2017-06-05T17:34:46+10:00 2017-06-05T17:34:46+10:00

Светлана Шалимова: «Каждый грим интересен по-своему»

Гример Приморской сцены Мариинского театра - о тонкостях работы и любимых персонажах

5 июня 2017, 17:34
Екатерина Измайловская

Фото: Александр Потоцкий
Фото: Александр Потоцкий | Светлана Шалимова: «Каждый грим интересен по-своему»

Гример – одна из сложнейших и в то же время интереснейших профессий. Каждый день они превращают актеров в королей и бандитов, сказочных принцесс и мифических героев. За считаные минуты гримеру удается превратить молоденькую девушку в пожилую женщину, а изящную шею «украсить» безобразным шрамом. Корр. PRIMPRESS удалось попасть за кулисы Приморской сцены Мариинского театра и побеседовать с гримером Светланой Шалимовой во время работы над созданием образов героев оперы «Кармен».

- Светлана, расскажите, что самое сложное в работе гримера?

- Самое сложное - это тот момент, когда сходятся актер и гример. И конечно, трудно успеть сделать все до начала спектакля. В постановках принимают участие очень много людей - это и солисты, и хор, и каждому нужно уделить время. А еще у каждого спектакля есть паспорт, в котором прописано сценическое оформление, костюмы артистов и грим. Все это должно соответствовать той эпохе, в которой происходит действие.

- Сколько примерно времени уходит на то, чтобы загримировать всех актеров, которые задействованы в спектакле?

- Гримеры приходят на работу за два часа до начала спектакля, а гримироваться актеры начинают примерно за 30-40 минут до начала постановки. В среднем на обычный грим одному актеру мы тратим 10-15 минут. На сложный пластический грим уходит гораздо больше времени. Также у нас есть сделанные заранее заготовки, обычно это накладные носы, брови, лысины, парики. И благодаря тому, что мы все готовим заранее, на грим уходят считаные минуты.

- Над образом какого персонажа вам больше всего нравится работать? Может, у вас есть любимый герой?

- Любимый персонаж, конечно же, есть, это Черт из спектакля «Ночь перед Рождеством». Этот персонаж интересен тем, что актер, который исполняет эту роль, изменяется до неузнаваемости. У него полностью скрываются брови и приклеивается пятачок. Также очень интересные по гриму Ротбардт из «Лебединого озера», три дамы и Царица ночи из «Волшебной флейты». Вообще, каждый грим интересен по-своему, ведь он полностью меняет лицо артиста.

- Расскажите, как создавались образы для «Кармен»?

- Перед премьерой спектакля вместе с режиссером и постановщиком мы обсуждаем, как должны выглядеть артисты. Затем мы их гримируем и вместе создаем ту картину, которая должна быть на сцене. Также художник нам подсказывает, как должен выглядеть герой. А мы учитываем все пожелания и воплощаем их в жизнь.

- У кого из персонажей этого спектакля самый сложный грим?

- Самый сложный грим в «Кармен» у трех персонажей - цыганки Мерседес и двух контрабандистов, Ремендадо и Данкайро.

- Есть разница в работе над образами персонажей в балете и оперными героями?

- Разница есть и очень большая. Балет – это танец, здесь нам нужно учитывать специфику движений артиста и делать такой грим, чтобы он был заметен во время танца. Грим в балете делается более интенсивным, линии в нем более яркие и четкие. А в опере грим больше похож на макияж.

- Участвуют ли актеры в работе над образом своего героя?

- Конечно. Мы учитываем настроение, характер каждого персонажа. Учитываем мы и пожелания артистов, анатомические черты их лица.

- В каком спектакле Приморской сцены Мариинского самый сложный грим?

- Грим бывает разным. Есть сложный рисованный грим, который нужно делать очень быстро. Бывает еще и грим пластический. Очень интересный образ мы делаем в спектакле «Ночь перед Рождеством» - это воссоздание портретного сходства с Гоголем. У нас есть парик, повторяющий прическу писателя, а из гумоза (специальный пластик) мы делаем нос. Затем, глядя на его портрет, делаем артиста в точности похожим на Николая Васильевича. Пожалуй, это один из самых сложных образов.

- Говорят, что профессия гримера похожа на профессию художника. В чем заключается это сходство?

- Мы рисуем. Это и есть профессия художник-гример.

- Куда пойти учиться, если хочешь связать свою жизнь с профессией гримера?

- К сожалению, в нашем городе нет специализированных курсов. С нами делятся опытом гримеры, которые приезжают из Мариинского театра из Санкт-Петербурга. Но в нашем деле не столько важны специальные курсы, сколько повышение квалификации и опыт старшего поколения гримеров.

Новости партнеров

Интервью