Сегодня, 19 июня, во всем мире отмечают Международный день мотоциклиста. Байкерское движение уже давно стало настоящей религией, адепты которой верят в свои приметы, отмечают свои праздники и даже проповедуют свое учение. Корр. PRIMPRESS поговорил с приморскими любителями двухколесного транспорта.
Валерий Володарский, лидер байкерского движения «Русские самураи» (мотоцикл Yamaha FJR1300, 2009 г. в.):
«Лучшая машина — та, которая везет. Когда мы едем на мотоцикле, мы не находимся в индивидуальной среде, всегда есть прямая связь с окружающим миром. А это очень ценное ощущение. Каждый мотоциклист находится «на балансе». При такой поездке все чувствуется: температура воздуха, влажность, запахи — в общем, весь мир открыт. Когда я беру у друзей покататься чоппер, я еду 150 км/ч, и мне это нравится. Но когда я пересаживаюсь на свой мотоцикл, разгоняюсь до 240, и мне становится жаль того времени, которое потратил на езду на чоппере.
Езда на мотоцикле дает возможность почувствовать ветер. Теряется ощущение гравитации и земного притяжения. В природе человек ведь не может развивать такую скорость, от этого появляется ощущение преимущества и открывается горизонт. Личное переходит в братство. Хотя я и считаю, что главную опасность для мотоциклиста на наших дорогах представляет отнюдь не автолюбитель, а другой мотоциклист. Ведь именно двухколесный захочет похвастаться своими умениями или лошадиными силами и в итоге, не справившись с техникой, свалится под тебя. Или обгонит тебя, едущего в левом ряду быстрее потока с разницей скорости в 60 км/ч, в пяти сантиметрах от твоего байка. Но даже трижды предав анафеме идиота, ты все равно поднимешь руку встречному мотоциклу и остановишься около терпящего бедствие «собрата», потому что точно знаешь, что он в иной раз остановится рядом с заглохшим тобой. Такого у водителей автомобилей давно нет — на дороге каждый водила друг другу заведомо «козел». Люди на мотоциклах ищут контакт, хотят общаться с этим миром.
Мотоцикл — это свобода мыслей.
Каждая поездка на мотоцикле — это шахматная партия, и ставка в ней — жизнь. Есть у байкеров и приметы: если перчатка упала, нужно обязательно стукнуть ею об асфальт. Если немного завалился — это хорошо, считай, маленькую жертву принес. А вообще, все зависит от человека и его восприятия. Я верю в то, во что хочу верить. Можно быть выше всех этих знаков. Например, если я вижу женщину с полными ведрами, верю, что это хорошо. А когда вижу ее с пустыми — я не верю в эту примету».
Игорь Бородин, владелец бизнеса (мотоцикл BMW R 1200 GS Adventure, 2015 г. в.):
«У меня три мотоцикла, все они марки BMW. У них разное предназначение: один для путешествий, другой для города, а третий — Cafe-racer, он для вечернего променада. Любимым можно назвать BMW R 1200 GS Adventure. Он безопасен, очень удобен, на нем можно за один день проехать 1500 км. Он предназначен для путешествий и приключений. Вместо второго номера у меня всегда стоит сумка с вещами. Катаюсь на нем при первой же возможности: из Приморья я доезжал на нем до Грузии.
Все мотоциклы BMW по-своему хороши в дизайне. По моему мнению, лучше дизайна и быть не может.
Для меня не существует мотоциклов, кроме BMW.
С моим мнением кто-то может не согласиться и будет прав. Но для меня так: если бы не было BMW, то у меня не было бы мотоцикла.
Впервые на мотоцикл я сел в детстве, когда мне еще 16 лет не было. Сначала у меня был мопед, а в 15 лет я заработал себе на мотоцикл «Восход-3 М». Потом долгий период мотоцикла не было вообще. А шесть лет назад я купил себе первый мотоцикл BMW — K 1300 R. Он предназначен для поездок по городу. Его я очень люблю и езжу на нем в удовольствие. Но на нем нужно ехать по трассе, пусть даже на длительные расстояния.
Adventure я купил два года назад в дилерском центре BMW. Я вообще не хотел покупать еще один мотоцикл, т. к. у меня уже один был. Но на первом мотоцикле более 700 километров в день проехать нельзя — затекает спина, а сам он довольно жесткий. Но была мечта купить мотоцикл для путешествий. Для приключений нужен был мотоцикл, на котором можно преодолевать большие расстояния без ущерба для здоровья. Adventure позволяет съехать с трассы и поехать в какое-то интересное место.
После приобретения я дополнил мотоцикл аксессуарами от Wunderlich и Duratec: эти компании специализируются на мотоциклах туристической серии. Я усилил защиты всевозможных датчиков, поворотников, дополнил усиление дуги, чтобы при падении не пострадали крышки клапанов. Усилил защиту рук, добавил ящик для инструментов, приобрел резинки, которые наклеиваются на места, в которых происходит трение. Эти вещи придали мотоциклу харизму.
Каждый мотоцикл обладает своим характером. Мне кажется, что в этом заключается индивидуальный подход BMW. Когда рождается мотоцикл, у него все комплектующие те же, что и у других. Но рождается произведение искусства от BMW, им можно просто любоваться, даже не ездить на нем. У моего мотоцикла характер очень покладистый. Мне кажется, что он подстраивается под мою езду. И он меня удовлетворяет: если мне нужна агрессивная быстрая езда, то он позволяет мне это делать, если мне нужно спокойствие, то он ведет себя очень спокойно.
