Погода во Владивостоке:
28.07.2017, 08:37 19 °C, 5 М/с
16+
КУРСЫ ВАЛЮТ
  • $ 58.9325 Доллар США
  • 68.6623 Евро
  • ¥ 52.7337 Японская иена
  • 52.6601 Корейская вона
  • Y 87.0816 Китайский юань
Главная » Интервью » Вадим Луковенков: «Меня не остановят ни холод, ни снег, ни дождь, когда цель – ­ сделать фото самолета»

Получай новости от PRIMPRESS.RU

ЛЕНТА НОВОСТЕЙ
Фото: Вадим Луковенков

Вадим Луковенков: «Меня не остановят ни холод, ни снег, ни дождь, когда цель – ­ сделать фото самолета»

Авиадиспетчер и авиаспоттер – о безудержной тяге к фотографированию железных птиц

Вадим Луковенков – авиадиспетчер с четвертьвековым стажем. Он и его коллеги из Владивостокского центра ОВД филиала «Аэронавигация Дальнего Востока» помогают экипажам взлетать, заходить на посадку и лететь. Но Луковенков не просто профессионал, он настоящий фанат авиации. Эта любовь к особенной красоте самолетных линий и сделала его авиаспоттером. Он готов в любое время дня и ночи, в праздник или выходной день уйти в поле, залезть на дерево  и ждать часами ради одного удачного снимка авиалайнера. Ведь самолет не только результат технической мысли, но и произведение искусства.

– Вадим, можете объяснить, как выглядит ваша работа и работа ваших коллег? Что и как вы делаете?

- Для начала надо рассказать, что такое Госкорпорация по ОрВД. Это единственное в нашей стране предприятие, которое организовывает безопасность воздушного движения. В разных регионах России существуют его филиалы. Мы входим в «Аэронавигацию Дальнего Востока». В этот филиал входят Владивосток, Южно-Сахалинск, Благовещенск, Комсомольск-на-Амуре, Николаевск-на-Амуре и Охотск. В Хабаровске сосредоточена базовая служба.

Пять лет назад, 2 июля 2012 года, был введен в эксплуатацию командно-диспетчерский пункт аэродрома Владивосток (Кневичи). Красивое специализированное высотное здание башенного типа на аэродроме – это командно-диспетчерский пункт (КДП) – место, где осуществляется управление воздушным движением в районе аэродрома Владивосток.

Самолеты не могут летать сами по себе. Все, от запуска двигателей до посадки и высадки пассажиров, контролируется авиадиспетчерами. Они ведут самолеты по воздушным трассам от аэропорта до аэропорта, передавая друг другу по цепочке информацию о полете, маршруте, высоте, количестве пассажиров на борту.

Когда самолет рулит по аэродрому, экипаж работает с первым диспетчером, после взлета  связывается со вторым, набирает высоту с третьим. И так далее. У каждого диспетчера свой небольшой участок ответственности.

Диспетчеры, которые работают на вышке, контролируют все происходящее на аэродроме: не только самолеты, но и машины, вспомогательную технику и даже людей. Диспетчер старта руководит взлетом и посадкой, диспетчер руления – всем, что движется по территории аэродрома, под его управлением буксировка, запуск двигателей и руление до ВПП. На втором этаже нашей вышки расположены диспетчерские пункты. Там управление движением самолетов осуществляется по мониторам. Радиолокаторы отслеживают положение самолета и показывают его на экранах, перед которыми  располагаются диспетчеры круга и подхода. Первые руководят самолетами в радиусе 60 км от аэродрома. Они дают разрешение на выполнение захода на посадку прилетающим воздушным судам (ВС) и указания о первоначальном наборе высоты вылетающим. Диспетчеры подхода отвечают за движение ВС в области воздушного пространства, ограниченной высотами 1800–5700 м и радиусом от 60 км до 90–200 км. Диспетчер подхода ведет воздушное судно до захода на посадку и передает диспетчеру обслуживания аэродрома. Ну или наоборот, если самолет взлетает. Диспетчер подхода доводит судно до определенного расстояния или высоты и передает диспетчеру, находящемуся в Хабаровске.

