2025-10-15T10:11:58+10:00 2025-10-15T10:11:58+10:00

«Занос — это ерунда»: тренер высшего водительского мастерства назвал главную опасность зимней дороги

Инструкция от профессионала, как распознать и обезвредить две главные зимние угрозы

15 октября 2025, 10:11

Фото: Freepik
Фото: Freepik | «Занос — это ерунда»: тренер высшего водительского мастерства назвал главную опасность зимней дороги

Зима на подходе, а значит, скоро автомобилисты снова будут вспоминать о коварных заносах на скользкой дороге. Но что, если мы скажем, что существует еще более опасное явление? Александр Борисюк, основатель, мастер спорта и ведущий тренер-преподаватель ДВ Центра высшего водительского мастерства «Лига-М», раскрывает эту неожиданную правду. Он расскажет, почему «волшебных пилюль» от опасных ситуаций не бывает, и поделится проверенным алгоритмом, который поможет сохранить управляемость и обезопасить себя даже в самой критической ситуации.

Когда меня спрашивают, что делать в случае заноса, я понимаю – многие желают получить «волшебную пилюлю», которая спасёт их в случае опасной ситуации. Увы, никакой панацеи на этот счёт не существует, зато есть проверенный алгоритм действий, который помогает сохранить контроль и обезопасить себя на дорогах.

Начнём с того, что заносы, которые особенно часто происходят в зимнее время, — это не самое опасное явление на скользкой дороге. По сути, речь идёт о скольжении задних колёс автомобиля, которое возможно в условиях, когда передние колёса машины хорошо держат дорогу.

Занос хорошо прогнозируется и контролируется, но только в том случае, если не потеряна управляемость. А управляемость сосредоточена на передних колёсах автомобиля.

У всех людей есть «природный датчик», который находится в области копчика – он может ощутить занос мгновенно. Любое отклонение задних колёс, начало скольжения – всё это можно почувствовать буквально спиной, которая вжимается в спинку водительского кресла, – и оперативно предпринять необходимые действия.

Гораздо опаснее ситуация, когда «поскользнулись»передние колёса. Это называется «сносом» или потерей управляемости: машина перестаёт откликаться на действия рулевым колесом, продолжая скользить по инерции туда, куда разогналась.
На снос никакого «природного датчика» не предусмотрено. Водитель, как правило, не ощущает момента, когда «поскользнулись» передние колёса. Осознание наступает тогда, когда уже поздно что-либо делать и ситуация становится критической.

Поговорим о заносе. Здесь главное – быстрая реакция, цель которой – сохранить управляемость. Если ничего не делать рулём, передние колёса тоже начнут скользить, и машина потеряет контроль полностью. Чем дольше игнорировать занос, тем сильнее будет потеря управления, вплоть до полного вращения автомобиля или бокового скольжения.

Первая задача водителя при заносе — повернуть передние колёса в сторону скольжения задних, чтобы вернуть контроль над машиной. Но на какой угол? И с какой скоростью? Здесь важно учитывать инертность автомобиля. Так, профессиональные водители и спортсмены реагируют заранее, предугадывая занос, и плавно выставляют колёса под нужным углом. Для обычного водителя занос – всегда неожиданность, и приходится стараться быстро опередить инерцию, по которой машина продолжает скольжение.

Очень важно научиться формировать «чувство передних колёс». К сожалению, даже опытные участники дорожного движения, которые хорошо чувствуют колею, не понимают и не ощущают соотношение угла поворота рулевого колеса и угла поворота передних колёс.

Чаще всего водитель даже с большим стажем ориентируется по направлению кузова своего автомобиля или капота, но не по направлению передних колёс. Это влечёт за собой определённую погрешность в управляющих компенсаторных действиях во время заноса, и тогда появляется фраза: «Водитель не справился с управлением».

Чувство передних колёс формируется постепенно, начиная с регулировки рабочего места, с правильных позиций рук на рулевом колесе, с правильной техникой руления, ведь мало повернуть руль в сторону заноса, нужно потом точно выставить колеса в заданном направлении. Если этого не сделать, то последует цепная реакция: так называемый ритмический занос, который, как правило, приводит к неуправляемому вращению.

На самом деле, существует несколько приёмов стабилизации автомобиля с помощью педалей. Но и здесь есть целый ряд нюансов. Например, многое зависит от характеристик машины, в частности, от того, какой привод на ней установлен – передний, задний, полный или автоматически подключаемый…

Выводы: универсального, на все случаи жизни, контраварийного приёма не существует. Таких приёмов много, и чем больше их будет в арсенале вашего мастерства, тем безопаснее будет ваша дорога.

5 точка
ℹ️
Реклама. ООО «Медицинский центр «Пятая Точка». г. Артем, ОГРН 1152502001035, ИНН - 2502051926. Erid: 2VfnxvsnLNC

Новости (Авто)