2018-02-22T13:50:27+10:00 2018-02-22T13:50:27+10:00

Офицер ВС РФ: «С войны не возвращается никто»

Ветеран боевых действий – о службе, мире и памяти

22 февраля 2018, 13:50
Алена Теплова

Фото: Из личного архива героя публикации
Фото: Из личного архива героя публикации | Офицер ВС РФ: «С войны не возвращается никто»

Беседовать с действующими военными сложно: нужно не только тщательно подбирать вопросы – ведь многие темы для собеседника рискуют оказаться слишком болезненными, но и обойти условия секретности. И разумеется, все самое интересное для журналиста и читателя всегда остается под тем самым пресловутым грифом «Секретно»… В День защитника Отечества PRIMPRESS все же смог поговорить с офицером Российской армии, ветераном боевых действий, выпускником приморского ТОВВМУ. О том, о чем можно говорить без нарушения всяческих подписок и законов: о быте, эмоциях, отношениях в семье и о мирной жизни.

Чтобы стать офицером, необходимо отдать несколько лет учебе. Выпускникам любой мирной специальности приходится слышать на первой работе: «Забудь все, чему тебя учили». А как с этим обстоят дела у военных?

– Как правило, срок обучения в военном училище составляет пять лет (высшее образование), три года (среднее специальное). Соответственно, после выпуска присваивается звание лейтенанта или прапорщика и происходит распределение в войска (соответственно профилю учебного заведения). Полученных за время учебы знаний хватает для успешного выполнения любых поставленных задач. По приходе в часть уже обучают нюансам службы в конкретной части.

– Была бы возможность воспользоваться машиной времени – пошел бы на службу снова?

– Если вернуть время назад, то, несомненно, снова сделал бы выбор связать свою жизнь со службой в армии. Своим детям с детства буду объяснять, что такое армия и для чего она нужна. Если у них будет желание, то хочу, чтобы пошли по моим стопам. Сейчас от части занимаюсь с детьми в школе патриотическими занятиями – буквально в этот понедельник проводили урок мужества в подшефной школе.

– А как относишься к срочной службе?

– За год сложно подготовить профессионала, работающего на сложной технике, но я считаю, что она все же нужна, чтобы обучить основам службы. Многие после срочной службы остаются служить по контракту.

– Как близкие относятся к твоей службе?

– Зачастую служба связана с различного рода разъездами – командировками, очень часто не бываю дома. Это, пожалуй, самый трудный момент – долгие расставания с близкими, но семья относится с пониманием и всегда ждет дома. Когда тылы прикрыты, то лишний раз не беспокоишься по этому поводу. К сожалению, бывают случаи, когда из-за долгого расставания семьи распадаются, но это отдельные исключения, а не правила.

За заслуги всегда положены награды. Они радуют или просто отправляются пылиться на полочку?

– Награды, даже если это просто благодарность, – это всегда приятно. Полученные грамоты, подарки, медали и значки бережно храню.

– Что вообще положено получать от государства – форму, какое-то снаряжение? Приходится ли тратиться на такие вещи?

– За последнее время снабжение сильно изменилось, однозначно в лучшую сторону. Резкой необходимости покупать что-либо нет. Но по желанию какие-то отдельные элементы лучше качеством все же покупаю сам.

– Какие армейские традиции особенно цепляют?

– Третий тост. В определенной среде за столом традиционно третий тост выпивается за тех, кого с нами больше нет. В этот момент вспоминаются все ушедшие друзья и товарищи, а также самые грустные и страшные моменты. С первых дней срочной службы командиры объясняют, что военные должны быть готовы в любой момент к войне. Без всяческих разговоров и лишних мыслей выполнить поставленную задачу. В том числе стойко и мужественно переносить все тяготы и лишения военной службы. Само собой, при выполнении боевых (учебных) задач зачастую приходится организовывать несложный быт, жить без каких-либо условий, но к этому довольно быстро можно привыкнуть. Отвечу на самый часто задаваемый вопрос для военных: «Страшно ли на войне?» – отвечаю: «Да, страшно».

Как бы то ни было, с войны не возвращается никто, частичка человека в любом случае остается там. Первое время непривычно ходить без бронежилета и оружия, не хватает громких звуков работы артиллерии, авиации, взрывов. Когда слышишь хлопок или просто громкий звук, пригибаешься. Постепенно жизнь налаживается, воспоминания притупляются, и человек возвращается к мирной жизни, но бывают моменты, когда все это вспоминается...

Новости партнеров

Интервью