Современное оборудование, автоматизированная система типа «Синтез», позволяет передавать управление самолетом от диспетчера диспетчеру без голосовых сообщений, через компьютер. Все оборудование у нас, кстати, российского производства, иностранное не используем уже давно. Раньше всю информацию  передавали голосом – на какой высоте находится, что собирается делать, а на экране локатора отображалась «голая» метка от воздушного судна. Сейчас авиадиспетчеры смежных диспетчерских пунктов голосом почти не общаются. Компьютеры показывают формуляры к меткам от воздушных судов, где все видно – необходимую высоту и ту, на которой сейчас лайнер, скорость, азимут и удаление от определенного места и другую необходимую информацию о самолете. Также машина сама видит потенциально конфликтные ситуации и предупреждает диспетчера.   

Есть еще и диспетчерский пункт МДП, где осуществляется обслуживание воздушных судов МВЛ над всей территорией Приморского края. У нас это один из самых загруженных по интенсивности и масштабу управления воздушным движением диспетчерских пунктов. Один диспетчер здесь управляет движением над территорией всего Приморского края. Но это управление осуществляется от земли до 2450 метров. Все маленькие вертолеты, самолеты, беспилотники, воздушные шары, аэростаты, все, что над Приморьем, – под управлением одного диспетчера. Почему он самый сложный?  Потому что  в среднем за 10 часов работы совершается до 200 вылето-посадок. Территория огромная, от мыса Гамова до Бикина. Этот диспетчер взаимодействует непосредственно с авиадиспетчерами круга, подхода, старта Владивостокского центра ОВД, а также с авиадиспетчерами РЦ и МДП Хабаровска. Ночью интенсивность воздушного движения становится меньше – ночных полетов по МВЛ гораздо меньше. 

Я вам привел всего лишь общие сведения об  управлении воздушным движением, в рамках одного рассказа невозможно охватить все особенности этой сложной и многоуровневой работы. Но главное, что все в ней подчинено одному общему требованию – обеспечению порядка и безопасности полетов воздушных судов. Выполнение именно этой глобальной задачи в совокупности с работой остальных служб и является залогом приятного перелета для пассажира.

- На авиадиспетчерах лежит огромная ответственность за безопасность полетов, за жизни людей. Почему вы решили выбрать эту профессию? 

- У нас, можно сказать, династия. Я всегда знал, что стану авиадиспетчером. Мой отец бывший авиадиспетчер. В детстве я был частым гостем на его работе в аэропортах Тернея и Владивостока. В общем, с авиационной кухней знаком с малых лет. Учился в Риге, Санкт-Петербурге. В этом году исполнится 24 года работы в филиале «Аэронавигация Дальнего Востока» Владивостокского центра ОВД. Кстати, у нас сейчас проводятся мероприятия по профессиональной ориентации молодежи, созданию традиций профессиональных семейных династий. Так, например, Владивостокский центр обслуживания воздушного движения провел экскурсии для детей работников предприятия на объекте КДП 17 июня 2017 года.

- Истоки вашего увлечения авиаспоттингом очевидны. А как вы объясняете это занятие для себя?

- Еще Туполев сказал: «Некрасивые самолеты не летают», но можно перефразировать слова гениального авиаконструктора так: некрасивых самолетов не бывает, бывают оригинальные (и, конечно же, было бы неплохо их запечатлеть). 

У каждого из нас, помимо основной работы, есть увлечения: кто-то коллекционирует почтовые марки, монеты, желтых резиновых уточек, модели самолетов, кто-то вечерами вышивает крестиком, некоторые увлекаются фотографией, другие собирают и склеивают игрушечные самолеты и т. п. А есть в мире очень интересное хобби, которое называется плейнспоттинг (planespotting). Ну что за радость, скажете вы, изо дня в день фотографировать самолеты. Снял раз, два или три, получил удачный ракурс, снял в контражуре, добился нужной композиции – и достаточно! Но для меня все вышеперечисленные аспекты художественного совершенства фотографий не имеют никакого значения.

