2023-06-22T16:10:20+10:00 2023-06-22T16:10:20+10:00

Алексей Старичков: «Будем наращивать внешний торговый оборот с Китаем до 10 млрд долларов»

Руководитель агентства международного сотрудничества Приморского края – о перспективах сотрудничества с КНР

22 июня 2023, 16:10

Фото: Иван Дякин (Правительство Приморского края)
Фото: Иван Дякин (Правительство Приморского края) | Алексей Старичков: «Будем наращивать внешний торговый оборот с Китаем до 10 млрд долларов»

21 июня в пресс-центре правительства Приморского края состоялась пресс-конференция с руководителем агентства международного сотрудничества Приморского края Алексеем Старичковым. Он рассказал о результатах поездки приморской делегации в Харбин, а также о перспективах сотрудничества Приморья и Китая в рамках реализации объявленного президентом РФ курса на Восток.

– По итогам встречи Олега Николаевича с главой провинции Цзилинь было приглашение на выставку в Чанчуне в августе. Там много выставок проходит. Алексей Юрьевич, не могли бы вы уточнить, о какой именно идет речь и планируется ли туда отправить официальную делегацию от региона?

– Да, конечно. 26 августа в Чанчуне будет проходить Цзилиньская выставка «ЭКСПО. Северо-Восточная Азия». Как и в прежние годы, делегация Приморского края, институт развития, руководители органов исполнительной власти и, конечно, бизнесмены, как инициаторы дистанционных проектов, так и экспортеры товаров, примут участие в ее работе. Тем более что у нас сейчас есть большой положительный опыт недавно завершившейся Харбинской ярмарки. Поэтому, конечно, есть поручения от губернатора.

– Есть ли какие-то договоренности и планы на ближайшую перспективу по развитию портовой инфраструктуры и по развитию автомобильных пунктов пропуска, где российская сторона хотела бы пригласить к участию китайских коллег?

– Конечно, развитие транспортной инфраструктуры и транспортная логистика как таковая – это наиболее важное направление работы Приморского края, это основная отрасль специализации нашего региона. Даже в предыдущие годы была чрезвычайно важна работа по этому направлению с Китайской Народной Республикой, с другими странами Северо-Восточной Азии. Конечно, сейчас в условиях усиления нашего сотрудничества с Китаем работа на этом направлении приобретает первоочередное значение. Наши порты работают с возрастающей нагрузкой. Вы можете проанализировать статистику. И в прошлом году, и в этом объемы грузооборота во всех портах края значительно увеличились. Увеличивается транзит грузов из Китая через наши порты – через автомобильные и через железнодорожные пункты пропуска – как в направлении европейской части России, так и в направлении юго-востока Китая и других стран.

Идет интенсивная работа по развитию инфраструктуры погранпереходов: мы обсуждали особенно тщательно работу погранпереходов «Пограничный – Суйфэньхэ», «Полтавка – Дунин» и «Краскино – Хуньчунь». На всех этих направлениях, за исключением «Полтавки», идет интенсивная работа по строительству новых пунктов пропуска. Эту работу проводит Министерство транспорта Российской Федерации. Выделенные средства доведены до исполнителя – подрядных организаций. Губернатор края Олег Кожемяко вместе с руководителями Минтранса РФ и подведомственных организаций, которые этим занимаются, еженедельно и ежемесячно контролируют эту работу на месте. И есть перспектива окончания этих работ в 2024 году. Это означает, что пропускная способность автомобильных погранпереходов увеличится в несколько раз и грузы пойдут в том числе по направлениям к морским портам.

Губернатор в ходе своей поездки неоднократно обсуждал с китайской стороной, с грузоотправителями, с крупными компаниями и с инвесторами возможность их участия в расширении портовых мощностей и в Хасанском районе, и на других направлениях. Поэтому идет реорганизация автомобильных пунктов пропуска, есть планы строительства новых и расширения действующих морских портов. Автомобильная дорога требует ремонта, и он идет. Мы обсуждаем возможности участия и китайских партнеров, в том числе на условиях государственно-частного партнерства.

– Если у нас с Краскино такая проблема, так, может быть, стоит вернуться к мысли о морских путешествиях в Китай? Тем более что совсем недавно эта тема затрагивалась.

– Это, конечно, один маршрут – никакая не замена другого. Это два разных маршрута. Да, упоминалась тема возможности организации паромного сообщения между Владивостоком и Далянем, ближайшим крупным портом Китая. Такая возможность существует, но, повторюсь, это разные виды транспорта, разные цели, разные сроки движения.

– Какие прогнозы по товарообороту с Китаем на 2023 год? Будет ли он расти? Если будет, то за счет чего?

