Правительство РФ отозвало законопроект о внедрении договоров на перевозку грузов железнодорожным транспортом на условиях «вези или плати» (ship-or-pay), следует из электронной базы данных Госдумы.
Ship-or-pay это – схема, при которой перевозчик обязан перевезти определенный объем груза клиента, а клиент, даже в случае непоставки груза, должен все равно перевозку оплатить.
Предполагалось, что до 31 декабря 2024 г. положения законопроекта будут применяться при экспорте угля с железнодорожных станций, расположенных на территории Кемеровской области – Кузбасса, в направлении терминалов (портов) и железнодорожных пунктов пропуска, расположенных в границах Восточно-Сибирской, Забайкальской и Дальневосточной железных дорог.
Также устанавливались объемы угольной продукции, в отношении которых могут заключаться долгосрочные договоры в 2023 г. – 5 млн тонн с помесячным распределением в течение года; в 2024 г. – 10 млн тонн.
С 1 января 2025 г. система должна была заработать для перевозок железнодорожным транспортом всех видов грузов.
В конце января прошлого года замглавы РЖД Алексей Шило заявлял, что компания в 2022 г. рассчитывает начать использовать договоры «вези или плати» для перевозок угля в порты Дальнего Востока.