Фантастике быть?.. Российский кинематограф бросил вызов одному из сложнейших жанров. Долгое время зритель довольствовался фантастикой западного производства, считая ее эталонной. А между тем в СССР умели снимать не хуже. Скажем, во второй половине 80-х фильмом «Гостья из будущего» засматривались все советские школьники. Спустя почти 40 лет на широкие экраны выходит, как сейчас модно говорить, ремейк – фильм «Сто лет тому вперед», также снятый по мотивам одноименного фантастического романа Кира Булычева.
Корреспондент PRIMPRESS побывал на предпремьерном показе, который состоялся во Владивостоке в кинотеатре «Океан».
Герои кто?
Фильм «Сто лет тому вперед», безусловно, интересно будет посмотреть тем, кто видел многосерийный фильм «Гостья из будущего», вышедший на экраны в далеком 1985 году. Их ждет встреча с уже знакомыми героями: Алисой Селезневой, Колей Герасимовым, Фимой Королевым, космическим пиратом Весельчаком У, роботом Вертером и другими. Можно было бы пуститься в увлекательные сравнения актерских работ, но мы делать этого не будем. Все-таки речь идет о двух самостоятельных и самодостаточных фильмах, существенные различия между которыми не позволят дать более-менее объективную оценку этой составляющей. И все же оставить без внимания актерские работы было бы несправедливо.
Отметить в первую очередь хочется Александра Петрова, представшего в непривычном для себя амплуа: для многих зрителей он герой-любовник Саша Горин из трилогии «Лед». Здесь же Петров космический пират – персонаж отрицательный, злодей, но злодей обаятельный и весьма харизматичный.
Нельзя сказать, что у фильма звездный состав (для успеха проекта многие режиссеры стараются приглашать широко известных артистов), но все-таки пара имен в ролях фигурирует. Так, голосом Федора Бондарчука заговорил робот Вертер, а Константин Хабенский сыграл отца главной героини – профессора Селезнева.
Молодые артисты, исполнившие главные роли, Марк Эйдельштейн и Дарья Верещагина неплохо справились со своими задачами. То же можно сказать и об исполнителях ролей их одноклассников. Повлияет ли участие на их дальнейшую творческую судьбу – покажет время, но на старте карьеры такой проект – большая удача.
Пару слов о сюжете и смыслах
Сюжет «Сто лет тому вперед» довольно близок сюжету «Гостьи из будущего», и в этом нет ничего удивительного. Интересно, как знакомые повороты сюжета обыгрываются в новых реалиях. Здесь также есть аналог миелофона, позволяющего путешествовать во времени, и за ним также охотятся космические пираты, но обстоятельства, в которые помещены герои, несколько иные. Примечательно, что испытания ждут не только Колю Герасимова и Алису Селезневу, но и одноклассников Коли и… мать Алисы.
Фильм смотрится на одном дыхании благодаря включенному в сюжет повествованию от лица главного героя и грамотному чередованию эпизодов с высокой динамикой и смысловых сцен. При этом не теряется драматическая составляющая. Более того, чем ближе к финалу, тем сложнее предположить, чем все закончится, тем сложнее представить себе, что финал действительно может быть если не положительный, то хотя бы с какой-то надеждой на позитив.
Пожалуй, «Сто лет тому вперед» – это неплохая заявка на возрождение жанра научно-популярной фантастики в лучших традициях советского кинематографа, разумеется, с поправкой на современные технические средства. Герои на языке физики говорят о законах пространственно-временного континуума, проще говоря, об особенностях путешествий во времени. Вместе с тем нет ощущения пресыщенности научным сленгом: он очень органично встроен в живую разговорную речь. И все же главными в фильме по-прежнему являются не наука и не технологии (а выглядит это все, надо сказать, очень впечатляюще), а человеческие отношения: родителей и детей, друзей, влюбленных.
Красной нитью через фильм проходит мысль «А сегодня что для завтра сделал я?». Это строчка из песни к фильму «Гостья из будущего», которая прозвучит и в новом фильме. Пожалуй, в ней и сосредоточен основной посыл истории. Так, будущее зависит от каких-то незначительных, на первый взгляд, действий и событий. И мы должны понимать, что несем за это ответственность.