BMW сочетает в себе все. Первое — это безопасность. Очень много электронных опций, которые прощают райдеру ошибки. И этому мотоциклу я доверяю, к тому же у него бензобак больше, чем у других мотоциклов. А это позволяет путешествовать туда, где нет заправок.
Во время езды на мотоцикле вас обдает ветром, легкие наполняются воздухом и наступает ощущение блаженства и свободы. Это как высунуться из люка автомобиля по пояс на большой скорости. Только в машине это мгновение, а на мотоцикле это на протяжении всей поездки. У меня были путешествия длительностью больше месяца, мы и в Крым ездили, и в Грозный, и на Эльбрус.
Мотоцикл открывает горизонты и при этом дает ощущение релакса.
Здесь все вместе: движение, отдых, путешествие. Для того чтобы понять ощущение, нужно самому проехать. Это как нельзя рассказать вкусный запах. Я отключаюсь от рабочих и политических проблем, голова становится свежей. И когда я приезжаю домой, то ставлю мотоцикл, включаю телевизор и понимаю, насколько это неинтересно. Первое, о чем я мечтаю, когда слезаю с мотоцикла, это о том, куда поеду потом. Моему внуку три года, и я уже хочу купить ему мотоцикл. Даже если он не будет потом ездить, это чувство баланса пригодится ему везде».
Сергей Матвиенко, коллекционер советских мотоциклов (мотоцикл «Иж Планета Спорт», 1979 г. в.):
«Иж Планета Спорт» — мой самый любимый мотоцикл, с него я начинал.
«Иж» — мечта любого пацана.
Сидеть удобно, выдерживает езду по проселочной дороге и грязь, а падать с него очень хорошо. Был такой случай: мотоцикл летит, а я держусь. Держался, потому что, отцепившись, мог травмироваться. Пассажир испугался и отстегнулся, содрал себе все руки и ноги. Рукоятка по асфальту скребла, искры летели, но я потихоньку по дороге прошелестел и остановился.
У меня своя коллекция советских мотоциклов, сейчас их 20. Раньше было около 40, но передал их в музей автомотостарины. Зачем я их собираю? Это ведь история моего времени, моей советской молодости. Все это богатство мы находили в деревнях, что-то нам привозили и предлагали. Все детали на мотоциклах родные, все экземпляры на ходу. Когда они ко мне попадали, мы реставрировали их. На восстановление каждой единицы уходило около 60 тыс. рублей и месяц работы. Но ездить на них сейчас проблематично. На старой технике вообще очень сложно ездить по городу. Сейчас все чаще можно увидеть старый мотоцикл в офисах как украшение интерьера. А все «Уралы» выкупают китайцы, чтобы реставрировать.
Что мы делали в советские времена? Путешествовали, когда и дорог-то толком не было. Преодолевали броды от поселка Молодежного, выезжали на дорогу до Дальнереченска и доезжали до Рощино. Много ездили по тайге. В советское время был совет по туризму, который финансировал мотослеты, то есть шла поддержка на уровне государства. Проходили всесоюзные слеты любителей мотоциклов «Ява». Было очень интересно, ведь эта культура объединяла молодежь».
Александр Юртаев, депутат Думы Владивостока (мотоцикл Honda Magna 750 (V45), 1988 г. в.):
«У меня три мотоцикла: кроссовый Honda FK 650, «Урал» на базе МВ 750 и главный — Honda Magna 750 (V45). Я его очень люблю, этот мотоцикл — легенда. Именно на таком мотопутешественник из Владивостока Игорь Соколов совершил свой проезд вокруг Земли. Этот мотоцикл еще называют «круизер». Люблю этот мотоцикл за надежность и сбалансированность.
Я человек крупный, и «круизер» мне подходит. Езжу на нем не реже трех раз в неделю. А бывает, что по пробкам и каждый день на нем катаюсь.
Вообще, любой мотоцикл — это лекарство.
Бывает, почувствую себя плохо, кто-то посмотрел косо, хандра началась, а сел на мотоцикл, и сразу все проходит. И исследованиями подтверждено, что езда на мотоцикле улучшает физическое состояние, развивает вестибулярный аппарат. На самом деле на мотоциклах ездить не опасно. Это очень надежный транспорт. И управлять им гораздо проще, чем автомобилем. Мотоциклисты — самая дисциплинированная категория водителей.
Первый мотоцикл появился у меня в 1965 г. Именно то, что я заинтересовался мотоциклами, повлияло на мою жизнь. Мне было интересно, как техника устроена, собирал и разбирал свою «Тулу» с моторчиком. И это подтолкнуло меня к получению инженерного образования. Без техники я не мог себя представить, и это развило системность мышления.
От поездки на мотоцикле у меня появляется ощущение полета: голова работает, мысли светлеют, появляется вдохновение. Так было и в детстве, когда мы собирались с мальчишками из соседних дворов и ехали на Горностай. Грунтовая дорога, вокруг лес, движения практически никакого, только мусоровозы иногда проезжают.
Мотоцикл и сейчас дает правильные взгляды на жизнь.
Скорость не на первом месте, главное — это сама езда. А еще мотоцикл — это прививка. Нормальный мотоциклист никогда не будет ездить пьяным. И мотоклубы — в этом смысле основатели нормальной субкультуры. А настоящий мотоциклист — это всадник, рыцарь технических видов спорта. У этих людей чистая совесть и добрые помыслы».