Привет, я Игорь Климов, журналист, мои родные города – Калининград и Брянск. Сейчас я живу и работаю во Владивостоке.
Приморье – это «та самая Россия», говорили мне. Там дикие звери ходят по дорогам вживую. Там ПДД – для трусов и слабаков. Там дела ведут не по закону, как мы привыкли, а по понятиям, как они привыкли. Я боялся, но поехал и вот, как пел Высоцкий: «Пишу в блокнотик, впечатлениям вдогонку: Когда состарюсь – издам книжонку…» о том, как я «перестал бояться и полюбил Владивосток», говоря словами одного киногероя. Итак, безоценочные впечатления по пунктам (все фото сделаны во Владивостоке) – специально для PRIMPRESS.
1. Конские цены на билеты и как ними бороться

Семь с лишним тысяч кэмэ – это семь с лишним тысяч. Выручить может только самолет. И вот тут на билетных сайтах разворачивается прекрасная картина, где 20 000 рублей – нижняя планка. Это пугает, да. И местных, и «западных». Даже перспектива девяти часов в самолете пугает меньше.
Но нацпер, конечно, молодец, плоские тарифы для Дальнего Востока ввел – лотерея, согласен, но сколько летаю во Владивосток и обратно, всегда можно купить билеты от 15 до 17 тысяч. «Аэрофлот» по акции и за 10-12 тысяч предлагал. Об этом даже местные не все знают, а когда говоришь – не верят.
2. Во Владивостоке не ценят те жемчужины, которые у них есть

«А че у нас тут смотреть?!» – удивляются моим вопросам и рассказам местные. Ну море-океан, ну пляжи. Когда говоришь про архитектуру, про красоты, про стиль модерн (городская архитектура в центре – это сплошной модерн начала XX века, просто городу всего 165 лет), про природные жемчужины – в глазах непонимание.
Озеро с краснокнижными лотосами в черте города – это прямо эталон. Где-нибудь в Европе или в том же Китае его бы огородили, разбили вокруг парк, наделали дорожек, включили в путеводитель. Здесь – вокруг гаражи, на одном берегу автостоянка, на другом – помойка, на третьем – армянское кафе (точнее, два кафе и один пивняк). И посреди всего этого – цветущие лотосы, к которым косяком идут туристы (что интересно – пенсионеры с внуками в основном). А, да, доехать к этой красоте можно только на одном-единственном автобусе.
3. Город для водителей и гетто для пешеходов

Во Владивостоке для города-семисоттысячника очень узкие тротуары – прямо по Ильфу/Петрову «размеров табачной бандероли». Но чрезмерно широкие с точки зрения местных водителей – «на хрена они вообще нужны, по ним никто не ходит». Город в принципе заточен под «победившего автомобилиста»: машины, заезжающие прямо на пляж и лавирующие между загорающих – это про Владивосток.
А еще тут совершенно фантастический асфальт на тротуарах и вообще всех пешеходных местах – такое ощущение, что ему навскидку лет пятьдесят. Его спасает только то, что он еще по советским ГОСТам положен. Проселок с ямой перед государственным учреждением – норма. Крузак подъедет. Проселок с ямами по гланды к популярному месту отдыха? Да тоже норма, крузак же подъедет, а пешком нефиг ходить, ноги бить. Я так понимаю этот психодорожный феномен
4. Сопки и лестницы – горные прелести

Я вам говорил, что я принципиальный пешеход? Нет? Ну вот, говорю. И спортивным туризмом занимался и занимаюсь – мои друзья как раз в пеший горный поход категории 1Б по Северному Кавказу отправились. Маршрутную книжку оформили, перепад высот подсчитали, снарягу собрали, маршрут проложили, смету раскидали…
День по Владивостоку походить – километраж и перепад высот тот же. И с рюкзаками тащиться не надо. Горная пешка 1А точно. Особенно, если не выбирать маршруты поровнее, а ломиться напрямую. К середине прогулки придет второе дыхание. Потом третье, четвертое… Все горные прелести под ногами – есть и сыпуха (битый асфальт на склонах), есть и каменные склоны (очень часто битые лестницы). Но – феномен! Пешком по склонам сопок из точки А в точку Б, например, в центре Владивостока получается существенно быстрее, чем на любом транспорте.
5. Китайские порции

Отсутствие кулинарной идентичности – это не вина городов русских, это их беда. Вот и во Владивостоке нет фирменного общепита. Я тщетно пытался найти какой-нибудь морепродуктовый фастфуд – фигушки. Даже от лотков с корейским пян-се на остановках только одни лотки и воспоминания и остались.Местные вообще считают лучшим своим кабаком сеть грузинской кухни «Супра» – я впервые с 80-х годов увидел здесь очередь на вход в ресторан.
Зато китаек (китайских кафешек) с их умопомрачительными порциями – полно. Про умопомрачительные – это не для красного словца. Китайская порция такова, что тебе дают две тарелки – в одной миске твоя гигантская порция, из которой ты перекладываешь себе на другую тарелку то, что в состоянии сейчас съесть. И пиво у китайцев отличное, да… «Чи фань» – дословно это «кушать рис» (т. е. просто – есть, питаться)
6. Парикмахерские в ларьках и салоны красоты в гаражах

Для «западника», привыкшего к тому, что парикмахерская – это отдельное специально оборудованное под парикмахерскую помещение на первом этаже многоэтажного дома, местные цирюльни – это натуральный удар под дых.
Овощной ларек, во второй половине которого парикмахерская – пожалуйста. Закуток в торговом центре, отгороженный ширмой и названный «мужским салоном» – запросто. Гараж, переделанный под салон красоты – да семь секунд… Встречал и более экзотические варианты – их просто описать сложно, их видеть надо.
7. Конские цены на кофе

Даже московские цены на кофе рядом не стояли и не лежали с ценами на кофе во Владивостоке. Речь не о кофейнях, а о магазинах. И речь о натуральном кофе – молотом или зерновом. Самый дешевый – минимум на 50 процентов дороже, чем на Западе. Но его еще найти надо. Остальные – в разы.
При этом в продаже множество сортов вьетнамского кофе (в соответствующих магазинах) и японских дрип-пакетов всех видов и форм. Но тоже по конским ценам. Зато с чаем проблем нет – в китайских магазинах мегатонны «таблеток» того же пуэра на все вкусы.
8. Город No Bra

Владивосток – натурально город No Bra. Простите, летом это прекрасно видно. Такого количества крышесносных представительниц прекрасного пола, абсолютно игнорирующих верхнюю часть своего нижнего белья, я не встречал нигде, даже в вольнонравной Москве, даже в не менее свободном полукурортном Калининграде.
День города во Владивостоке – 2 июля. Ровно через неделю Владивосток вполне может присоединяться к своему, как выясняется, фирменному празднику – World No Bra Day (это, если что, Всемирный день без бюстгальтера, отмечается 9 июля). Самые смелые представительницы прекрасного пола размещают в этот день в честь праздника в сети свои фото без нижнего белья, которое, по мнению женщин, стесняет грудь. Полностью их в этом поддерживаю.
Теперь понятно, почему я «перестал бояться и полюбил Владивосток»?