2024-05-02T15:10:57+10:00 2024-05-02T15:10:57+10:00

Фантастическая военная драма «Блиндаж» провалилась в прокате

Корреспондент PRIMPRESS разбирался в особенностях премьеры

2 мая 2024, 15:10

Фото: кадр фильма
Фото: кадр фильма | Фантастическая военная драма «Блиндаж» провалилась в прокате

В преддверии Дня Победы на широкие экраны страны вышла фантастическая военная драма «Блиндаж» режисссера Марка Горобца. Неудачное время для премьеры (25 апреля), и, как результат, весьма скромные сборы.

Корреспондент PRIMPRESS побывал на сеансе и решил разобраться, что не так с фильмом.

Сюжет: ремейк или плагиат?

Пожалуй, ни то ни другое. Хотя некоторые зрители отметят, что сюжет фильма «Блиндаж» реально чем-то напоминает некогда засмотренный до дыр «Мы из будущего». Ребята приходят за антиквариатом времен Великой Отечественной войны, находят свидетельства боевых действий и попадают в прошлое. Собственно, на этом все: «Мы из будущего» идет курсом на драму, «Блиндаж» – курсом на экшн с элементами драмы. Слишком разные фильмы, чтобы ставить между ними знак равно или называть последний плагиатом или ремейком. Можно сказать, что сценарист Илья Куликов лишь оттолкнулся от идеи и написал свою уникальную историю.

Неслучайно выбрано место действия – район Саур-Могилы в Горловском районе Донецкой народной республики. Это и отсылка на тяжелые бои, которые шли там в 1941 и 1943 годах, и напоминание о дне сегодняшнем. Это место силы, место подвига, пропитанное кровью русского воина.

Герои кто?

Друзья Сергей и Пауль, русский и немец, попадают в 1941 год. Оба понимают, что до трагедии остаются считаные дни, оба знают, что все, кто стоял там, в обороне, погиб. Однако в предлагаемых обстоятельствах молодые люди ведут себя по-разному: Пауль ищет способ спастись и вернуться обратно – в свое время, Сергей – думает о том, как не подвести своих, быть достойным внуком своего деда-белоруса, погибшего там же. И все же, условно оказавшись по разные стороны баррикад, русский и немец остаются верными своей дружбе.

Интересно, что в отличие от фильма «Мы из будущего» здесь героям второго плана не уделяется слишком много внимания: лишь отдельные персонажи в нужный момент как бы выхватываются для взаимодействия с главными героями и вновь уходят на второй план. Среди них политрук Кравцов, разведчица Света и… снайпер Денис – как оказалось, дед Сергея.

Обошлось без звезд

Актерский состав фильм совсем незвездный. Нет имен, к которым мы так привыкли в титрах. Пожалуй, только Игорь Петренко, Владимир Селезнев и Алексей Шевченков, но с точки зрения общей драматургии они не перетягивают на себя внимание с главных героев.

У Александра Метелкина и Даниэля Литтау сложился неплохой тандем. Они органично взаимодействуют друг с другом и в то же время не теряются в других сценах. В этом смысле особенно показательны несколько эпизодов с главными героями. Среди них момент, когда Сергей понимает, что перед ним – его родной дед. Показателен и эпизод, в котором Пауль на эмоциях и после непривычной для себя дозы спирта рассказывает командирам, отвечающим за удержание линии фронта у Саур-Могилы, об их будущем подвиге.

Кроме того, следует упомянуть, пожалуй, центральную сцену фильма. Герой Игоря Петренко говорит героине Вероники Мохиревой (Света), потерявшей жениха, чрезвычайно важные слова, которые совершенно по-особенному звучат сегодня: «Он погиб, чтобы ты смогла прожить на сутки больше, чтобы мы прожили на сутки больше. Мы погибнем, чтобы наши близкие смогли прожить на сутки дольше». Он говорит о том, что каждые сутки имеют огромное значение, что стране нужно это время, чтобы набраться сил и победить. Кравцов говорит это без пафоса, без напускной важности, буднично, с полным осознанием и принятием неизбежного. И это уже о силе духа.

Экшн, много экшна…

В фильме действительно много эпизодов боевых действий. Надо отдать должное авторам фильма, действия батальных сцен продуманы до мелочей и выглядят очень органично. Однако подкачали спецэффекты: создается некий эффект компьютерной игры. Возможно, в первые минуты это и может быть обусловлено тем, что герои только переместились во времени и воспринимают происходящее как игру воображения, но потом это несколько отрывает от реальности и отчасти идет в разрыв с драматургией.

Очень слаженно работает массовка. Хорош монтаж: так, в кадре всегда самые яркие ракурсы, дающие зрителю полную картину происходящего.

И музыка красной нитью…

Важную роль в любом фильме всегда играет музыкальное оформление. Ведущей темой Сергея в переломный для него момент становится песня «Выйду ночью в поле с конем», для Пауля это становится песня на немецком языке. Вообще музыки в фильме не так много, но ключевая тема заслуживает отдельного разговора. В начале и в конце звучит русский романс «Гори-гори, моя звезда». Отсылка именно к этому музыкальному произведению неслучайна. Романс был написан еще в середине XIX века, к 700-летию Москвы.

В 1846 году статья поэта и публициста Константина Аксакова «Семисотлетие Москвы» была опубликована в «Московских ведомостях». Он писал следующее: «Много совершила Москва. Что совершит она еще? В одном твердая уверенность: если вновь налетит беда на Русскую землю — она вновь спасет Русскую землю. Любовь к Москве есть любовь к русской земле, потому что Москва имеет в себе не местное, а общее значение и единство всей земли Русской».

Таким образом, музыка становится ключом к смыслу фильма и к пониманию подвига защитников Саур-Могилы. Возвращаясь к главным героям: для них это было не перевоспитание, как в «Мы из будущего», а опыт погружения в историю своей семьи в широком смысле этого слова – в историю страны, которая победила.

Резюме

Почему не случилось громкой премьеры, почему сборы первых дней оказались более чем скромными? Как уже было указано в самом начале, во многом это связано с датой выхода фильма. Первый уик-энд пришелся на предпраздничные дни, когда многим просто не до походов в кинотеатры. К тому же майские праздники принято проводить на природе – на даче или на пикниках. Одним словом, не до премьер.

Сказалась и из рук вон плохая реклама: до многих, кто мог бы сходить на сеанс, она просто не дошла. По опыту большие сборы традиционно бывают у фильмов с более, скажем так, навязчивой, тотальной рекламой в духе «из каждого утюга». В их числе премьеры, собравшие более миллиарда за время проката или свыше 300 миллионов в первый уик-энд. Провал в прокате – это не всегда о качестве фильма, это в том числе и о недоработках на этапе постпродакшна.

Новости партнеров

Культура