2018-04-17T15:11:00+10:00 2018-04-17T15:11:00+10:00

Стивидоры Находки инвестируют в экологию

В городских портах проводится современная природоохранная политика

17 апреля 2018, 15:11

Фото: из архива
Фото: из архива | Стивидоры Находки инвестируют в экологию

На фоне кампании по общественному осуждению стивидоров, которые занимаются перевалкой угля на экспорт, мало внимания обращается на социально-экономическую значимость этих предприятий для Приморья и Находки. На примере «самого молодого» стивидора — резидента СПВ ООО «Порт Ливадия» хотелось бы показать, что делают предприятия в плане собственного развития и охраны окружающей среды.

Удачливый инвестор

Генеральный директор ООО «Порт Ливадия» — самого нового предприятия на рынке стивидорных услуг Находки — Василий Васильев (на фото) окончил Дальрыбвтуз по профессии «эксплуатация водного транспорта», а также аспирантуру по специальности «организация промышленного рыболовства». Работал в РК «Новый мир» начальником добычи. В 1990-е возглавил находкинскую рыболовную компанию «Посейдон».

Успешно работающий «Посейдон» затем приобрел пришедший в банкротство Гайдамакский судоремонтный завод, расположенный в бухте Ливадия. Здесь компания ремонтировала как собственный флот, так и рыболовные, военные и торговые суда практически со всего Дальнего Востока.

Переименованный в Ливадийский, завод под руководством Василия Васильева внедрял новые технологии судоремонта, выполнял поставленные перед ним задачи. Компания «Посейдон» решала в районе Ливадии, кроме того, многие социальные задачи — построила православную церковь, выпускала местную многотиражную газету «Рыбацкая Ливадия».

Василий Васильев организовал на базе Гайдамакского судоремзавода судостроительный участок. Его отец возглавил конструкторское бюро, где создавались проекты рыболовных судов разных модификаций, в том числе среднетоннажных траулеров. «Посейдон» выпустил более 30 малых судов для прибрежного рыболовства. Среди них — среднетоннажный траулер-морозильщик «Валерий Маслаков», построенный совместно с большекаменским заводом «Звезда», который до сих пор работает в Охотском и Беринговом морях. Примечательно, что такие проекты удалось реализовать практически без всякой поддержки государства, на частные инвестиции, когда разговоров о «квотах под киль» и налоговых льготах для судостроителей даже не велось. Пример для Приморского края редкий.

В конце 2010 года генеральный директор «Посейдона» вышел на заслуженный отдых и продал предприятие. Примечательно, что Ливадийский ремонтно-судостроительный завод сохранил свою специализацию, сегодня входит в холдинг «Доброфлот» и продолжает развиваться.

От металла к углю

На пенсии Василий Васильев, однако, отдыхал недолго. Энергичному предпринимателю и способному руководителю хотелось попробовать силы в новом для себя деле — на пользу семье и родному городу.

В то время административный комитет СЭЗ «Находка» распродавал свои активы. На реализацию был выставлен, помимо прочих, недостроенный лесной порт, расположенный на мысе Астафьева. Сооружался порт на государственные и частные инвестиции с перспективой переработки навалочных грузов. Как известно, проект свободной экономической зоны не удался, порт оказался никому не нужным. Однако Василий Васильев увидел в проекте перспективу и вложился.

Потребовались годы напряженной работы и значительные инвестиции на достройку порта. На территории снесли сопку, вывезли тысячи тонн грунта, проложили железнодорожную ветку со строительством тупиков. Были построены два глубоководных причала длиной 174 и 80 метров, проведено бетонирование земельного участка площадью 2,5 га, предназначенного для хранения и перевалки грузов с вагонов и автотранспорта, — при соблюдении всех необходимых требований по охране окружающей среды и технике безопасности. Производительность порта была увеличена в четыре раза.

«Наши причалы расположены на окраине города, где нет жилых многоэтажек и социальных объектов... С трех сторон причалы окружены сопками».

Терминал сдали в эксплуатацию и стали принимать первые суда. Первоначально порт работал с генеральными грузами, однако затем генгрузов стало мало. Переключились на металлолом, стекло, которое отправлялось в Корею. В сентябре 2016 года получили статус резидента свободного порта Владивосток.