– Конечно, такие прогнозы есть. Они сугубо положительные. Об этом неоднократно высказывался губернатор края Олег Кожемяко в ходе своих выступлений на конгрессах, конференциях, в ходе переговоров во время поездки в провинции Хэйлуньцзян и Цзилинь. Внешний торговый оборот Приморского края с Китаем в прошлом году составил без малого 7,5 млрд долларов. Мы традиционно говорим «в долларах», сравнивая с другими регионами, с общим товарооборотом наших стран, но на самом деле это уже немного анахронизм, так как значительная часть расчетов осуществляется компаниями-экспортерами и импортерами в национальных валютах – в рублях и в юанях. Конечно, не все банки могут осуществлять такие расчеты, и те банки, которые находятся в санкционных списках, крупные наши банки, не могут этого делать. Но есть целый ряд наших местных региональных банков, для которых это стало очень выгодным преимуществом, и они эту работу успешно ведут.

7,5 млрд долларов – это значительный рост, едва ли не на 50% по сравнению с предыдущим годом. И статистика уже первого квартала текущего года свидетельствует о продолжении этой динамики. Губернатор поставил задачу достичь цифры в 10 млрд долларов. Думаю, что эту задачу удастся выполнить.

Если анализировать внешний торговый оборот, то у нас отрицательное сальдо торгового баланса в крае и во внешней торговли вообще. То есть это означает, что наш экспорт меньше импорта. С точки зрения макроэкономики считается, что это плохо, но только не в случае с Приморским краем. Дело в том, что тот импорт, который идет через Приморский край, далеко не весь потребляется. В этом и есть предназначение и смысл Приморского края как хаба, как портала Российской Федерации в мир здесь, на Дальнем Востоке, основного канала транзита грузов в Китай. Иными словами, чем больше импорта, тем лучше для Приморского края.

Резкое сокращение торговли с другими странами вызвало подлинный поворот на Восток, который выражается в том числе в стремительном росте торговли России с Китаем. Значительная часть этой торговли осуществлялась, осуществляется и будет осуществляться через Приморский край.

– Вы уже говорили про курс на Восток. А хватит ли у Приморья мощностей и прочности для его поддержания?

– Их должно быть больше. Скажу прямо, сейчас мы работаем на пределе возможностей нашей логистической инфраструктуры. И, может быть, где-то эти возможности упускаем, то есть мы могли бы организовывать грузооборот в больших объемах, если бы у нас была для этого более развитая транспортная инфраструктура. Но мы идем к этому, и это решительная воля губернатора нашего края – переломить ситуацию и завершить многолетнюю эпопею со строительством новых автомобильных пунктов пропуска.

– Заявлено появление ТОРов и технопарка, в которых будут работать КНР и КНДР. Где они будут находиться и чем будут заниматься?

– Да, губернатор края упомянул о такой идее. Во многом считаю, что она перекликается с работой, которую ведет Федеральный центр по созданию международной территории опережающего развития. Речь идет о создании некоторой зоны, в которой будут упрощенные требования и нормы регулирования. Они во многом будут опираться на аналогичные нормы и требования той страны, которая будет представлять резидента такой зоны. Понятно, что во многом она будет рассчитана на китайские компании. На данный момент эта идея не имеет правовых очертаний, пока идет речь о разработке концепции, но очень сильно надеюсь, что этот процесс пройдет быстро. В ближайшее время решением губернатора будет создана рабочая группа, которая этим займется. В нее войдут как российские, так и китайские участники.

– Некоторые эксперты считают, что мы стоим на пороге новой волны въездного туризма из Китая в Приморье. Были ли в Харбине какие-то договоренности по развитию туротрасли, турпотока и авиасообщению?

– Да, конечно, были. Вы знаете, что удалось восстановить авиасообщение с Китаем: авиакомпания «Аврора» осуществляет рейсы и в Харбин, и в Пекин. Мы обсуждаем открытие новых авиарейсов между Владивостоком и другими городами. Думаю, что это возможно, это предмет переговоров, предмет изучения пассажиропотока, это сугубо коммерческий вопрос. Наша задача – создать условия для того, чтобы пассажиры пользовались услугами авиакомпаний. Тогда авиакомпании начнут работать. Но самое главное условие, конечно, это возможность безвизовых групповых поездок. Такая возможность определяется межправительственным соглашением. Там сформулированы основные принципы. На региональном уровне и власти Приморского края, и лично губернатор, и власти провинций Хэйлунцзян и Цзилинь заявляют о своей готовности к началу работы в рамках межправительственных соглашений. Но пока идет обсуждение каких-то деталей на уровне Москвы и Пекина. Тем не менее пока никто точной даты не называет, когда будет возобновлены безвизовые групповые поездки, но очень рассчитываю, что это будет уже в ближайшее время.

 

Новости партнеров

Интервью