал.
– Какие роли вы мечтаете исполнить?
– Пока не пела Любашу в опере «Царская невеста» Римского-Корсакова. Очень хочу сыграть эту роль. А еще партию Марфы из «Хованщины» Мусоргского. Это одна из основных ролей, которую я репетирую уже 2–3 года, но на сцене петь еще не довелось. Надеюсь, что в скором будущем ее исполню.
– На сцене какого театра вы хотели бы выступить?
- У меня была мечта спеть на сцене Мариинского театра, и она осуществилась. Было бы здорово спеть на сцене театра Ла Скала в Милане.
– Какие эмоции вам сложнее всего передать со сцены – гнев или любовь?
– Все зависит от партнеров и подачи, с которой все идет. Не думаю, что гнев сложнее передавать, ведь сама музыка и ситуация провоцируют на такие эмоции. Как правило, не возникает сложностей с передачей сильных чувств, которые бурно выражаются. Бывают моменты, когда режиссер просит сделать досаду или обиду и не показать ее, но при этом зритель должен увидеть, что у человека душа выворачивается. Ты не делаешь ничего, просто стоишь, но все должны знать, что тебе очень плохо. Вот такую эмоцию сложно передать.
– Возникало ли когда-нибудь желание бросить пение?
– Нет, петь я только начала.
– Кем вы хотели стать в детстве?
– Я, как большинство музыкантов, хотела быть Надеждой Кадышевой или Аллой Пугачевой. Мои соседи от этого очень страдали. Как и многие дети, я пела перед зеркалом в маминых туфлях с лаком для волос и макияжем. Это был ранний период. Потом я намеревалась поступить в академию Можайского и быть военным. В моей семье были военнослужащие, и я хотела пойти по их стопам.
– А были в семье музыканты? Или кто-то из друзей семьи вдохновлял?
– Музыкантов в семье не было. Хорошо помню, что у дедушки была гармошка, на которой он любил играть по праздникам. Он мариец и песни пел с притопами, с прихлопами. Однако он не был профессиональным музыкантом.
– Сейчас какую музыку слушаете?
– В нерабочее время вообще ничего не слушаю. Стараюсь находиться в полной тишине. Ни телевизор не включаю, ни радио. Даже когда еду в такси, прошу выключить все.
– В одном из интервью вы сказали, что считаете себя певицей-актрисой. Как входите в образ?
– Много читаю про роль. Мне не хочется играть персонажа, я хочу быть тем человеком, в которого нужно перевоплотиться, по-настоящему прожить какой-то период его жизни на сцене. Еще смотрю старые фильмы с нашими актерами, перенимаю что-то у них. И литература, конечно, очень помогает.
– Как выходите из образа, как расслабляетесь после выступлений?
– Очень сложно сразу переключиться, адреналин держит очень долго. Порой не можешь заснуть всю ночь, все думаешь, что бы ты еще мог сделать в этой роли. Вообще каждый выход на сцену – это новый опыт в артистический багаж. И когда спектакль заканчивается, ты открываешь этот багаж и смотришь, что туда положил, начинаешь копаться. Невозможно просто уйти со сцены и сразу переключиться: «Всем спасибо, я домой». Идешь по дороге и думаешь: «Вот это новенькое сегодня сделал, а вот то – нет». Что-то черпаешь, а что-то даже теряешь.
– Какую свою роль вы любите больше всего?
– Очень нравится Дульсинея из «Дона Кихота» Массне. И Дидона в «Троянцах» Берлиоза.
– На предстоящем гала-концерте на Приморской сцене Мариинского театра вы исполните любимую Дидону. А как относитесь к Кармен, которую тоже предстоит спеть?
– Мое внутреннее состояние бушует. Со многим я не согласна в музыкальном плане. Но я же не композитор, могу не соглашаться сколько угодно. Может быть, я еще не чувствую себя свободно в этой сложной партии. Вообще я очень мало слышала и видела певиц, которые справляются с этой ролью на 100%. Хороши были исполнительницы старой школы. Среди современных же я еще не нашла такого исполнения, которое воодушевило бы меня сыграть так же или даже лучше.
