Ядро экспорта из России в Китай по-прежнему составляют товары низких и средних переделов: недрагоценные металлы, древесина и продукция агропромышленного комплекса. Объём несырьевого неэнергетического экспорта (ННЭ) с 2020 по 2024 год вырос на 40%, достигнув $28,2 млрд. Однако его доля в общем экспорте снизилась с 35% до 22% на фоне опережающего роста сырьевых поставок. При этом, как говорится в аналитическом докладе Научно-образовательного центра прикладного востоковедения Восточного института (ВИ) ДВФУ, каждый второй «российский» товар в Китае – подделка, сообщает PRIMPRESS.
Согласно данным исследования, настоящие российские продукты можно найти в основном на северо-востоке Китая. В центральных, восточных и южных провинциях КНР товары, продающиеся как «российские», почти всегда производятся тут же на местах полукустарным способом. Эта проблема становится одним из главных вызовов для экспорта отечественных потребительских товаров в Китай.
«Мы столкнулись с парадоксом. Пока российские бренды вкладывают миллионы в выход на рынок КНР, местные производители массово выпускают «сухое верблюжье молоко из России», колбасу «со вкусом бычьей кишки» или конфеты «Многовкусие», не имеющие к РФ никакого отношения. Настоящие российские продукты можно найти в основном на северо-востоке Китая. Подделки часто уступают по качеству, формируя у покупателя недоверие ко всему «российскому» и размывая добавленную стоимость национального бренда», — отмечает эксперт ДВФУ, консультант в области российско-китайской торговли Владислав Моисейцев.
Авторы доклада предупреждают, что без единой системы верификации происхождения товаров российский экспорт будет нести репутационные и финансовые потери. В качестве практического решения предлагается внедрить сквозную защищенную маркировку «Сделано в России» с интеграцией в китайские цифровые экосистемы — через мини-приложения в WeChat и Alipay. При сканировании QR-кода потребитель должен видеть данные о производителе и статус сертификации. Среди рекомендаций также — развитие коллективных механизмов продвижения российских товаров, например, группового финансирования рекламных кампаний с китайскими блогерами.