КУРСЫ ВАЛЮТ
  • $ 63.3901 Доллар США
  • 68.2458 Евро
  • ¥ 55.8405 Японская иена
  • 54.6893 Корейская вона
  • Y 92.1421 Китайский юань
Главная » Новости » В театре Горького идет премьера сезона – «Дама с камелиями»

Получай новости от PRIMPRESS.RU

ЛЕНТА НОВОСТЕЙ
Фото: Татьяна Меель

В театре Горького идет премьера сезона – «Дама с камелиями»

О «Даме с камелиями» мир мог бы забыть, если бы не Джузеппе Верди, сочинивший «Травиату»

«Госпожа Бовари», «Отверженные», «Дама с камелиями», «Яма», «Гулящая» – известные литературные сюжеты о падших женщинах разных авторов и эпох. Роман Александра Дюма-сына – один из самых популярных. Почти автобиографичная история о парижской куртизанке пережила рекордное количество театральных постановок и экранизаций. Композитор Верди увековечил творение Дюма в опере «Травиата». Сегодня «Даму с камелиями» ставят в Приморском академическом театре им. Горького. Режиссер-постановщик – Андрей Лапиков.  

«Дама с камелиями» в театре и кино

«В ней была видна непорочная девушка, которую ничтожный случай сделал куртизанкой, и куртизанка, которую ничтожный случай мог превратить в самую любящую, самую чистую женщину» – эти слова  Дюма-сына адресованы любовнице, известной куртизанке Парижа середины 19 века Мари Дюплесси. Так он передал  основную суть будущего романа «Дама с камелиями», который написал после смерти Мари. Известно, что у куртизанок того времени не было недостатка денег и славы. Они жили в роскоши, появляясь на балах в дорогих нарядах и бриллиантах. Ошеломляющего успеха у  богатых и влиятельных мужчин девушки из низов достигали благодаря не только природной красоте, но и великосветским манерам, развитому уму, начитанности, острословию. Куртизанкам  завидовали, подражали, вокруг них плелись интриги.

Главная героиня романа Маргарита меняет любовников как перчатки. Сраженная смертельным недугом, она постепенно угасает. Она понимает невозможность личного счастья и бросается в омут наслаждений, разоряя поклонников. Но вдруг на ее небосклоне появляется молодой писатель Арман Дюваль. Маргарита узнает, что он влюблен и готов на ней жениться. «Буржуазная, драматическая, роскошная» – такой видит пьесу режиссер Александр Лапиков. Мастер сцены живет и работает в Петербурге, но многие годы дружит с приморским театром, соглашаясь ставить спектакли и в «Горьковке».

– Материал  романа «Дама с камелиями» – жизненный сам по себе, хотя осмысляется по-разному, – говорит режиссер. – Он демократичен и которое столетие проходит сквозь сердца зрителей. Любовь – это то, что касается каждого. Когда-то и главная героиня Маргарита об этом мечтала. Потом она стала дорогой вещью, с упоением разоряя тех, кому принадлежит. Понимает, что обречена, раба, никогда не будет иметь семью. И вдруг появляется провинциальный юноша, в котором она видит чистоту. Она готова измениться. Но…

Время действия пьесы разворачивается вспять: от сцены похорон – в великосветский мир. В многочисленных зеркалах, развешанных на сцене, отражаются пресыщенные образы французских буржуа. Там бесконечный карнавал земных наслаждений, а порок так притягателен. 

 – История постановки романа в театре – непростая, – продолжает Андрей Лапиков. – Это успешные фантастические балеты, среди них – на музыку Шопена, мюзиклов. Когда наступила эпоха кино, на экране было создано несколько ярких образов Маргариты, в том числе с Гретой Гарбо. Как считают критики, о «Даме с камелиями» мир мог бы забыть, если бы не композитор Джузеппе Верди, сочинивший «Травиату».

– Огромное количество театральных воплощений не могли соответствовать роману Дюма, настолько он монументален для театра, – считает Андрей Лапиков. –  В истории советского искусства осталась грандиозная затратная постановка романа советского режиссера Всеволода Мейерхольда. Есть современные версии столичных театров, с акцентами на игру звездных актеров.  К слову, Ефим Звеняцкий еще в молодости ставил «Даму с камелиями» в Комсомольске-на-Амуре.

С  задачей  сделать из романа театральную пьесу отлично справилась драматург из Петербурга Наталья Скороход.

На острие чувств

Декорации художника, лауреата премии «Золотая маска» Владимира Колтунова, – универсальны. Множество люстр, зеркал, колонны  – элементы роскоши, приметы времени. Но место действие меняется, это не только театр, дворцы и богатая квартира Маргариты, но и кладбище. Режиссер считает, что главная находка – постаменты, которые отлично вписываются в разные атмосферы.

 – Подобрать музыку было сложнее, – признается Андрей Лапиков. – Казалось, самый простой выход – фрагменты из оперы Верди. Но как можно соревноваться с оперой? Был соблазн докатиться до мюзикла, но мы этого избежали. Во время спектакля звучат лучшие произведения французского шансона: Жака Бреля, Сержа Гинзбурга, Эдит Пиаф, две мелодии японского композитора. Песни помогают понять глубину смыслов и чувств.

Главные роли – Армана и Маргариты – исполнили молодые, но уже довольно известные актеры Ярослав Янковский и Александра Аубекерова.

– Характер моего героя неоднозначен, – размышляет актер Ярослав Янковский. – Он решает спасти падшую женщину, но при этом не лишен эгоизма и расчетливости. Испытывает страсть, но в своих проявлениях он сдержан и деликатен. Сложнее всего показать внутреннюю борьбу, не теряя образ интеллигентного, порой холодного человека. Для меня это спектакль про любовь полярных людей. О невозможности и необходимости этой любви, о жертвенности.

– Драматическая роль требует осмысления, – рассказала Александра Аубекерова, сыгравшая Маргариту. – Нужно стараться максимально представить себя в этом образе, оголить душу. Я счастлива, потому что эту роль играли лучшие актрисы мира. Думаю, что если театр берется за монументальную классику, он движется в светлое будущее.

Интересно, как может откликнуться на историю о куртизанке обычный зритель – благополучный, далекий от земных страстей и вполне довольный собой? Режиссер ответил: должно прийти чувство гордости за человека. Так просто и сложно одновременно.

Премьера спектакля – 18 и 19 ноября.

КСТАТИ

Прототипом Маргариты Готье явилась возлюбленная Дюма Мари Дюплесси, в 23 года она умерла от туберкулеза. Из-за болезни сильные запахи были для нее непереносимы. Аромат роз или гиацинтов вызывал головокружение, поэтому она любила камелии, которые почти не пахнут.

 

ЛЕНТА НОВОСТЕЙ
ЛЕНТА НОВОСТЕЙ
Loading...