2017-10-25T18:41:30+10:00 2017-10-25T18:41:30+10:00

Сергей Бессчасный: «Только прокуратуру беспокоят вопросы экономии бюджетных средств!»

Краевой прокурор выступил перед депутатами Приморья

25 октября 2017, 18:41
Алена Теплова

Фото: zspk.gov.ru
Фото: zspk.gov.ru | Сергей Бессчасный: «Только прокуратуру беспокоят вопросы экономии бюджетных средств!»

Прокурор Приморского края Сергей Бессчасный выступил с критическим докладом на октябрьской сессии Законодательного собрания, сообщает PRIMPRESS.

Руководитель регионального надзорного ведомства рассказал о положении дел в рамках вопроса «О работе органов государственной власти края, органов прокуратуры Приморского края по обеспечению конституционной законности, защите прав и свобод граждан в целях повышения качества жизни населения Приморского края». Бессчасный был первым выступающим на сессии, задав тон на весь депутатский рабочий день.

Прокурор отметил систематическую неспособность краевых чиновников обеспечить полное и своевременное использование бюджетных средств, предусмотренных на реализацию государственных программ. «В прошлом году из 18 государственных программ в полном объеме не освоены бюджетные средства по 15. Сумма неосвоенных денежных средств составила четыре миллиарда 33 миллиона рублей», — привел цифры Бессчасный.

В числе проблемных программы «Развитие транспортного комплекса Приморского края», «Обеспечение доступным жильем и качественными услугами ЖКХ», а также краевые программы по развитию образования, культуры и сельского хозяйства. Это связано в т. ч. «с поздним доведением главными распорядителями бюджетных средств объемов финансирования до конечного потребителя» (именно поэтому у нас «конечные потребители», т. е. предприятия, весь год мучаются без оборотных средств, а в конце года в авральном порядке «асфальт в снег укладывают». — Прим. ред.).

Серьезная критика прозвучала в адрес автономной некоммерческой организации (АНО) «Инвестиционное агентство Приморья» (учредитель — администрация края). В течение последних трех лет из приморской казны инвестагентству было выделено 200 млн руб. Из этой суммы большая часть (более 120 млн руб.) оказалась потрачена не на развитие каких-либо проектов, призванных дать отдачу краю в будущем, а «на командировки» (перелеты в бизнес-классе, проживание в пятизвездочных отелях), содержание автопарка (на балансе АНО находится, к примеру, Land Cruiser-200), аренду офисов и т. д. «Вот с этим разберитесь, — горячо призвал Бессчасный депутатов, — и мы найдем деньги!».

Инвестиционную стратегию Приморья прокурор не одобрил. Он отметил, что в регионе нет механизма финансового обеспечения создания и модернизации объектов энергетической, социальной, инновационной и других инфраструктур. Определить же степень влияния мероприятий по улучшению инвестклимата, проведенных инвестагентством, не может ни само агентство, ни его учредитель, ни искомые инвесторы.

Прокурор не преминул высказаться в адрес краевых предприятий «Примтеплоэнерго» и «Примавтодор». По его мнению, их эффективность недостаточна. «Вызывает беспокойство состояние находящегося в эксплуатации данных предприятий имущества и отсутствие мер, направленных на улучшение его состояния; соотношение дебиторской и кредиторской задолженности предприятий, низкая эффективность их претензионной работы, отсутствие со стороны собственника анализа экономической составляющей деятельности предприятий, в том числе с точки зрения их рентабельности и качества предоставляемых ими услуг», — сказал Бессчасный.

Докладчик подчеркнул, что конкуренция на соответствующих рынках отсутствует и компании фактически осваивают львиную долю бюджетных средств при низком качестве исполнения договорных обязательств. Тем не менее должного контроля со стороны профильных департаментов не наблюдается. Отметим, что Сергей Бессчасный заявлял то же самое на заседаниях администрации края, проходивших еще под руководством губернатора Владимира Миклушевского.

«Как оказалось, только прокуратуру края беспокоят вопросы экономии бюджетных средств, выделяемых «Примтеплоэнерго» на закупку топлива, — сообщил Бессчасный депутатам. — Задача достаточно проста: обеспечить закупку топлива в летний период, по минимальным ценам и в максимальном объеме. Разброс цен в данном случае достаточно велик, если в июле-августе цена за тонну топлива составляла порядка 20 тысяч рублей, то к декабрю — январю она закономерно возрастает. Однако эта очевидная практика сформирована только после нашего вмешательства».

Не менее симптоматична хлесткая прокурорская характеристика недавно прошедших в администрации Владивостока общественных слушаний: «Апогей бардака, который там (в мэрии. — Прим. ред.) происходит».

Сергей Бессчасный: «Значительная часть тех, кто имеет свои интересы, привыкла к тому, что вопросы всегда можно решить деньгами. Если мы с вами перешибем эти мысли в головах жителей города и края, то мы будем наводить порядок. Второй уровень — это комиссия. Обратите внимание на членов комиссии и их неангажированность в принятии решений. Чтобы вот там не было коррупции. Я это специально говорю публично, потому что по этому поводу уже есть серьезные разговоры».

Под конец Сергей Бессчасный обратился к депутатам Законодательного собрания с призывом исключить формальный подход к работе с отчетами органов исполнительной власти и обеспечить контроль над рациональным расходование бюджетных средств. В ответ депутаты поблагодарили его за «подробный, конструктивный и нацеливающий на совместную работу» доклад и пообещали разработать план мероприятий, направленный на решение поднятых вопросов.

В 11.25 Бессчасный покинул «белый дом».

 

Полный текст доклада «О работе органов государственной власти края, органов прокуратуры Приморского края по обеспечению конституционной законности, защите прав и свобод граждан в целях повышения качества жизни населения Приморского края».

Уважаемый Александр Иванович!

Уважаемые депутаты!

Уважаемые коллеги!

