2016-12-13T14:08:00+10:00 2016-12-13T14:08:00+10:00

Фруктовый путь: как экзотические плоды попадают в Приморье

Эксперты прогнозируют расширение географии поставок

13 декабря 2016, 14:08

Фото: А. Горбонос
Фото:  А. Горбонос | Фруктовый путь: как экзотические плоды попадают в Приморье

Фруктовый бизнес - сложный, а потому рискованный. Приходится иметь дело с нежной скоропортящейся продукцией, требующей непростого и затратного хранения. Тем не менее в Приморье сейчас в любое время года можно купить не только мандарины, но и фрукты, о существовании которых мы и не подозревали, пишет деловой еженедельник «Конкурент».

В 2014 г. отечественная розница столкнулась с новой реальностью – к ввозу на территорию РФ была запрещена продукция из стран Евросоюза, США, Канады, Австралии, Норвегии, Исландии, Лихтенштейна, Албании, Черногории и Украины. С января 2016 г. «черный список» пополнили фрукты и овощи из Турции. Под эмбарго (впоследствии отмененное для некоторых позиций) попали турецкие цитрусовые, яблоки, груши, абрикосы, персики, нектарины, сливы и терн, виноград, зелень, клубника.

Поставщикам и ретейлерам пришлось искать новых контрагентов и удлинять логистическое плечо. География поставок в результате изменилась: среди стран-экспортеров в 2013-2015 г. колоссальный рывок совершила Белоруссия - +299% к объемам экспорта фруктов в РФ (белорусские киви – новинка последних трех лет). Прирост показали также Сербия, Македония, Пакистан, Иран. В первом полугодии 2016 г. лидерами по динамике плодово-овощного экспорта в Россию стали Белоруссия, Сербия, Армения, Казахстан и Македония. Ну и, конечно же, Китай. Ощутимую фору получил отечественный производитель.

«После введения санкций рынок в корне изменился, произошла переориентация ассортимента в сторону российского производителя, - отмечает Татьяна Кадетова, руководитель категории направления fresh сети супермаркетов «Парус». - Также в нашей сети стали появляться фрукты из ЮАР, Марокко, Бразилии и Индии – стран, которые раньше не пользовались популярностью».

«После введения эмбарго все потоки были нами оперативно переориентированы, для новых поставщиков это послужило отличным шансом вывода товара на рынок, - рассказывает Ольга Егорова, руководитель отдела рекламы и PR сети гипермаркетов «Самбери». - Если говорить о фруктах, то после августа 2013 г. большие объемы товара нам стали поставлять регионы России, Крым, страны СНГ, Африки».

«Увеличилась доля импорта из Латинской Америки, Африки, Восточной Европы – Сербии, - комментирует Андрей Солониченко, управляющий проектом розницы «Три кота». - Появилось много российского товара – например, краснодарские яблоки. Выросли объемы поставок из Армении, Азербайджана».

По словам «отраслевиков», местный производитель фруктов не может насытить рынок в зимний период, так что ретейлеры вынуждены заменять его продукцию импортом.

«Снижаются объемы летних отечественных фруктов, повышаются объемы фруктов из Южного полушария, где сейчас самый сезон сбора урожая», - отмечает Ольга Егорова.

Просачиваются и «санкционные» товары, но на их пути стоят контролирующие органы. Так, в 2015 г. сотрудниками Россельхознадзора во Владивостоке, Находке и Уссурийске было выявлено свыше 600 кг польских яблок. За семь месяцев 2016 г. в Приморье обнаружено 7,9 тонны яблок, мандаринов и груш из Турции и Польши. Часть запрещенных фруктов сожгли, часть раздавили на полигонах ТБО.

В ДФО лидером плодово-овощного рынка остается Китай, который постепенно набирает позиции.

«Начиная с октября Китай выручает нас, поскольку местный товар заканчивается, а логистика, например, краснодарских яблок, дороговата, - отмечает Сергей Юрченко, руководитель отдела продаж ООО «Агрофреш». - Наблюдается традиционный рост объемов поставок в зимний период, однако я бы не говорил о каком-то скачке. Юань тоже подорожал, и это очень сильно сказывается на себестоимости товара. Кроме того, наши китайские контрагенты уже не так просты, как раньше, – они пользуются ситуацией, мониторят рынок и тоже поднимают цены».

Цена и качество фруктов вызывает массу вопросов.

«Цены на многие позиции резко поднялись, когда были введены санкции. Сейчас они, напротив, снизились, потому что рынок стабилизировался», - говорит Солониченко.

Местный ретейл предлагает фрукты в самом широком ценовом диапазоне, и, к примеру, если себестоимость 1 кг эквадорских бананов для поставщика составляет 50 руб., то некоторые сети довольствуются наценкой в 15-20%. Но вот насколько полезна такая экзотика?

«Практически все фрукты – манго, бананы и т. д. - с того же Эквадора идут зеленые, - отмечает Олег Шабанов, индивидуальный предприниматель. - По месту прибытия они газируются, то есть обрабатываются специальным газом и «доходят» уже в специальных камерах дозревания».

Учитывая логистический размах, такая практика неизбежна для ретейлеров. Участники рынка, имеющие достаточно оборотных средств, стараются оптимизировать ее по максимуму.

«Супермаркеты предпочитают закупать неспелые фрукты, чтобы они полежали от двух до трех недель и не принесли убытков, - рассказывает Анна Горбатюк, генеральный директор ООО «Стратегия» (супермаркет «Сказочный край»). - Ту же продукцию из Таиланда, как правило, везут зеленой через Москву. Соответственно, и польза от нее минимальна».

Глянцевые яблоки, обработанные дифенилом, запрещенным в странах ЕС и США, пестициды, нитраты (практика показывает, что возможно превышение допустимой нормы в сто раз – здесь покупателю поможет карманный нитратометр) - фруктовый рынок полон скрытых опасностей. Совсем незначительная его доля приходится на сегмент товаров премиум-класса – крайне проблемных в доставке и реализации.

В целом первые потрясения, вызванные продовольственным эмбарго, улеглись, ряд участников, ориентированный на санкционный импорт, покинул конкурентное поле, опустевшие ниши освоили новые экспортеры. Эксперты прогнозируют расширение географии поставок, и благодаря этому потребитель еще не раз вспомнит о забытых республиках.

Новости партнеров

Образ жизни