2023-08-18T10:40:41+10:00 2023-08-18T10:40:41+10:00

Светлана Красицкая: «В реабилитационной бригаде должен появиться социальный работник»

18 августа 2023, 10:40

Фото: Елена Буйвол / PRIMPRESS
Фото: Елена Буйвол / PRIMPRESS | Светлана Красицкая: «В реабилитационной бригаде должен появиться социальный работник»

Министр труда и социальной политики Приморского края Светлана Красицкая в интервью PRIMPRESS рассказала о том, из чего должна состоять полноценная комплексная реабилитация нуждающихся, концепцию которой утвердили в России в 2021 году.

- Светлана Викторовна, какую роль в реабилитации нуждающихся играет социальная часть? И что вообще такое, комплексная реабилитация?

- Реабилитация должна быть не просто медицинской или медико-социальной, она должна быть комплексной. Мы обеспокоены тем, что комплексной реабилитации как таковой не наблюдаем. Нет связи между процессами реабилитации медицинскими, социальными и другими звеньями. Нет обмена информацией по тем или иным пациентам.

- О каком объеме работы идет речь, сколько в Приморье людей нуждается в реабилитации прямо сейчас?

- Сейчас в крае проживает более ста тысяч инвалидов, это и дети, и инвалиды-колясочники, и люди с ограничениями, но работающие. А ведь есть еще и ветераны, который сейчас возвращаются с военными травмами домой. Чаще всего это совсем молодые ребята, чей жизненный потенциал велик, и им нужно помочь вернуться в жизнь.

- Как, по вашему мнению, можно было бы решить проблему отсутствия единой базы помощи?

- Все же самой большой проблемой мне видится отсутствие взаимодействия между ведомствами. Приведу пример – инвалид получает свою индивидуальную программу реабилитации и абилитации (ИПРА), по ней он имеет право на внушительный перечень услуг, и далеко не только медицинских. Но есть проблема – отсутствует система, и, кроме этого листа с перечнем, наши ведомства ничего не объединяет.

Человек получил медицинскую реабилитацию, в которой нуждался острее всего, а в другие организации он обращается уже по своему собственному желанию. Может вообще не обращаться и сделать это не потому, что ему не нужна та или иная помощь, а просто потому, что он не знает, как это работает, ему стыдно, неловко, страшно.

- То есть, высока вероятность, что после базовых физических навыков больше ничего не восстанавливается у нуждающегося в реабилитации человека?

-
У нас физически нет такого места, куда инвалид бы пришел и получил социально-средовую реабилитацию, к примеру. Мы пытаемся создать что-то, что хоть немного отвечало бы этому запросу, в том числе силами специалистов Приморского центра социального обслуживания.

В будущем надеемся получить комплекс, который бы изначально отвечал всем требованиям реабилитации человека на всех уровнях – от медицинского, до социального. Именно построенный, для этого комплекс, а не здание, которое еще очень долго пришлось бы адаптировать под эти нужды. А пока такого центра нет, для тех, кому нужна такая услуга, мы стараемся организовать сопровождение.

- Как вам видится решение этой проблемы, что должно измениться в системе, чтобы это сопровождение появилось?

- Такого понятия, как комплексная реабилитация и абилитация, его, по сути своей, не существовало до недавнего времени. Это выражение использовали в обиходе, но оно не было закреплено законодательно. А теперь мы понимаем, что это понятие у нас появилось и оно имеет под собой законодательные основания. Уже в сентябре примут соответствующий закон.

- Что входит в это уже узаконенное понятия - комплексная реабилитация?

- В первую очередь это медицинская реабилитация и санаторно–курортное лечение. Помощь в протезировании. Профреабилитация и абилитация: профориентация, обучение, помощь в выборе нового направления деятельности, занятия спортом, организация досуга. Социальная помощь: социально-средовая, социально–педагогическая, социально-психологическая, социально-бытовая. Физическая реабилитация. Ранняя помощь детям и их семьям.

Несмотря на начало пути, уже сейчас мы выстраиваем межведомственное взаимодействие по бережному сопровождению гражданина, нуждающегося в реабилитации, из медицинской организации, где он получает первичную помощь, в санаторно-курортную организацию для дальнейших восстановительных процедур. Для этого по инициативе губернатора Приморского края О. Н. Кожемяко разработан ряд законопроектов еще с 2022 года, согласно которым участники специальной военной операции, получившие ранение, а также те, кому присвоена инвалидность вследствие СВО, могут в удобное время бесплатно оздоровиться в санатории.

- А как вы считаете, какая из этих функций больше всего недооценена на данный момент, когда еще нет концепции, где все они равны?

-
Думаю, тут невозможно выделить что-то одно. Комплекс психологической и физико-культурной помощи, профпереподготовка, общение с другими людьми – все это важно для интеграции в жизнь с новыми условиями. Например, у инвалидов с травмами после СВО, большая часть их травм связана с конечностями – спортивная реабилитация может вернуть их к жизни, вдохнуть в них эту жизнь.

- Какие плюсы в узаконивании такой концепции реабилитации вы наблюдаете уже сейчас? как меняется ситуация?

-
Конечно, многим ведомствам стало проще после утверждения концепции от 2021 года. Мы участвуем в программе комплексной реабилитации и абилитации. В этом году у нас есть средства на приобретение реабилитационного оборудования, что немаловажно. Но важно отметить, что просто закупить оборудование недостаточно. Куда сложнее найти специалистов, которые могли бы работать на нем, раскрывая весь его потенциал. Вот этот кадровый провал неизвестно когда урегулируется.

Кроме того, на федеральном уровне будут разработаны стандарты на реабилитационные услуги, которые будут содержать обязательные составляющие по каждому направлению реабилитации.

– Что будет самым сложным в реализации новой концепции реабилитации с точки зрения социальной политики?

- Самое сложное – выстроить межведомственное взаимодействие. У всех разные приказы, все действуют по своим нормативным актам. Но я надеюсь, что принятие закона позволит нам объединить усилия и создать более гибкий мультидисциплинарный подход к теме реабилитации, участвовать в котором будут не только медики, но и юристы, специалисты в области культуры и спорта, а также социальные работники, то есть все те, кто может дать возможность людям, имеющим инвалидность, стать активным членом общества.

Новости партнеров

Интервью