Руководство страны объявило развитие Дальнего Востока – национальным приоритетом. Приморский край – ворота России в Азиатско-Тихоокеанский регион, реализация на территории края трех важнейших федеральных законов: о свободном порте Владивосток, о территориях опережающего социально-экономического развития, о «Дальневосточном гектаре» призвана придать новый импульс развитию экономики Приморского края, превратить его в процветающий, экономически привлекательный регион, повысить благосостояние граждан!

Законодательное Собрание, как часть общего государственного механизма, не должно быть в стороне при решении этих масштабных задач! В крае «назрела» необходимость совершенствования регионального законодательства: на смену формальным нормам декларативного характера, должны прийти «работающие» формы стимулирования развития промышленности, сельского хозяйства, рыбной отрасли, отраслей нефте- и газохимии.

Закон «О промышленной политике в Приморском крае», который должен был оказать стимулирующее воздействие на развитие промышленности в регионе, таковым, к сожалению, не стал - ни одна из продекларированных им мер государственной поддержки в настоящее время не работает.

Также в полной мере не реализуются меры финансовой и имущественной поддержки инвестиционной деятельности, установленные соответствующим краевым законом; действующая на территории Приморского края Инвестиционная стратегия до настоящего времени не актуализирована и не учитывает новых механизмов по улучшению инвестиционного климата в регионе; в крае отсутствует механизм финансового обеспечения создания и модернизации объектов транспортной, энергетической, коммунальной, инженерной, социальной, инновационной и иных инфраструктур на территории свободного порта Владивосток.

Обоснованные нарекания вызывает деятельность Инвестиционного Агентства Приморского края, получившего из краевого бюджета за три последних года субсидии на общую сумму порядка двухсот миллионов рублей, при этом расходы Агентства на проведение мероприятий, непосредственно направленных на привлечение инвестиций в Приморский край, составили менее 40 процентов от общего объема полученных бюджетных средств, остальные денежные средства, а это – свыше 120 миллионов рублей израсходованы Агентством исключительно на свои нужды (в том числе, на оплату труда и служебных командировок). Определить степень влияния проведенных Инвестиционным Агентством мероприятий по улучшению инвестиционного климата Приморья, не может ни само Агентство, ни его учредитель – Администрация Приморского края.

Я знаком с практикой Законодательного Собрания заслушивания отчетов органов исполнительной власти, в том числе по вопросам реализации важнейших для развития края нормативных документов. В большинстве случаев, даже при негативной их составляющей, они принимаются депутатским корпусом «к сведению», что, очевидно, не решает проблемы.

Призываю краевой парламент исключить формальный подход и повысить требовательность к этой работе. Необходимо «насытить» финансовым ресурсом меры государственной поддержки, планомерно добиваться принятия подзаконных нормативных актов в развитие законодательно закрепленных положений, обеспечить контроль за рациональным расходованием бюджетных средств.

Все больше вопросов возникает к краевому закону о так называемой Владивостокской агломерации, последнее время он постоянно находится в зоне критики общественности и внимания судебных органов. В связи с этим, предлагаю Законодательному Собранию «погрузиться» в проблематику реализации данного закона, выяснитьдостиг ли он заявленных при его принятии целей правового регулирования, насколько предусмотренный этим документом механизм сейчас актуален как для муниципальных образований, входящих в Агломерацию, так и для жителей Приморья. Со своей стороны выражаю готовность принять в этой работе самое активное участие.

Длительное время у нас вызывает тревогу систематическая неспособность краевых чиновников обеспечить полное и своевременное использование бюджетных средств, предусмотренных на исполнение программных мероприятий.

В прошлом году из восемнадцати государственных программ в полном объеме не освоены бюджетные средства по пятнадцати из них.

Сумма не освоенных денежных средств составила 4 миллиарда 33 миллиона рублей!

В текущем году ситуация немного улучшилась, но далека от совершенства.

В числе программ, по которым исполнительная власть не смогла добиться полного и своевременного освоения бюджетных ассигнований: программа «Развитие транспортного комплекса Приморского края», программа «Обеспечение доступным жильем и качественными услугами ЖКХ», краевые программы по развитию образования, культуры, сельского хозяйства.

К примеру, при реализации на территории Приморского края подпрограммы «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда» переселено только 5 761 человек – это 74% от общего числа нуждающихся, расселено 2 616 жилых помещений общей площадью 100,88 тыс. кв.м. из 494 аварийных домов, снесено 237 аварийных дома. Остаются незавершенными программные мероприятия в Находкинском и Лесозаводском городских округах, Посьетском и Хасанском городских поселениях, Надеждинском сельском поселении.

В свою очередь, неисполнение мероприятий данной подпрограммы в установленные сроки повлечет за собой недостижение прогнозных показателей и, как следствие, непредоставление дополнительного финансирования за счет средств федерального бюджета.

Кроме того, ненадлежащее исполнение возложенных полномочий создает предпосылки для применения мер бюджетной ответственности: в текущем году бюджет края уже«недосчитался» тринадцати с половиной (13,6) миллионов рублей - это сумма штрафа, наложенного Министерством финансов в связи с неэффективным использованием федеральной субсидии, предоставленной на реализацию краевой государственной программы по развитию сельского хозяйства, повышению уровня жизни сельского населения края.

По фактам выявленных нарушений прокуратурой края в истекшем периоде 2017 года Главе региона внесено 4 представления, однако действенных мер с целью исправления указанной ситуации органами исполнительной власти не принято.

Как показывает практика прокурорского надзора подобная ситуация связана, в том числе с поздним доведением главными распорядителями бюджетных средств объемов финансирования до «конечного потребителя».

