2026-01-21T10:47:58+10:00 2026-01-21T10:47:58+10:00

Почти сотня детей в Приморье вернулась в детдома – что не так с системой?

Многократно брошенными становятся подростки

21 января 2026, 10:47

Фото: Сгенерировано ИИ
Фото: Сгенерировано ИИ | Почти сотня детей в Приморье вернулась в детдома – что не так с системой?

Существует расхожее суждение о том, что судьбу общества можно узнать, посмотрев на то, как в нем относятся к детям. Действительно, что может лучше показать «успешность» нации в будущем, как не уровень её самовоспроизведения, причем не только количественный – в этом отношении общемировой тренд на снижение рождаемости не удалось переломить пока ни одному развитому государству, кроме религиозного Израиля.

Для сохранения стабильности общества новым поколениям должны передаваться лучшие наработки предыдущих: ценности, образование и весь так называемый культурный капитал. То, что его первым и основным источником для ребенка является семья, не вызывает сомнений. Тем не менее, значительное число детей в нашей стране продолжают жить в «казенных учреждениях»–детдомах, а некоторые неоднократно возвращаются туда уже из приемных семей.

Почему, несмотря на развитую систему выплат, господдержек и курсов для родителей, проблему детдомов все еще не удается решить и что сделали страны, сумевшие полностью (или почти) отказаться от интернатов, разберемся в материале PRIMPRESS.


Детство строгого режима

Первые детские дома в России появились еще в XVIII веке. Массовая безработица, рост бедности и распад традиционной системы поддержки семьи после распада СССР привели к тому, что с начала 1990-х их число выросло с 900 до более чем 2100 к концу десятилетия. Такие учреждения небезосновательно сравнивали с местами для отбытия наказания: многоместные спальни, социальная изоляция, часто встречающееся насилие и криминализация и практически полное отсутствие индивидуального подхода. Антирекорд по числу детей, постоянно проживающих в детдомах, в стране зафиксировали в 2004 году – около 188,8 тысяч детей.

С середины 2000-х годов в России поставили приоритет на проживание ребенка в семье через усыновление, опеку и приемные семьи. Детские дома не исчезли, а трансформировались в центры содействия семейному устройству, где все еще содержится немало детей и подростков.

Положительные тенденции в этом вопросе всё же есть – почти за полтора прошедших года количество детей, проживающих в детских домах, приютах, социально-реабилитационных центрах и других государственных учреждениях в России уменьшилось на 18% – с 60 тысяч в июле 2024 года до 49 тысяч в октябре 2025. Вне семейных условий все еще живут более 14% детей-сирот и детей без попечения родителей – которых, по данным Министерства просвещения, 340 055 человек. В Приморье всего 5023 ребёнка с таким статусом, 834 из них живут в тех самых стационарных учреждениях.

Как сейчас? Многократно брошенными оказываются, в основном, подростки

Несмотря на развитую систему замещающих семей, Приморский край до сих пор сталкивается с проблемой возврата детей в госучреждения. За последний год, по данным уполномоченной по правам ребенка в регионе Ольги Романовой, их количество выросло с 92 до 96. Большая часть возвращённых – после безвозмездной опеки или попечительства, в основном кровными родственниками. Чаще всего обратно в казенные стены попадали подростки от 10 до 17 лет – таких ребят 67. Еще 19 человек – дети от 7 до 9 лет, 10 человек – до 7 лет.

«Основная причина – растерянность и незнание особенностей подросткового периода. С подростками нелегко и кровным родителям, но у них нет возможности отказаться от внезапно изменившегося, ставшего каким-то диким, чужим и протестным подростком. А у приёмных родителей и опекунов такая возможность есть», – поясняет Ольга Романова.

Психолог Елена Туманова-Мачинская отметила, что существует еще две распространенные причины возвратов – неправильная мотивация и «розовые очки». В первом случае приёмный родитель стремится не помочь ребенку из сопереживания и стремления дать ему лучшую жизнь, а улучшить собственный имидж, удовлетворить личные амбиции или решить какие-либо проблемы в браке.

«Вместо достижения своих целей, они сталкиваются с реальностью, требующей постоянного труда, терпения и эмоциональных вложений. Амбиции оказываются не удовлетворёнными, муж с еще большей скоростью съезжает к любовнице, а вместо восхищения соседей – только боль и разочарование», – рассказала эксперт.

Второй распространённой причиной является идеализация будущими приемными родителями своих взаимоотношений с ребёнком.

«Люди часто ожидают благодарности от ребенка «за спасение из детдома», надеются увидеть стремление к успехам в учебе, примерное поведение и полное соблюдение семейных правил. Однако реальность оказывается иной. Чем сильнее контраст между представлениями о «правильном» поведении ребёнка и действительностью, тем выше вероятность отказа от ребёнка».

