Авиадиспетчеры, или диспетчеры управления воздушным движением (УВД) – специалисты, контролирующие и обеспечивающие безопасное и упорядоченное движение самолетов на земле и в воздухе для того, чтобы предотвращать их столкновение, а в особых ситуациях – оказывать экипажу воздушного судна необходимую помощь. Контроль над движением самолета осуществляется с момента запуска двигателя, перед взлетом на аэродроме вылета, до заруливания на стоянку после посадки на аэродроме назначения.
В нашей стране существует всего одно предприятие, которое организовывает безопасность воздушного движения, – Госкорпорация по ОрВД. В разных регионах России существуют его филиалы. Так, Владивосток, Южно-Сахалинск, Благовещенск, Комсомольск-на-Амуре, Николаевск-на-Амуре и Охотск входят в филиал «Аэронавигация Дальнего Востока». В Хабаровске сосредоточена базовая служба.
Получить профессию авиационного диспетчера в России можно в специализированных высших и средних учебных заведениях – Санкт-Петербургском государственном университете гражданской авиации и Авиационно-транспортном колледже при этом университете, Московском государственном техническом университете гражданской авиации, Ульяновском высшем авиационном училище гражданской авиации. Ведущим учебным центром дополнительного профессионального образования единой системы организации воздушного движения РФ является некоммерческое образовательное учреждение «Корпоративный центр подготовки персонала – Институт аэронавигации».
В целях поддержания надлежащего уровня знаний для обеспечения безопасности полетов при обслуживании воздушного движения диспетчер УВД должен периодически подтверждать свою квалификацию: ежегодно (диспетчер УВД 3-го класса), один раз в два года (диспетчер УВД 2-го класса), один раз в три года (диспетчер УВД 1-го класса). Старшие диспетчеры, диспетчеры-инструкторы, диспетчеры УВД должны один раз в три года проходить курсы повышения квалификации по специальности.
Обязательным требованием, предъявляемым к авиадиспетчеру в настоящее время, является знание английского языка в пределах, установленных международными нормами. Диспетчеры УВД, допущенные к работе с применением английского языка, должны проходить языковую аттестацию по английскому языку один раз в три-шесть лет (в зависимости от уровня по шкале оценки языковых знаний).
По психоэмоциональной нагрузке профессия авиадиспетчера является одной из наиболее опасных и ответственных, связанных с техникой и человеческими жизнями.
Авиадиспетчеры контролируют все – от запуска двигателей самолета до посадки и высадки пассажиров. Когда самолет рулит по аэродрому, экипаж работает с первым диспетчером, после взлета связывается со вторым, набирает высоту с третьим. И так далее. У каждого диспетчера свой небольшой участок ответственности.
Диспетчеры, которые работают на вышке, контролируют все происходящее на аэродроме: не только самолеты, но и машины, вспомогательную технику и даже людей. Диспетчер старта руководит взлетом и посадкой, диспетчер руления – всем, что движется по территории аэродрома, под его управлением буксировка, запуск двигателей и руление до ВПП. На втором этаже нашей вышки расположены диспетчерские пункты. Там управление движением самолетов осуществляется по мониторам. Радиолокаторы отслеживают положение самолета и показывают его на экранах, перед которыми располагаются диспетчеры круга и подхода. Первые руководят самолетами в радиусе 60 км от аэродрома. Они дают разрешение на выполнение захода на посадку прилетающим воздушным судам (ВС) и указания о первоначальном наборе высоты вылетающим. Диспетчеры подхода отвечают за движение ВС в области воздушного пространства, ограниченной высотами 1800–5700 м и радиусом от 60 км до 90–200 км. Диспетчер подхода ведет воздушное судно до захода на посадку и передает диспетчеру обслуживания аэродрома. Ну или наоборот, если самолет взлетает. Диспетчер подхода доводит судно до определенного расстояния или высоты и передает диспетчеру, находящемуся в Хабаровске.
Раньше всю информацию диспетчеры передавали голосом – на какой высоте находится, что собирается делать, а на экране локатора отображалась «голая» метка от воздушного судна. В настоящее время современное оборудование, автоматизированная система типа «Синтез», позволяет передавать управление самолетом от диспетчера диспетчеру без голосовых сообщений, через компьютер. Компьютеры показывают формуляры к меткам от воздушных судов, где все видно – необходимую высоту и ту, на которой сейчас лайнер, скорость, азимут и удаление от определенного места и другую необходимую информацию о самолете. Также машина сама видит потенциально конфликтные ситуации и предупреждает диспетчера.
Обслуживание воздушных судов МВЛ над всей территорией Приморского края осуществляет диспетчерский пункт МДП. Это один из самых загруженных по интенсивности и масштабу управления воздушным движением диспетчерских пунктов. Один диспетчер здесь управляет движением над территорией всего Приморского края. Но это управление осуществляется от земли до 2450 метров. Все маленькие вертолеты, самолеты, беспилотники, воздушные шары, аэростаты, все, что над Приморьем, – под управлением одного диспетчера. Почему он самый сложный? Потому что в среднем за 10 часов работы совершается до 200 вылето-посадок. Территория огромная, от мыса Гамова до Бикина. Этот диспетчер взаимодействует непосредственно с авиадиспетчерами круга, подхода, старта Владивостокского центра ОВД, а также с авиадиспетчерами РЦ и МДП Хабаровска. Ночью интенсивность воздушного движения становится меньше – ночных полетов по МВЛ гораздо меньше.