– Многие оперные артисты говорят, что из-за высокой влажности приморского климата голос звучит хуже. Вы это ощущаете?
– Влажность голосу не вредит. Быть может, из-за того, что я постоянно перемещаюсь, организм подстраивается, и просто не замечаешь перемен. В любом случае артист должен выйти и спеть. Возможно, артисты, которые здесь живут или по-другому чувствуют свой организм, что-то и замечают. А вообще дело не в климате, в Петербурге тоже климат не самый благоприятный для голоса. Один день в неделю проснешься – хорошо звучит, остальные шесть – плохо. А бывает, приедешь в какой-нибудь теплый край, и там кажется, будто что-то не в порядке. Хотя, казалось бы, чего еще надо: Италия, светит солнце, все хорошо (ни жарко, ни холодно), но что-то мешает.
– Кто из оперных певцов является для вас сейчас примером для подражания?
– Очень много смотрела и смотрю на Елену Васильевну Образцову. Также нравится Анна Нетребко: красивая и всегда выкладывается даже не на сто, а на двести процентов. И перевоплощается здорово! Из зарубежных люблю американскую певицу Джойс ДиДонато.
– Вы говорили ранее, что самое главное – это здоровье. Есть ли у вас какие-то уникальные рецепты поддержания своего самочувствия?
– Я пью всевозможные витамины. Скажу честно, заниматься спортом у меня нет времени. Или это такая отговорка с моей стороны, ведь есть люди, которые успевают все.
– Существует ли специальная диета для оперных певцов? Есть ли продукты, которые нельзя употреблять ни в коем случае или, наоборот, полезные для голоса? Нужно ли пить каждый день яйца?
– Про яйца – миф. Что касается диеты, то она есть, но я ее не придерживаюсь. Много чего из продуктов нельзя: острое, кофе, алкоголь, семечки, еще что-то. Но, например, семечки я не ем потому, что они мне не нравятся, а не потому, что их оперным певцам нельзя.
– Что в карьере оперной певицы самое сложное: работа над техникой исполнения, организация выступлений или, может быть, трудности во взаимоотношениях с труппой?
– Однозначно не ответишь, всякое бывает. С коллективами театров никогда не было проблем. Я вообще себя считаю легким человеком. Адекватно воспринимаю замечания, даже те, с которыми не согласна. Главная сложность заключается в том, чтобы соединить все в общий комплекс, который будет работать. Это и здоровье, и коммуникабельность, и музыкальность.
– Отличаются ли эти гастроли по Азиатско-Тихоокеанскому региону от остальных?
– Они очень насыщенные. После выступлений во Владивостоке я еду в Харбин и Тайбэй, после чего мы вернемся. У нас всегда плотный график, но в этот раз я участвую во всех операх и во всех концертных представлениях.
– Волнуетесь перед выступлениями?
– Всегда, перед каждым выступлением. Однажды мой педагог, который преподавал дирижирование в училище, сказал: «Когда ты перестанешь волноваться, можешь идти торговать помидорами. Значит, это уже не твое».
1 ноября на Приморской сцене Мариинского театра прозвучит опера «Золото Рейна». Главные роли исполнят ведущие артисты Мариинского театра: Юрий Воробьев, Михаил Векуа, Жанна Домбровская и молодая, но уже полюбившаяся приморским зрителям меццо-сопрано Юлия Маточкина. Симфоническим оркестром будет управлять Валерий Гергиев.
2 ноября в Большом зале Приморской сцены Мариинского театра состоится гала-концерт солистов и Симфонического оркестра Мариинского театра под управлением Валерия Гергиева. В программу «По страницам великих французских опер» включены арии из опер «Кармен» Жоржа Бизе, «Фауст» Шарля Гуно, «Самсон и Далила» Камиля Сен-Санса, а также пятый акт оперы «Троянцы» Гектора Берлиоза.
В этот же день, 2 ноября, в главной партии балета «Кармен-сюита» выступит выдающаяся балерина Диана Вишнева. Роль Хозе исполнит солист Мариинского театра Иван Оскорбин. За дирижерским пультом будет маэстро Валерий Гергиев.