Вместо детского дома – патронат и casa familia

Так, а что же «за бугром»? Наиболее успешными в решении этой проблемы считаются некоторые страны Европы – так, например, в Италии с 2006 года фактически не существует детских домов интернатного типа. Вместо них так называемые casa familia – дома на 10-15 воспитанников с постоянными психологами-преподавателями, выполняющими родительские функции. Еще одной страной «победившей семейственность», о которой уже упоминалось ранее, стал Израиль – там просто иное отношение к детям, «спрос» со стороны взрослых всегда обгоняет «предложение», поэтому и мест длительного пребывания детей-сирот в стране нет.

Кроме того, важной частью программы европейских стран в борьбе с детскими домами стали фостерные (иными словами, патронатные) семьи.

«При такой форме семье не передаются все права, часть вопросов и задач остается на стороне органа опеки. Родитель становится «внештатным» сотрудником детского дома, с ним заключается трудовой договор, платится зарплата, засчитывается трудовой стаж и предоставляется отпуск.

Как и выпускники детского дома, воспитанники патронатных семей имеют право на жилплощадь, льготы на медицинское обслуживание и дополнительные права при получении высшего образования. Патронат используется в случаях, когда ребенок не может быть официально признан сиротой», – поясняет уполномоченный по правам ребенка.

В некоторых субъектах РФ такие «профессиональные семьи» есть, но не в Приморском крае.

Верните к «мамке», не надо «ювеналки»

Перегибы европейской ювенальной юстиции — все эти принудительные изъятия детей из семьи за запрещенное пользование смартфоном — давно стали «страшным мемом». В России прокламируется, что социальные работники всегда ставят в приоритет сохранение ребенка в родной семье. Уточним — должны ставить, но это правило срабатывает далеко не всегда.

Возможно, история многодетной матери Людмилы из Владивостока вызвала такой значительный общественный резонанс в начале этого года, являясь, как раз, ярким исключением из общего правила. У женщины временно забрали сразу пятерых детей, поместив их в разные учреждения. Причиной такого решения соцслужб стали не вредные привычки родителя, не опасность для жизни детей, а стесненные жилищные условия – семья, в которой ждали пополнения шестым ребенком, ютилась в комнате университетского общежития площадью меньше 16 квадратных метров. Дело в том, что женщина, родив пятого, надеялась получить денежную выплату на покупку квартиры, однако не знала, что в 2021 году соответствующий закон в Приморье приостановили. Вскоре после огласки этой истории в местных СМИ и интереса со стороны депутатов женщине все-таки выделили квартиру – правда, не в собственность, а в социальный найм – и вернули детей.

Такое большое количество людей вступилось за Людмилу, в том числе потому, что, не беря в расчет финансовую малосостоятельность, она – вполне примерная и порядочная мать. Её дети, как отметили соцработники, увлекаются наукой и творчеством, хорошо воспитаны и, главное, – тепло и с большой любовью высказываются о матери.

Но в общественном сознании за родителями, чьих детей забрали в детский дом, скорее закреплен образ маргиналов, зависимых от алкоголя или наркотиков. Как показала практика, с этой дорожки все-таки можно свернуть. Так, в этом году женщина из Приморья, пройдя долгий путь исправления, вновь получила родительские права и вернула троих детей спустя шесть лет разлуки. Специалисты помогли ей побороть личные травмы, рассказали о методах построения крепких и доверительных отношений с детьми.

«Сейчас в Приморском крае меняется подход к теме профилактики социального сиротства. Нужно, чтобы все те органы, которые относятся к системе, перестали рассматривать работу с семьей в кризисе только через призму порицания и наказания. Иногда нужно самим поверить в то, что семья справится с трудностями, и помочь ей найти способы решения. И это совсем не про выданный семье список требований – пойди туда и сделай то. Это про сопровождение такой семьи.

В 2025 году в Приморском крае Министерством труда и социальной политики созданы социальные службы «Дети в семье». Они работают по новым методикам и с новыми задачами по предотвращению глубокого кризиса в семьях и по выводу их из таких ситуаций. Думаю, что об эффективности новых подходов мы сможем поговорить уже в следующем году», – подчеркнула Ольга Романова.

В итоге

Ситуация с сиротством в Приморье отражает системные вызовы, свойственные России в целом: сохранение интернатной модели в совокупности с ограниченной профилактикой и сопровождением семей в кризисах. Опыт успешных зарубежных стран показывает, что для снижения числа детей в интернатах необходима комплексная политика, направленная на деинституционализацию, развитие профессиональной системы семейного ухода, качественную подготовку и сопровождение приемных родителей, а также раннюю и действенную помощь семьям в трудных жизненных ситуациях.

Самые свежие материалы PRIMPRESS.RU - с прямой доставкой в Telegram и MAX
5 точка
ℹ️
Реклама. ООО «Медицинский центр «Пятая Точка». г. Артем, ОГРН 1152502001035, ИНН - 2502051926. Erid: 2VfnxvsnLNC

Как жизнь?