«Мы строились не как предприятие под перевалку угля и сегодня отправляем разные грузы, — отметил Василий Васильев. — Но возник ажиотаж, было много просьб со стороны контрагентов принимать твердое топливо. Известно, что сегодня угольщики ищут любые возможности нарастить объемы отгрузки. С февраля 2017 года мы занялись перевалкой каменного угля в страны АТР».

В связи с этим производственные мощности расширились. В дополнение к трем портовым башенным кранам предприятие закупило два бульдозера, три погрузчика, два манипулятора и иную спецтехнику. За неполный минувший год ООО «Порт Ливадия» вышло на отметку в 300 тысяч тонн угля.

Сегодня на предприятии работают 52 человека. Как резидент свободного порта Владивосток благодаря имеющимся льготам ООО «Порт Ливадия» имеет возможность развиваться и выплачивать хорошую заработную плату — 70–100 тысяч рублей. Вместе с тем и ежегодные отчисления налогов в бюджеты составляют десятки миллионов.

«Развитие порта требует постоянных инвестиций, — отмечает Василий Васильев. — В развитие мы вкладываем всю полученную прибыль. Постоянно что-либо требуется восстанавливать или заменять. Будем обновлять краны, к имеющимся двум путям отстроим еще два. В таком случае терминал сможет принимать около 60–64 вагонов одновременно».

Курс на ускоренное развитие Дальнего Востока не в последнюю очередь зависит от угольщиков и стивидоров. О характерном изменении государственной политики свидетельствует факт, что увеличения грузооборотов от портов требует сегодня даже ОАО «РЖД».

Когда пыли нет

Мешает реализации «погрузочных амбиций» низкая пропускная способность тех же самых железных дорог. Другой огромной проблемой остаются требования к стивидорам, которые выдвигаются экологами, населением и властями.

Корреспонденты PRIMPRESS посмотрели, как идет погрузка. Здесь работает ООО «Порт Ливадия», левее, на соседней территории, грузит твердое топливо другой стивидор. Притом что воздух воспринимается органами дыхания как куда менее загрязненный, чем, допустим, в городе Владивостоке. Едва порывы ветра усилились, погрузка временно прекращается. По нормативам работы приостанавливаются при силе ветра свыше 10 метров в секунду. На деле стивидоры не ждут усиления порывов до такой мощности. Едва появляются небольшие облачка пыли, погрузка прекращается.

Виды на сопку Брат, находящуюся в 10 км от терминала, и Находку.

«Наши причалы расположены на окраине города, где нет жилых многоэтажек и социальных объектов, — говорит Василий Васильев. — С трех сторон причалы окружены сопками. В случае, если с моря задувает северо-западный ветер и поднимается на производственной площадке пыль, мы сразу же задействуем систему пылеподавления. При усилении ветра приостанавливаем производство. С тем, чтобы судно простояло на рейде лишние сутки, проблемы не возникает. Чистый воздух дороже. Все это — в русле обязательных мероприятий по охране окружающей среды».

Напротив терминала, за много километров, на противоположном берегу бухты, отлично видны знаменитые сопки Брат и Сестра.

«Люди возмущаются по поводу угольной пыли, и их реакцию я считаю правильной, — говорит Василий Васильев. — Сегодня стивидоры стали принимать меры. Важно правильно построить системы полива».

Предприятия и мероприятия

ООО «Порт Ливадия» «повезло» зайти на рынок перевалки угля в тот момент, когда к стивидорам начали предъявлять строгие экологические требования. Хотя объемы перевалки еще достаточно небольшие (чуть более процента от общего объема в Находке), контролирующие и проверяющие органы проявляют повышенное внимание. В «Порту Ливадия» было несколько проверок, и из всех терминалов к этому меньше всего замечаний. Предельно допустимые нормы содержания угольной пыли в воздухе не превышаются.

Между тем требования становятся все строже, в случае их невыполнения стивидоров преследуют суровыми штрафными санкциями, вплоть до приостановки работы предприятия. Прецеденты уже имеются.

