2018-06-27T11:32:32+10:00 2018-06-27T11:32:32+10:00

Правительство достанет «Звезду»

Новую инициативу придумали в федеральном центре

Правительство России намерено с 2019 г. запретить морскую перевозку нефти, газа и угля, добытых в Арктике, судами иностранной постройки. Если это произойдет, то НОВАТЭКу — главному грузоотправителю в северных широтах — придется заказывать на российских верфях 15 новых судов общей стоимостью около $5 млрд. Их получит верфь «Звезда», строящаяся на Дальнем Востоке под контролем «Роснефти» Игоря Сечина. 

Об инициативе Минпромторга, который направил в Правительство РФ законопроект с поправками в Кодекс торгового мореплавания, сообщает «Коммерсант» со ссылкой на свои источники. Этот документ бьет по интересам сырьевых компаний, добывающих минеральные ресурсы в российских северных широтах, — прежде всего, по компании НОВАТЭК Леонида Михельсона. НОВАТЭК — крупнейший грузоотправитель по Северному морскому пути (СМП). В декабре 2017 года он запустил на Ямале завод «Ямал-СПГ» общей мощностью 16,5 млн тонн сжиженного природного газа (СПГ) в год.

Для вывоза СПГ НОВАТЭК использует 15 газовозов класса Arc7, все они построены за рубежом. Один газовоз принадлежит «Совкомфлоту», другие — иностранным компаниям. К 2025 г. холдинг Леонида Михельсона должен обеспечить до половины грузопотока по СМП, который составит, по прогнозам федеральных властей, 80 млн тонн в год.

В мае СМИ рассказывали о планах НОВАТЭКа создать собственную судоходную компанию, которая займется управлением грузовым флотом и судами обеспечения. При этом не сообщалось, собирается компания покупать действующие на рынке суда или заказывать новые, но строительство судов за рубежом, а не в России, позволило бы сократить издержки: корейские верфи построят газовозы быстрее и дешевле отечественных судозаводов.

Чтобы выполнить требования нового закона Минпромторга, НОВАТЭКу придется заказывать суда на российских верфях. Один СПГ-танкер Arc7 стоит около $330 млн, то есть общий заказ обойдется НОВАТЭКу не менее чем в $5 млрд. «Совкомфлоту», владеющему одним СПГ-танкером, также придется искать ему новое применение.

Считается, что федеральная инициатива обеспечит загрузку судозавода «Звезда», который в  Большом Камне строит «Роснефть» Игоря Сечина. В 2017 г. «Роснефть» заключила со «Звездой» соглашение на строительство 12 танкеров класса Arc6 и Arc7, как бы предвидя появление законопроекта Минпромторга.

Как утверждают судостроители, сейчас в России нет верфей с производственными мощностями, позволяющими строить крупные танкеры и суда для перевозки СПГ. Поэтому судовладельцы заказывают корабли на корейских заводах. Первым российским заводом, который сможет конкурировать с корейскими, станет «Звезда»: в 2019 г. на заводе сдадут в эксплуатацию сухой док, обеспечивающий необходимые условия для строительства крупнотоннажных грузовых судов.

Впрочем, для судовладельцев и грузоотправителей в законопроекте Минпромторга предусмотрена возможность использования иностранных судов. Для этого заинтересованная сторона должна будет убедить кабмин в невозможности использовать корабли российской постройки для перевозок.

НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