Безответственное отношение к исполнению постановленных задач демонстрирует департамент транспорта и дорожного хозяйства Приморского края, который, несмотря на своевременное доведение лимитов бюджетных ассигнований на ремонт печально известной автомобильной дороги «Владивосток - Находка - порт Восточный», закупочные процедуры по заключению государственных контрактов начал только в конце мая текущего года. Как следствие, работы по ремонту дороги начаты подрядчиком только в июне-июле 2017 года. При этом, предусмотренные государственными контрактами объемы работ и сроки их завершения - октябрь-ноябрь 2017 года в условиях отрицательных температур в осеннее время года свидетельствуют об их заведомой невыполнимости для сторон.

Ненадлежащее состояние данной автомобильной дороги явилось причиной 65 дорожно-транспортных происшествий, зарегистрированных в 2017 году, в том числе 7 со смертельным исходом.

Также к неэффективному расходованию средств краевого бюджета приводит несвоевременная оплата Заказчиками исполненных предпринимателями обязательств по государственным контрактам.

В рамках проверочных мероприятий нами выявлена задолженность только органов исполнительной власти края и подведомственных им учреждений перед субъектами предпринимательской деятельности в размере почти 230 миллионов рублей.

При этом общая сумма долгов региональной и муниципальной власти составляет свыше полумиллиарда рублей. Благодаря прокурорскому вмешательству за 8 месяцев текущего года погашена задолженность на общую сумму 436,7 млн. рублей. Вместе с тем, несмотря на принимаемые меры, совокупная сумма долга остается значительным.

Не стоит забывать, что несвоевременное исполнение заказчиками обязательств по оплате выполненных работ является основанием для взыскания в судебном порядке за счет краевого бюджета процентов за пользование чужими денежными средствами и неустойки. И такие примеры уже имеются.

Так, неисполнение казенным предприятием Приморского края «Приморское лесохозяйственное объединение» обязательств по договору, заключенному с индивидуальным предпринимателем, послужило основанием для взыскания арбитражным судом в пользу последнего свыше 4 миллионов рублей.

В эту сумму вошел не только основной долг, но и свыше 300 тысяч рублей, начисленных в качестве процентов.

Только после внесения прокуратурой края представления в адрес Губернатора края задолженность погашена.

Осень – традиционное время формирования бюджета на следующий год.

Обеспечение принципов законности и эффективности при проектировании бюджетных показателей является одним из главных условий построения сильного и благополучного общества, предотвращения финансовых потерь, а также защиты интересов граждан. Важно обеспечить социальную направленность краевого бюджета, адресная социальная поддержка должна найти каждого, кто в ней нуждается – это, в первую очередь, дети, пенсионеры, инвалиды, и малоимущие граждане.

Обязательным условием для достижения этих целей является проведение постоянного и детального анализа финансовой состоятельности органов местного самоуправления. Целый ряд муниципалитетов не имеет достаточных ресурсов для реализации своих полномочий, в том числе в социальной сфере.

Однако гарантированные законом права жителей этих территорий, безусловно, должны быть соблюдены. Для этого региональной власти необходимо более эффективно использовать механизм выравнивания бюджетной обеспеченности.

В рамках надзорных мероприятий нами выявляются факты недостаточного финансирования отдельных государственных программ.

К примеру, объем финансирования на приобретение лекарственных препаратов в рамках реализации краевой программы «Развитие здравоохранения Приморского края» в текущем году не соответствовал реальной потребности. Недостаток финансирования превышал 400 миллионов рублей, в результате чего бесперебойное обеспечение льготной категории граждан препаратами инсулина - возможно было лишь до августа 2017 года, граждан, страдающих онкологическими заболеваниями – до сентября текущего года, граждан, имеющих орфанные (редкие) заболевания - до июля 2017 года.

По данному факту Губернатору края нами внесено представление, в рамках исполнения которого объем финансирования на указанные нужды увеличен почти на 200 миллионов рублей. Однако этой суммы по-прежнему недостаточно для обеспечения всех нуждающихся в лекарствах льготников (недостаток финансирования составляет порядка двух сот (200) миллионов рублей.

Считаю, что исполнение государственных программ должно находиться под строжайшим депутатским контролем, необходимо ввести практику ежеквартального заслушивания отчетов каждого ответственного исполнителя, при наличии оснований – ставить вопрос перед Главой региона о привлечении виновных лиц к ответственности, вплоть до рассмотрения вопроса о соответствии отдельных чиновников занимаемым должностям!

Помимо недостаточного финансирования расходов на приобретение лекарственных средств, обращает на себя внимание низкая «прозрачность» и эффективность проводимыхзакупочных процедур. Нами на системной основе выявляются многочисленные нарушения закона в указанной сфере, связанные, в том числе с созданием отдельным хозяйствующим субъектам специальных условий для победы на торгах.

На наш взгляд, одним из вариантов решения указанной проблемы является установление механизма централизации закупок.

Приблизительные подсчеты экономического эффекта от использования подобного механизма, исключающего из схемы закупок участие фирм-посредников, говорят о реальной экономии бюджетных средств порядка 20%-30%, - а это десятки миллионов рублей.

Предлагаю, как можно, скорее внедрить в жизнь подобную практику.

Длительное время в крае не решенной остается проблема финансирования расходов на лекарственное обеспечение при амбулаторном лечении детей первых 3-х лет жизни.

С 2016 года прокуратурой края перед руководством региона ставится вопрос о необходимости правовой регламентации возрастных категорий детей, которые должны обеспечиваться лекарственными препаратами и медицинскими изделиями за счет средств краевого бюджета, к числу которых отнесены дети до 3-х лет жизни. Однако несмотря на принятые меры, данный вопрос так и не нашел своего нормативного закрепления ни в прошлом, ни в текущем году.

Более того, согласно информации Администрации края, по состоянию на сентябрь 2017 года, предусмотренные краевой государственной программой лимиты на закупку лекарственных препаратов в сумме 554 710, 77 тыс. руб. израсходованы в полном объеме. Данное положение дел влечет за собой грубое нарушение прав малолетних детей на обеспечение лекарственными средствами в ходе амбулаторного лечения.