«По сути, у нас открытым способом осуществляется только выгрузка угля из вагонов, погрузка на судно — закрытого типа, — говорит Василий Васильев. — Операции осуществляются при помощи транспортера — это обеспечивает беспыльное заполнение трюмов судна. Службой главного инженера порта разработан план пылеподавления, который постепенно внедряется. К осени будет установлена водяная завеса над местом выгрузки вагонов, что сделает их выгрузку беспыльной. Идет процесс замены существующих бетонных ограждений на более высокие — 4,5-метровые с дальнейшей установкой на них защитных экранов. Затраты на экологию только в нынешнем году составят около 30 миллионов рублей, включая покупку нового транспортера. К осени нынешнего года за счет применения современных технологий при погрузке угля на судно, а также других технических решений мы добьемся того, чтобы воздух в районе порта соответствовал существующим нормам».

В собственности ООО «Порт Ливадия» — установка DS-60 (водяная пушка) с углом вращения 320 градусов и дальностью орошения 60 метров. Устройство используется во время чистки угля — к ней построен теплый бокс, проведен трубопровод для обеспечения водой. Работает поливальная установка Mitsubishi Canter на базе автоцистерны для ежедневного орошения штабеля угля и производственной площадки во время погрузочно-разгрузочных работ, а также полива внутренних дорог и проездов. Сотрудники на работе обязательно пользуются средствами индивидуальной защиты.

Компания включила в работу очистные сооружения. Основные функции по очистке сточных, ливневых, талых, замазученных вод выполняет современная установка «КУБОСТ-7» производительностью семь литров в секунду. С помощью фронтального погрузчика марки «Либхерр-550» регулярно в течение рабочего дня проводится зачистка складской площади, чтобы ветер как можно меньше разносил угольную пыль. В целях минимизации воздействия перевалки на окружающую среду в апреле воздуходувки, используемые при зачистке железнодорожных вагонов, планируется заменить на более современные. Такие, где вместе с воздухом одновременно распыляется вода.

Редкий перерыв в работе водяной пушки — на техосмотр.

«Прекрасно понимаем, насколько серьезное производство — перевалка угля, — утверждает Василий Васильев. — Стараемся направлять инвестиции в экологическую безопасность. Только на строительство бетонной защитной стенки ушло более 4 млн рублей. В нынешнем году планируем в два раза увеличить грузооборот за счет не пылящих грузов. Соответственно, возрастут издержки на охрану окружающей среды. Сейчас мы подбираем специальные пологи, которыми закроем транспортер во время погрузочно-разгрузочных работ. Осенью планируем приобрести незамерзающую присадку бишофит, предназначенную для снижения выбросов угольной пыли в воздух. Она разводится с водой и через пушку разбрызгивается в виде гелеобразной суспензии, покрывая пленкой штабели с углем и территорию».

Отметим, что на сегодняшний день «Порт Ливадия» — единственный стивидор, являющийся резидентом свободного порта, который выполнил свои обязательства по инвестициям. Значительная доля средств направлена на экологические мероприятия.

Инженер по охране окружающей среды ООО «Порт Ливадия» Айтана Гафарова рассказала, что на границе производственной базы и санитарно-защитной зоны специалистами Находкинского центра гигиены и эпидемиологии ежемесячно проводятся замеры концентрации в атмосфере диоксида кремния на соответствие требованиям СанПиНа. Предельно допустимая концентрация никогда не превышает нормы. А последняя проверка Находкинской транспортной прокуратуры не выявила на территории порта никаких грубых нарушений. Вскоре в двух контрольных точках будут производиться постоянные замеры — среднесуточные и максимальные разовые по содержанию диоксида кремния.

Вместе с тем, по мнению портовиков, вопрос излишне политизирован. Перевалка угля — одна из основ экономики Находкинского городского округа. Сегодня миллионы тонн твердого топлива — основной груз, отравляемый на экспорт: в Китай, Корею, Японию. Важен уголь не только для портовиков, но и для угольной отрасли, железной дороги.

Однако есть люди, которые используют проблему угольной пыли для решения собственных политических задач через будирование общественного мнения, экологов.

Конечно, проблема загрязнения воздуха существует, но представители отрасли считают, что она решаема. Притом что вопрос наиболее актуален в холодное время, когда уголь сухой. Весной, после первых дождей, пыли практически нет. В запасе у стивидоров — несколько месяцев.

«Пылить нельзя! — отрезает Василий Васильев. — Готовы даже свернуть все работы на зимний сезон, если по какой-то причине не получится справиться с пылью. Но, уверен, к нынешней зиме мы подготовимся. Все для этого есть — и современные технологии, и специалисты, любящие свой труд и свой город».

Новости партнеров

Жизнь региона