Трехсторонний проект компаний «Терминал Астафьева» (Россия), Schade (Германия) и Marubeni (Япония) по строительству первого на Дальнем Востоке экологически чистого терминала сыпучих грузов закрытого типа в городе Находке был представлен на четвертом Восточном экономическом форуме, проходившем 11-13 сентября во Владивостоке, в кампусе ДВФУ на острове Русском, сообщает PRIMPRESS. Проект, реализуемый во исполнение распоряжения президента РФ о переводе угольных терминалов Находки на закрытый тип перевалки, станет пилотным для всего Дальнего Востока.
Еще 25 мая на Санкт-Петербургском международном экономическом форуме был подписан меморандум о сотрудничестве между руководством корпорации Marubeni и генеральным директором ОАО «Терминал Астафьева» Русланом Кондратовым в присутствии председателя совета директоров японской корпорации MarubeniТэруо Асада и врио губернатора Приморья Андрея Тарасенко.
Ранее предварительное соглашение о сотрудничестве было подписано во Владивостоке между компаниями Schade и Marubeni в присутствии Андрея Тарасенко. По условиям соглашения сторонам предстоит в течение шести месяцев разработать техническое задание на проектирование комплекса по закрытому хранению и перевалке угля на «Терминале Астафьева». Это первый подобный проект не только в Приморском крае, но и на всем Дальнем Востоке. Аналогичные закрытые технологии перевалки угля успешно применяются в Европе и странах Азиатско-Тихоокеанского региона. Строительство подобных комплексов занимает от 1,5 до 2 лет.
И вот сейчас можно с уверенностью сказать, что реализация проекта уже началась.
Как рассказал исполнительный директор корпорации Marubeni г-н Окада, недавно был заключен контракт с японской консалтинговой компанией Oriental Consultants на составление технико-экономического обоснования проекта.
«На основе полученного обоснования мы собираемся создать проект экологически чистого терминала сыпучих грузов закрытого типа на территории Приморья, – сказал г-н Окада. – Наш интерес к этому проекту вызван как раз тем, что именно Приморье является основной экспортной площадкой, через которую российский уголь поступает в Японию и другие страны Азиатско-Тихоокеанского региона. А правительство Японии как раз уделяет большое внимание увеличению российского экспорта. Стоит отметить, что и Министерство Российской Федерации по развитию Дальнего Востока также уделяет особое внимание реализации подобного проекта в Дальневосточном регионе. Видя подобную поддержку власти обеих стран, наша компания и приняла решение включиться в реализацию проекта, основной задачей которого является минимизация воздействия угольной пыли на территорию».
Стоит отметить, что корпорация Marubeni – одна из крупнейших и старейших в Японии (она была основана в 1858 году) – обладает многолетнем опытом в реализации проектов в области железнодорожного транспорта и установок по производству нефти, газа и химии. Является одним из крупнейших поставщиков оборудования в страны Юго-Восточной Азии, Центральной и Южной Америки, Ближнего Востока и Африки. Среди экспортируемых технологий особо выделяется оборудование, предназначенное для эффективной работы крытых угольных складов.
Создание комплекса предусматривает несколько этапов. На первом (2017-2018 годы) осуществляется строительство закрытого двухуровневого контура пыле-и ветрозащитных экранов по периметру территории перегрузочного комплекса «Терминала Астафьева» общей площадью 21,5 тысячи квадратных метров с установкой внешнего контура (металлических панелей) высотой 22 метра (25 метров со стороны причала). Использование одновременно пассивной и активной (снегогенераторы и водяные пушки) системы пылеподавления позволяет значительно снизить воздействие пыления от перегрузки угля на окружающую среду.
На втором этапе (2018-2020 годы) производится возведение навесной арочной конструкции над зоной грузового железнодорожного фронта терминала высотой 30 метров. Навесная конструкция целиком накроет зону выгрузки вагонов на железнодорожном грузовом фронте, что позволит принципиально снизить выбросы пыли в окружающую среду.
На третьем этапе (2018-2020 годы) будет произведено строительство купольных хранилищ и переходов на закрытую перевалку угля с использованием полупортальных реклаймеров, имеющих заборное устройство в виде скребкового контейнера. Для подачи груза на стационарный конвейер реклаймер снабжен передвижным бункером. Использование полупортальных скребковых машин предполагает работу внутри закрытого контура, что полностью исключает контакт угля с окружающей средой при перевалке.
Стоит отметить, что ограничение контакта угля с окружающей средой происходит на всем протяжении обработки груза, начиная с выгрузки из полувагонов и заканчивая погрузкой в трюм судна. Выгрузка из полувагонов будет производиться в выгрузочной галерее с помощью вагоноопрокидывателей. Перемещение груза – с помощью стационарного ленточного конвейера, погрузка в трюм судна – с помощью мобильной судопогрузочной машины непрерывного действия, снабженной системой галерей и телескопической трубой, оборудованной системой обыспыления.
Как рассказал генеральный менеджер по вагоноопрокидывателям компанииSchadeLagertechnik Мэтью Джонс, в задачу компании входит поставка вагоноопрокидывателей бокового типа и четырех полупортальных реклаймеров производительностью 1,5 тысячи тонн в час.
Отметим, что немецкая компания SchadeLagertechnik – крупнейший в мире производитель автоматизированного перегрузочного оборудования для терминалов сыпучих грузов и, соответственно, ведущий в мире поставщик оборудования для сыпучих материалов и смешанных слоев.
О переходе на наилучшие технологии перевалки угля в свете разрабатываемой по инициативе полпреда президента РФ в ДФО Юрия Трутнева стратегии развития портов Дальнего Востока говорилось и на панельной дискуссии «Портовая инфраструктура: новые возможности для инвесторов», состоявшейся в первый день работы ВЭФ-2018. Участниками дискуссии в том числе стали представители компании «Терминал Астафьева», корпорации Marubeni и компании Schade.
Как отметили практически все выступавшие, в связи с ожидаемым ростом экспорта угля в страны АТР и активным освоением новых угольных месторождений на Дальнем Востоке роль дальневосточных морских портов кратно возрастает. Соответственно, возрастает и роль баланса между экономической эффективностью компаний-стивидоров и экологической безопасностью их деятельности, роль усиления специализации портов. Свою точку зрения по этому поводу высказал президент ГК «Аква-Ресурсы» Руслан Кондратов.
«Четыре хранилища с применением реклаймеров производства компании Schade позволят нам существенно нарастить объем единовременного хранения угля, увеличить скорость выгрузки, повысить годовой грузооборот, и все это, заметьте, без пагубного влияния на окружающую среду, – сказал Руслан Кондратов. – Хотел бы отметить, что строительство данного комплекса станет на Дальнем Востоке пилотным проектом. Мы рассчитываем, что наши коллеги смогут использовать наработанный нами опыт для модернизации своих терминалов и что мы совместно выполним поручение президента о переходе на закрытый тип перевалки и об увеличении экспорта российского угля в страны Азиатско-Тихоокеанского региона».