Учитывая, что речь идет о здоровье подрастающего поколения приморцев, по сути, - будущего Приморского края - предлагаю Законодательному Собранию при обсуждении краевого бюджета на следующий год положительно решить вопрос об увеличении объемов финансирования для организации обеспечения лекарственными препаратами детей первых трех лет жизни.

Вызывает тревогу вопросы, связанные с питанием детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые находятся в краевых государственных организациях, подведомственных департаменту образования и науки Приморского края.

В рамках проверочных мероприятий нами вскрыты факты несоответствия рациона питания несовершеннолетних воспитанников установленным нормам, занижения объема приготовленных блюд, исключения ряда важнейших продуктов из ежедневного меню, что обусловлено недостаточным финансированием краевых специализированных организаций для несовершеннолетних из бюджета края.

По фактам выявленных нарушений в апреле текущего года в адрес Главы региона прокуратурой края внесено представление, Законодательное Собрание информировано нами о результатах проверки.

Благодаря нашей совместной работе с июля месяца удалось добиться увеличения денежных средств, предусмотренных на питание детей, со ста пятидесяти семи рублей 65 копеек до ста восьмидесяти двух рублей. Кроме того, Администрацией края предусмотрено дальнейшее поэтапное увеличение финансирования указанных расходов: с 1 января 2018 – 210 рублей, с 1 января 2019 года – 241 рубль 50 копеек.

Но, коллеги! Вы только вдумайтесь в эти цифры! В день на питание ребенка-сироты край выделяет 182 рубля, то есть порядка сорока пяти рублей на завтрак, обед, полдник, ужин и второй ужин! Указанная сумма явно не отвечает запросам растущего организма несовершеннолетнего, которому для полноценного роста необходимы мясо, творог, молоко, фрукты!

Согласно произведенным специалистами расчетам, средняя стоимость расходов на питание в настоящее время составляет порядка двухсот семидесяти одного рубля на одного ребенка в день, что соответствует установленным нормативам и сложившимся ценам на продукты питания в регионе.

А как объяснить ребенку, что кормить его в соответствии с требованиями норматива взрослые дяди и тети готовы не ранее 2019 года?! А может нам предложить равнодушным чиновникам департамента образования и науки сесть на подобную диету?

Стыдно говорить с трибуны очевидные вещи!

Предлагаю депутатам объединить усилия в решении данного вопроса и предусмотреть в бюджете края необходимые средства.

В крае по-прежнему остро стоит проблема обеспечения жильем детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей.

На сегодня - в Сводный список лиц из числа детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, включено свыше 6 тысяч детей, из них право на получение жилья (то есть лиц, достигших возраста 18 лет) имеют почти пять тысяч лиц. Тенденция к увеличению числа таких граждан сохраняется уже длительное время и в среднем составляет по 700 человек в год.

Однако объемы денежных средств, предусматриваемые в годовом бюджете края на эти нужды, не отвечают реальным потребностям. По приблизительным подсчетам для того, чтобы обеспечить жильем лиц, состоящих в Сводном списке, требуется более 6 миллиардов рублей, тогда как в 2015 году бюджетом края на данные цели было предусмотрено – 915,2 млн. руб., в 2016 году – 939,4 млн. руб., в 2017 году – 960 млн. руб.

Помимо систематического недофинансирования данной статьи расходов краевого бюджета, на протяжении ряда лет Администрацией края не принимаются эффективные меры к полному освоению доведенных бюджетных ассигнований.

Так, в 2015 году из предусмотренных в бюджете края 915,2 млн. рублей освоено 803,5 млн. руб.; в 2016 году - из 939,4 млн. руб. освоено 725,5 млн. руб. Аналогичная ситуация складывается и в текущем году: из 960 млн. руб. за 8 месяцев было освоено только 112 млн. руб., т.е. 12%.

Неосвоение предусмотренных в краевом бюджете денежных средств за указанное время повлекло за собой нарушение жилищных прав порядка 270 детей-сирот.

Всего с 2010 года жильем обеспечено 2 480 лиц, в том числе в 2015 г. – 465, в 2016 г. – 522, в 2017 году – 158.

На сегодняшний день Управлением Федеральной службы судебных приставов края возбуждено – 2665 исполнительных производств, из них более 1 года на исполнении находятся 1 649 исполнительных производств.

В связи с неисполнением судебных решений Администрация края неоднократно привлекалась судебными приставами-исполнителями к административной ответственности.

В 2017 году вынесено почти две с половиной тысячи (2 387) постановлений с назначением административного наказания в виде штрафов на общую сумму свыше 110 млн. рублей (111,4 млн. руб.).

По фактам выявленных нарушений, только в 2016 году прокуратурой края Главе региона трижды вносились представления и дважды в 2017 году.

В октябре 2016 года исполняющему обязанности руководителя департамента градостроительства нами объявлено предостережение о недопустимости нарушения закона, а уже в феврале 2017 года по инициативе прокуратуры края следственными органами по факту ненадлежащего исполнения обязанностей должностными лицами этого департамента возбуждено уголовное дело по части 1 статьи 293 УК РФ (халатность), расследование по которому в настоящее время не завершено.

Также в текущем году нами проведена масштабная проверка соблюдения департаментом образования и науки Приморского края требований законодательства о закупках при приобретении за счет средств федерального и краевого бюджета жилых помещений для детей-сирот.

По результатам проверочных мероприятий вскрыты факты завышения начальной максимальной цены практически по всем государственным заказам на 30-50 %, что повлекло за собой неэффективное расходование средств, направленных на оплату заключенных контрактов.

К примеру, на территории Партизанского городского округа департаментом образования и науки края у ряда юридических лиц и индивидуальных предпринимателей приобретено 5 квартир по цене контракта в один миллион 179 тысяч руб., фактически же аналогичные квартиры предлагались к продаже по ценам от 500 000 до 900 000 рублей.