Моей целью является зафиксировать в кадре номер самолета и его ливрею (окраску), историю. И сделать это за какие-то секунды порой не так уж и просто. Когда же получается, то радости просто нет предела. Иногда плейнспоттеры приезжают в аэропорт, но никуда не летят. Они не смешиваются с толпой встречающих и вообще редко заходят внутрь аэропорта. Им не нужно табло расписания, потому что они знают его наизусть.

Авиаспоттинг – хобби для тех, у кого нервы прочны, как авиационная сталь. Искушенному плейнспоттеру хорошо известно, что в любом аэропорту есть местечко, где можно уютно устроиться и часами смотреть, как улетают и прилетают самолеты, вдыхать запах авиации и дальних дорог и слушать шум, убаюкивающий и уносящий мечтами в небо. Кстати, многие плейнспоттеры только по этому шуму двигателей угадывают модель самолета, готовящегося на взлет. А еще, когда фотографируешь авиалайнеры, удается ощутить адреналин неба. 

Наше увлечение условно можно разделить на два вида: официальный споттинг и «подзаборинг». И если первый вид подразумевает официальное приглашение и пропуск руководства аэропорта, то второй – это наблюдение и фотографирование за ограждением аэродрома. Самое приятное в этом хобби то, что остается память. Ты не только видишь завораживающие вещи и процессы, но и можешь их запечатлеть и поделиться ими с другими, пусть даже в соцсетях. 

Просто я люблю этих железных птиц и все, что с ними связано. Потратить долгие часы в ожидании определенного лайнера не в кресле, засыпая и просыпаясь в лингвистическом кошмаре (имею в виду дикторские сообщения на аэровокзале), а наслаждаясь видом летающих машин, слаженной работы аэропорта и вдохновляясь совершенством, созданным и управляемым человеческими руками. 

 

A post shared by Baдим (@vadimlvv) on

- У вас лично есть преимущество: благодаря работе в аэропорту вам проще получать  снимки самолетов.

- Про великолепные виды с диспетчерской вышки, особенно в закатные часы, даже и говорить не нужно, это достаточно один раз увидеть! Есть где взгляду отдохнуть после трудного рабочего дня. Но во время рабочей смены я никогда не фотографирую. Все свои снимки делаю только в нерабочее время.  

Вообще у авиаспоттеров есть много программ, которые позволяют отслеживать передвижения всех ВС (например, Flightradar24). Также существуют форумы и чаты, где обмениваются информацией плейнспоттеры из разных регионов. В выходной день открываю Fligthradar24, вижу, где и когда будет интересующий меня самолет,  собираюсь и еду. У меня есть пять любимых точек съемки. Часто приходится ехать в поля и ждать самолет там – это чистый «подзаборинг». 

Наш аэропорт  частенько проводит официальные мероприятия для плейнспоттеров, конечно же, если в этот день мой выходной, то я обязательно присутствую. Любимым кадром, конечно же, будет садящийся или взлетающий авиалайнер на фоне КДП.  С октября 2009 года аэропорт Владивосток стал одним из немногих российских авиапредприятий, открывших свою деятельность профессиональным и начинающим авиаспоттерам. На сегодняшний день в аэропорту Владивостока состоялось 16 официальных авиаспоттингов, не считая других подобных мероприятий, проходящих благодаря стараниям пресс-службы МАВ, например, встреч новых для аэропорта авиакомпаний или самолетов в эксклюзивных ливреях типа «Леолет», «Тигролет», «Полосатый рейс» и т. п.

Отдельная история с военными самолетами. Те, что находятся у нас на аэродроме, фотографировать нельзя, но иногда проходят официальные мероприятия и в этой части. С военными вообще много запретов, например, на фото не должно быть персонала, обслуживающего воздушное судно. И порой «подзаборинг» становится единственным способом сделать снимок военного самолета. Например, с трассы п. Угловое, на «Приморском кольце» или даже с балкона собственной квартиры фотоаппаратура иногда позволяет зафиксировать этих красавцев. 

Топ-3 фотографий самолетов по версии Вадима Луковенкова

ЛЕНТА НОВОСТЕЙ
ЛЕНТА НОВОСТЕЙ
Загрузка...
Loading...