Такие факты установлены при приобретении жилых помещений в поселке Ярославский Хорольского района, ЗАТО город Фокино, городах Артем, Дальнегорск, Спасск-Дальний, в Михайловском, Ханкайском, Надеждинском и других районах края.

Прокурорская проверка показала, что с нарушением требований действующего законодательства департаментом образования и науки Приморского края размещен 241 государственный заказ на сумму 385 млн. рублей.

По фактам выявленных нарушений в августе текущего года прокуратурой края Губернатору Приморского края внесено представление, по нашей инициативе следственными органами возбуждено уголовное дело по части 3 ст. 159 УК РФ.

Кроме того, принимая во внимание, что фактическое освоение бюджетных средств департаментом образования и науки Приморского края в текущем году составило 108 млн. рублей, т.е. 16% от запланированных средств, руководителю департамента объявлено предостережение о недопустимости нарушения закона.

Анализ ситуации, сложившейся с закупками жилья для детей-сирот, свидетельствует о необходимости внесения существенных корректив в процесс закупок, в том числе путем перераспределения данных полномочий между подразделениями Администрации края и снятия с департамента образования и науки Приморского края несвойственной ему функции.

Кроме того, учитывая, что Приморский край длительное время не исполняет свои обязательства перед наименее социально защищенной категорией граждан, предлагаю рассмотреть вопрос о компенсации за счет краевого бюджета расходов по найму жилых помещений для детей-сирот,детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, до момента обеспечения лиц указанной категории жилым помещением специализированного жилого фонда; обеспечить достаточное финансирование данного направления; установить действенный депутатский контроль за использованием средств.

Уже длительное время для Приморского края остается актуальной проблема, связанная с защитой прав граждан, принимавших участие в долевом строительстве многоквартирных домов.

В регионе остается значительным количество так называемых «проблемных» объектов, строящихся на условиях долевого участия, до настоящего времени не введены в эксплуатацию и не переданы участникам долевого строительства 10 многоквартирных жилых домов, строительство некоторых из которых начато более 9 лет назад.

К числу основных причин неисполнения застройщиками обязательств по завершению строительства и передаче участникам долевого строительства многоквартирных домов относится неудовлетворительное финансовое состояние организаций-застройщиков, нахождение застройщиков в различных стадиях процедуры банкротства, а также нецелевое расходование привлеченных средств граждан.

По всем фактам нарушений закона органами прокуратуры края принят комплекс мер прокурорского реагирования, в том числе направленных на привлечение к уголовной ответственности виновных лиц.

В тоже время, изложенные факты, очевидно, свидетельствуют о необходимости принятия дополнительных мер в целях защиты имущественных прав пострадавших граждан-участников долевого строительства.

В июле текущего года прокуратурой края в Администрацию Приморского края направлены предложения о разработке и утверждении регионального нормативного правового акта, предусматривающего меры по защите прав участников долевого строительства, в том числе, нарушенных в результате противоправных действий застройщиков.

Предлагаю депутатскому корпусу подключиться к разрешению данного вопроса с тем, чтобы в 2018 году проблемы дольщиков указанных домов было окончательно решены.

Не снимаются с повестки дня вопросы повышения эффективности деятельности крупнейших монополистов в своих отраслях - краевого государственного унитарного предприятия «Примтеплоэнерго» и акционерного общества «Примавтодор».

Вызывает беспокойство состояние находящегося в эксплуатации данных предприятий имущества и отсутствие мер, направленных на улучшение его состояния; соотношение дебиторской и кредиторской задолженности предприятий, низкая эффективность их претензионной работы, отсутствие со стороны собственника анализа экономической составляющей деятельности предприятий, в том числе с точки зрения их рентабельности, а также качества предоставляемых ими услуг (выполняемых работ).

Показательным примером является бездействие департамента транспорта и дорожного хозяйства в вопросе контроля за деятельностью акционерного общества «Примавтодор», 100% акций которого принадлежит Приморскому краю.

В настоящее время из 28-ми государственных контрактов, заключенных с указанным предприятием на сумму, превышающую семь миллиардов рублей, работы выполнены на сумму немногим больше 4-х с половиной миллиардов рублей. При этом сроки исполнения обязательств по 11- ти из указанных контрактов уже истекли.

По 5-ти государственным контрактам, заключенным департаментом с АО «Примавтодор» в апреле – июле 2017 года (со сроками исполнения 31.10.2017 - 30.11.2017) объем выполненных и принятых работ является крайне низким и составляет от 15 до 50 % объема работ, предусмотренных контрактами, что свидетельствует о возможном нарушении сроков исполнения контрактов со стороны АО «Примавтодор».

В отсутствие конкуренции на рынке Акционерное общество, фактически осваивает львиную долю бюджетных средств при низком качестве исполнения договорных обязательств. А непродуманное реформирование общества привело к появлению системных проблем в дорожной отрасли края.

Те же вопросы мы задаем Администрации края в отношении Примтеплоэнерго. Предприятие имеет колоссальную дебиторскую задолженность, размер которой уже превысил 4,6 миллиарда рублей, однако эффективная работа по ее взысканию не ведется. Наличие кредиторской задолженности перед энергетиками привело к отключению более трехсот котельных от электроснабжения, что могло привести к срыву в крае отопительного сезона. Благодаря совместным усилиям, в том числе путем обращения прокуроров в суды, негативных последствий удалось избежать.

Как оказалось, только прокуратуру края беспокоят вопросы экономии бюджетных средств, выделяемых Примтеплоэнерго на закупку топлива. Задача достаточно проста - обеспечить закупку топлива в летний период, по минимальным ценам и в максимальном объеме. «Разброс» цен в данном случае достаточно велик, если в июле-августе цена за тонну топлива составляла порядка 20 тысяч рублей, то к декабрю – январю она закономерно возрастает.

Однако эта очевидная практика сформирована только после нашего вмешательства.

Надеюсь, что новое руководство предприятия, а также уполномоченные органы исполнительной власти не допустят повторения ошибок и просчетов в управлении Примтеплоэнерго.

Полагаю, что необходим качественный анализ хозяйственной деятельности названных предприятий и жесткий контроль за их работой со стороны депутатского корпуса.

Примером крайне неэффективного расходования бюджетных средств служит резонансная ситуация, сложившаяся с краевым казенным предприятием «Приморское лесохозяйственное объединение», функции учредителя которого также осуществляет Администрация края.

Данное предприятие не осуществляет уставную деятельность с 2016 года, в этом же году работодателем проведено массовое сокращение численности (штата) его работников: из трехсот четырнадцати человек в настоящее время на предприятия числятся 16 человек административного персонала. На протяжении всего периода осуществления деятельности предприятия перед его работниками систематически возникала задолженность по заработной плате, для ее погашения из резервного фонда Администрации Приморского края неоднократно выделялись денежные средства. Однако, несмотря на отсутствие производственной деятельности, решение о ликвидации либо реорганизации предприятия не принято, также не определены планируемые в отношении него мероприятия и конкретные сроки их реализации.

По указанным фактам в период 2016 - 2017 годов в адрес Губернатора края нами внесено 6 представлений, однако до настоящего времени задолженность по оплате труда не только не погашена, но имеет тенденцию к росту, в настоящее время ее размер превышает 5 миллионов рублей.

Бездействие должностных лиц Администрации края, выразившееся в непринятии решения о ликвидации (реорганизации) Приморского лесохозяйственного объединения, неоднократное выделение денежных средств из резервного фонда для погашения задолженности по оплате труда сотрудников неработающего предприятия, привело к причинению убытков субъекту Российской Федерации – Приморскому краю, в связи с чем в сентябре текущего года следственными органами на основании информации прокуратуры края возбуждено уголовное дело по признакам преступления, предусмотренного частью 1 статьи 293 УК РФ (халатность).

Призываю депутатский корпус подключиться к разрешению этой проблемы, необходимо не только предусмотреть в краевом бюджете денежные средства на погашение долгов по зарплате, но и взять на контроль решение вопроса о ликвидации либо реорганизации Приморского лесохозяйственного объединения в ближайшее время.

Приморский край – один из ведущих лесных регионов России, и наша задача сохранить это общенародное достояние для детей и внуков.

Вместе с тем, в текущем году в Приморье значительно возросла пожарная опасность, основной причиной возникновения пожаров на землях лесного фонда являются действия местного населения, то есть человеческий фактор.

За истекший период 2017 года в Приморском крае зарегистрировано 438 лесных пожаров, огнем пройдено более 40 тыс. га. Наибольшее количество пожаров зафиксировано в Чугуевском, Кавалеровском, Партизанском, Шкотовском, Дальнереченском, Ольгинском, Черниговском, Кировском, Ханкайском, Красноармейском и Пожарском муниципальных районах, Лесозаводском, Дальнегорском, Уссурийском и Артемовском городских округах.

С 22 сентября в крае значительно повышена пожарная опасность, возросло количество тепловых аномалий и природных пожаров.

Более того, в настоящее время в Приморском крае действует 16 лесных пожаров на общей площади более 1600 гектаров.

Ущерб, нанесенный лесными пожарами в 2017 году, составил 36,8 миллионов рублей.

Однако несмотря на сложную пожароопасную обстановку и возникновение в связи с этим чрезвычайных ситуаций в трех муниципальных образованиях (Кавалеровский и Тернейский муниципальные районы, Дальнегорский городской округ), особый противопожарный режим на территории края введен только 12 октября после вмешательства прокуратуры края.

Кроме того, проверочными мероприятиями установлено ненадлежащее выполнение краевыми государственными бюджетными учреждениями «Приморская авиабаза» и «Примлес»противопожарных мероприятий, тушения лесных пожаров, в том числе по причине отсутствия необходимой техники, оборудования и инвентаря.

К примеру, в Ольгинской пожарно-химической станции Приморской авиабазы длительное время находится в неисправном состоянии бульдозер, а необходимые с учетом особенностей местности плавсредства, а также оборудование для перевозки тяжелой техники, отсутствуют. Однако своевременных мер для ремонта и приобретения указанной техники руководством КГБУ «Приморская авиабаза» не принято. В Тернейском отделении указанного учреждения имеется пожарный автомобиль, который, однако, используется только для перевозки людей, по причине отсутствия обученного работника для использования пожарной машины по назначению! Аналогичные факты вскрыты в Спасском отделении Приморской авиабазы, расположенном в с. Черниговка.

Из 160-ти находящихся на балансе КГКУ «Примлес» единиц автомобильной техники в технически исправном состоянии находятся только 65 (!), 68 единиц транспорта – неисправны и требуют капитального ремонта, 27 единиц – ремонту не подлежат. Однако до настоящего времени необходимые бюджетные средства на исправление указанной ситуации департаментом лесного хозяйства края не выделены.

В свою очередь, ненадлежащая работа по ликвидации лесных пожаров приводит к их возобновлению и увеличению площади пройденной огнем территории.

Так, 3 октября КГБУ «Приморская авиабаза» обнаружен лесной пожар в Тернейском муниципальном районе на площади 60 га, через 9 дней учреждение сообщило о ликвидации этого пожара на площади 340 га и прекращении в связи с этим работ по его тушению. Однако уже 16 октября данный пожар возобновлен и действует в настоящее время на площади 15 га.

По состоянию на 13 октября в КГБУ «Приморская авиабаза» имеется 49 вакантных мест (из 388) сотрудников, уполномоченных на тушение лесных пожаров, что негативно отражается на противопожарном состоянии лесного фонда Приморского края, качестве проводимых учреждением мероприятий, направленных на исполнение государственного задания.

По фактам выявленных нарушений Главе региона нами неоднократно вносились представления (10.04.2017, 09.06.2017), последнее из них – буквально на прошлой неделе.

Среди прочих нарушений, обращено внимание на недостаточную численность должностных лиц, уполномоченных на осуществление федерального государственного лесного надзора, в том числе на патрулирование лесов, численность которых, с учетом площади земель лесного фонда края свыше 11950 тыс. га, должно составлять не менее 430 человек, тогда как по факту трудовую деятельность на территории края осуществляют 360 человек, что требует трудоустройства еще не менее 70 человек.

В текущем году прокурорское вмешательство требовалось не только в связи с бездействием органов местного самоуправления, нарушения выявлялись в деятельности органов полиции, Главного управления МЧС, управления Росприроднадзора, Администрации края, департамента лесного хозяйства, краевого учреждения «Приморское лесничество», хозяйствующих субъектов, в том числе арендаторов лесных участков.

К примеру, несмотря на многочисленные нарушения требований пожарной безопасности в лесах со стороны местного населения, за текущий период 2017 года органами полиции возбуждено всего 40 дел об административных правонарушениях!

В Чугуевском, Тернейском, Ольгинском, Партизанском, Лазовском, Красноармейском муниципальных районах, Партизанском, Артемовском и Уссурийском городских округах, где зафиксировано значительное количество пожаров, произошедших по вине граждан, сотрудниками полиции не составлено ни одного протокола об административных правонарушениях, а также не проведено ни одного административного расследования.

По данному факту начальнику УМВД России по приморскому краю внесено соответствующее представление.

За 9 месяцев 2017 года должностными лицами Главного управления МЧС России по Приморскому краю составлено 709 протоколов об административных правонарушениях в связи с выявленными нарушениями при проведении сельскохозяйственных палов, очистке минерализованных полос и др. В то же время, нами выявлялись факты бездействия со стороны ряда территориальных подразделений Управления МЧС.

К примеру, на территории Дальнегорского городского округа в текущем году зарегистрировано 18 лесных пожаров, однако результатом «напряженной» работы соответствующего территориального подразделения Управления МЧС явились два административных материала в отношении двух нарушителей, допустивших сжигание сухой растительности, мусора, и разведение костров.

Аналогичные факты неисполнения обязанности по организации государственного контроля (надзора) в сфере обеспечения пожарной безопасности послужили основанием для принятия мер реагирования прокурорами Кавалеровского, Кировского, Ольгинского, Хорольского районов края, прокурором города Находки, и Лесозаводским межрайонным прокурором. По результатам рассмотрения представлений приняты меры к устранению нарушений.

По инициативе прокуратуры края департаментом лесного хозяйства проведены проверочные мероприятия в отношении 46-ти лесопользователей, по результатам которых выдано 43 предписания об устранении нарушений закона, составлено 57 протоколов об административных правонарушениях.

По результатам прокурорских проверок в текущем году выявлено 240 нарушений закона в сфере охраны лесов и населенных пунктов от природных пожаров, с целью устранения которых внесено 143 представления, в отношении виновных лиц возбуждено 17 дел об административных правонарушениях, 14 лиц привлечено к административной ответственности, 1 лицо предостережено.

С приближением зимы острой проблемой становится обеспечение приморцев дровами. За 9 месяцев текущего года в департамент лесного хозяйства поступило более 11 тысяч заявлений о заключении договоров купли-продажи лесных насаждений для собственных нужд граждан, однако в настоящее время заключено порядка 100 таких договоров.

Причиной подобной ситуации явилось, в том числе, непринятие департаментом лесного хозяйства края своевременных мер по проведению лесоустройства в связи с отсутствием необходимого финансирования, в том числе за счет средств краевого бюджета.

По нашей инициативе на 40 миллионов рублей увеличены бюджетные ассигнования на реализацию краевой госпрограммы «Развитие лесного хозяйства в Приморском крае» на реализацию полномочий в указанной сфере.

Требует совершенствования действующее нормативно-правовое регулирование отношений в указанной сфере. Ни краевой Закон «Об использовании лесов в Приморском крае», ни подзаконные акты, принятые Администрацией края во исполнение данного закона, не содержат нормативных положений, препятствующих недобросовестным лицам злоупотреблять предоставленным правом.

Также до настоящего времени не обеспечено право граждан на заключение договоров купли-продажи лесных насаждений посредством обращения в МФЦ, что значительно затрудняет реализацию их прав, особенно граждан, проживающих в отдаленных от краевого центра населенных пунктах и, соответственно, не имеющих доступ к Порталу государственных услуг.

На указанные нарушения нами неоднократно указывалось в представлениях адресованных Губернатору края, однако каких-либо действенных мер в целях исправления сложившейся ситуации не принято.

Решению обозначенных проблем, в первую очередь, будет способствовать дополнительное финансирование мероприятий в сфере лесопользования, в том числе охраны лесов от природных пожаров, а также усиление контроля за деятельностью департамента лесного хозяйства и подведомственных ему учреждений, надлежащая организация мониторинга ситуации.

Очевидно, что проблема стала системной и требует Вашего постоянного внимания.

Анализ состояния законности при обеспечении земельными участками, семей, имеющих трех и более детей, свидетельствует о явной недостаточности объемов бюджетных ассигнований, предусмотренных краевым бюджетом на 2017 год на указанные цели.

Так, из 7634 предоставленных многодетным семьям земельных участков фактически обеспечено электросетями - 1249, водопроводом - 233, сетями канализации - 201, транспортной инфраструктурой - 2090 земельных участков.

Краевым бюджетом на 2017 год предоставление субсидий муниципальным образованиям края на обеспечение земельных участков для указанной категории граждан транспортной инфраструктурой предусмотрено в размере 148 522,14 тыс. рублей, из которых трем муниципальным образованиям уже распределено 126 842 тыс. руб.; предоставление субсидий муниципалитетам на обеспечение земельных участков для указанной категории граждан инженерной инфраструктурой предусмотрено в размере 25 000 тыс. руб., которые в полном объеме предоставлены трем муниципальным образованиям.

При этом, предоставление данных мер финансовой поддержки (субсидий) на указанные цели требуется для органов местного самоуправления 15 муниципальных образований.

Учитывая имеющуюся проблематику, прокуратурой края о состоянии законности в сфере предоставления земельных участков многодетным семьям ранее проинформирован Губернатор края. Между тем, какие-либо меры в целях исправления сложившейся ситуации, в том числе по корректировке государственных программ и объемов финансирования, не приняты.

Указанное обстоятельство свидетельствует о необходимости более ответственного подхода депутатского корпуса при рассмотрении вопроса о формировании расходов краевого бюджета на 2018 год.

И еще один важный вопрос, которого я бы хотел коснуться в отведенное регламентом время.

Несмотря на продолжающуюся в течение трех последних лет тенденцию по снижению преступности, в крае неуклонно растет удельный вес преступлений, совершенных лицами, ранее привлекавшимися к уголовной ответственности, а также в состоянии наркотического и алкогольного опьянения.

9006 преступлений совершены лицами, ранее совершавшими преступления, в том числе 4713 - имеющими неснятую или непогашенную судимость, из них 210 преступлений совершены лицами условно-досрочно освобожденными от отбывания наказания в виде лишения свободы, 651 - условно осужденными за предыдущие преступления.

Доля повторных преступлений от общего количества выявленных составила 32,4 %, а от раскрытых - 63,6 %.

Основным видом преступлений, преобладающим в структуре повторной преступности, являются кражи, по фактам совершения которых в текущем году возбуждено 2744 уголовных дела, а также преступления, предусмотренные ст. 119 УК РФ.

В соотношении с общим количеством зарегистрированных преступлений, значительно число совершенных лицами, ранее привлекавшимися к уголовной отвественности, грабежей, разбойных нападений, угонов автотранспортных средств.

Особо обращает на себя внимание тот факт, что в текущем году практически каждое второе убийство, а также более чем каждое второе причинение телесных повреждений, повлекшее тяжкий вред здоровью человека или смерть, совершено лицами, ранее совершавшими преступления.

Из 40 зарегистрированных в текущем году преступлений против половой свободы (или неприкосновенности), 20 преступлений совершены лицами, ранее совершавшими преступления.

В большинстве повторные преступления совершены мужчинами в возрасте от 30 до 39 лет, всего к уголовной ответственности за 9 месяцев 2017 года привлечено 3066 человек такой возрастной категории.

Анализ причин совершения повторных преступлений свидетельствует о том, что в большинстве случаев их совершению способствуют совокупность социальных факторов: отсутствие социальных связей, постоянного места жительства, а также дефицит рабочих мест, злоупотребление спиртными напитками и употребление наркотиков, корыстные мотивы.

Решение проблем профилактики повторной преступности может быть максимально эффективным только в случае использования комплексного подхода к устранению причин и условий, способствующих их совершению.

В этом году по нашей инициативе Законодательным Собранием разработан и принят Закон Приморского края «Об отдельных вопросах в сфере профилактики правонарушений в Приморском крае», вовлекающий в орбиту профилактики преступности целую систему органов региональной и местной власти.

Однако на практике освободившиеся из мест лишения свободы лица оказываются один на один с проблемами жилья, быта, трудоустройства, медицинской помощи и др.

Но это наши люди, они жители Приморского края, и власть должна ими заниматься!

В текущем году в развитие наших предложений, Комитетом по региональной политике и законности разработан законопроект, обеспечивающий квотирование рабочих мест для граждан, особо нуждающихся в социальной защите и испытывающих трудности в поиске работы, к числу которых, в том числе отнесены лица, освободившиеся из мест лишения свободы, граждане, прошедшие курс лечения и реабилитации от наркотической зависимости, алкоголизма и токсикомании.

В связи с особой актуальностью данного документа для Приморского края, призываю вас в ближайшее время приступить к его обсуждению и принятию.

В целях профилактики рецидивной преступности следует на законодательном уровне закрепить право лиц, освободившихся из мест лишения свободы, на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, социальных пособий и субсидий за счет средств краевого бюджета. Кроме того, следует проработать вопрос о формах и способах поддержки производственной деятельности исправительных учреждений УИС Приморского края.

Ресоциализация лиц, повторно совершающих преступления, позволит значительно снизить общий уровень преступности в крае, а значит, сделает жизнь людей безопасной, а экономику региона – более привлекательной для инвесторов.

Уважаемый Александр Иванович!

Уважаемые депутаты!

Мы создаем с вами хорошую традицию - ежегодно на площадке краевого парламента в преддверии принятия важнейшего финансового документа – краевого бюджета на очередной финансовый год, обозначать «болевые точки» в жизни Приморского края, требующие нашего внимания, поскольку от оперативности и результативности наших совместных действий во многом зависит их скорейшее разрешение.

В прошлом году обновленный состав депутатского корпуса активно подключился к решению насущных проблем Приморского края, что позволило придать ускорение строительству краевого онкологического диспансера, добиться увеличения финансирования расходов на организацию питания несовершеннолетних воспитанников образовательных организациях с круглосуточным пребыванием детей, законодательно закрепить вопросы профилактики правонарушений в Приморском крае.

Но значительное количество насущных вопросов нам предстоит еще решать!

В крае остро стоят вопросы обеспечения земельными участками многодетных семей, реализации закона о Дальневосточном гектаре, плодородия почв, точечной застройки, нестационарной торговли! Всего и не перечесть! Это широкое поле для нашей совместной деятельности на благо жителей Приморского края!

Желаю успехов в этой работе, и всего самого доброго, надеюсь на Ваше деятельное участие в решении обозначенных мною проблем.

Благодарю за внимание!

Новости партнеров

Жизнь региона