Удэгейский народ живет на земле Приморья с незапамятных времен. Он силен своими традициями и особенностями, о которых мы практически ничего не знаем. Но удэгейка Елена Копылова вместе с дочерью Марией намерены это исправить: каждые две недели они решили собирать приморцев в дальневосточном чуме и рассказывать истории о своем народе. На первой встрече удэгейцы познакомили своих гостей с рецептами традиционной кухни. Участники встречи увидели и попробовали несколько национальных блюд и попытались приготовить их своими руками. Наш корреспондент поучаствовал в нарезке овощей и записал истории, которые рассказала Елена Копылова.
- Мои начинания в продвижении удэгейской культуры в массы всегда поддерживает муж. Естественно, я хочу, чтобы у меня родился внук, который знал, кто его бабушка. Моя дочь Маша в этом году оканчивает школу, и ее уже пригласили в университет на направление «Культурология». Там она будет изучать удэгейскую культуру.
Первая ложка - идолу
Мы издревле идолопоклонники. Поэтому по древнему обычаю в каждом роду и в каждом жилище удэгейцев есть свой бог. Любое дело мы начинаем с преподношения всего самого вкусного вырубленному топором идолу. Первую ложку всего, чем мы будем питаться, отдаем нашему богу, чтобы он на нас не обиделся, чтобы дал нам удачу, чтобы мы все были здоровы. И говорим такие слова: «Мы все пришли к тебе в гости. Дай здоровья всем, кто здесь присутствует. Ты нас прими так, как положено». И можно начинать готовить.
Целебный изюбрь
Готовят удэгейцы не спеша. Пока они режут, их не отвлекает ни телевизор, ни компьютер, ни телефон. Во время готовки из уст раздается национальная песнь, каждый поет о том, о чем думает (поет): сейчас нарежу я салат, придет мой муж с охоты, может, ему повезет и он убьет кабана, а может, наш бог даст в добычу и изюбря. Кстати, на изюбря было запрещено охотиться в январе, эти животные входили в брачный период.
Изюбрь очень ценен. С мая по конец июня молодые неокрепшие рога этого оленя, пока в них есть кровь, перерабатываются. Кровь изюбря целебная, особенно для мужчин.
Дикоросы
Раньше удэгейцы огородов не высаживали, а питались в основном дикоросами. Вместо капусты употребляли большевик – его собирали летом, сушили и солили. Популярностью у удэгейцев пользуются разные виды папоротника. У народа есть собственные способы его обработки: лохматушки рукой снимают в воде, а потом вымачивают, чтобы он не был горьким. Долго не варят, чтобы не расползался. Буквально минутку папоротник должен покипеть, и все – снимаем. Или можно варить папоротник в двух водах: закипел – слить воду, закипел второй раз – слить воду. А потом уже готовый нужно промыть.
Женщины бесправные
Удэгейскую женщину берут замуж, как она созреет, обычно в 14 лет. Родственники будущего мужа приезжают издалека, чтобы не было кровосмешения, и договариваются. Семья жениха может поменять нашу девушку на свою, которую они отдадут в наш род, или заплатить калым. Также можно заключить договор: если у отца одни дочки, а сына нет и некому будет его кормить в старости, зять обязан будет находиться с отцом жены.
После свадьбы муж занимается только охотой, и на этом его обязанности заканчиваются. Все остальное делает женщина. У меня есть фильм 1953 года об удэгейцах. Там такой момент: муж приходит домой, а жена сидит около своего чума. Он ей говорит: «Я там кабана завалил». Жена садится в лодку-оморочку, берет весла, шестом отталкивается от берега и плывет. Муж оставляет приметки, которые понятны только ей, и она по ним добирается до леса. Папоротник выше головы, глухая тайга, комары. Удэгейка доходит до места, где лежит кабан, прямо там его разделывает, одним ножом чуть больше кухонного снимает шкуру и раскладывает его по суставам. Потом она взваливает ношу выше головы на спину и едет домой. А муж сидит, курит трубку и ждет, когда жена еду приготовит.
Молодым людям это очень нравится. Но моя дочка возмутилась этому фильму. У удэгейцев хозяйки всегда были бесправные. Недаром анекдот есть: едет удэгеец в оморочке, трубку курит, а жена гребет. Ему говорят: «Взял бы у жены весло да погреб». А он говорит: «Ей нормально, она гребет». – «А ты что делаешь?» - «А я думу думаю».
Завали медведя
В отличие от хабаровских народностей удэгейцы издавна занимались охотой. Рыбалка тоже была, но не основным занятием. Главной добычей был медведь. Его убивали с конца ноября по январь, потому что в январе, как правило, у медведицы рождались детки и запрещено было вообще беспокоить берлоги в это время.
Был целый ритуал, как поднять медведя из берлоги. Если человек нашел место, где остановился медведь на зиму, он шел к шаману, который благословлял удэгейцев на все начинания. Если шаман одобрял охоту на этого медведя, собиралось все стойбище.
Это также было одним из элементов воспитания детей. На охоту брали ребенка 8-10 лет, и он должен был держать на шесту на вытянутой руке снег все то время, пока поднимают медведя, вплоть до того, когда его уже завалят. Если ребенок испугался, вздрогнул и уронил шест, его на охоту в этом году не привлекали. А если он убегал, то его вообще в охотники не брали.
Рецепты
Салат «Фунгунцай»
Состав:
Тушеная фасоль
Мясо изюбря
Свежий огурец
Лук
Огурец и лук нарезаются сначала кружочками, а потом мелкой соломкой. Фасоль тушится вместе с изюбрятиной на растительном масле.
Салат «Лянцай»
Состав:
Картофель
Мясо изюбря
Мясо тушится на растительном масле. Вместо мяса изюбря можно использовать говядину или нежирную свинину. Картофель режется соломкой и приваривается: опускается в кипящую воду на две-три минуты, а после промывается холодной водой.
Пельмени с изюбрятиной
Состав:
Мясо изюбря
Мясо кабана
Лоба или капуста
Лук
Все ингредиенты можно перемолоть на мясорубке, но в идеале весь фарш режется руками. Овощи и мясо нарезаются мелкими кубиками. Консистенция: на один килограмм мяса один килограмм овощей. Для сочности добавляется растительное масло.
Справка
По данным Всероссийской переписи населения 2010 года, в Приморье проживает 793 представителя народа удэге. Большинство населения находится в селе Красный Яр на севере края.
Традиционная культура удэгейцев формировалась на протяжении многих сотен лет под влиянием других народов. Ее передавали из поколения к поколению, сохраняли и обогащали. Удэгейцы разделены на многочисленные территориальные группы с определенными особенностями. Но, несмотря на этот факт, им удалось создать единые традиции в материальной и духовной культуре, дополнить и обогатить культуры других народов Дальнего Востока.
В китайских источниках удэгейцев называли юй-пьхи да-цзы, та-цзы, тазы, что означает «рыбокожие инородцы». В этнографической литературе XIX-XX столетий они известны под названиями кякла, орочи, орочоны, удэге, удэхейцы. Соседние народы называли удэгейцев кьякала, кяка, олчан, ламка, ламунка, намунка, тозунг.
Раньше удэгейцы были кочевым народом. Тогда основным их жилищем были шалаши и землянки. Их можно было быстро разобрать, перенести материалы на другое место и собрать новый дом.
Большую роль в жизни удэгейцев играл шаманизм, связанный с верой в духов. Каждый шаман имел своих духов-покровителей и духов-помощников, изображавшихся в виде человечков, зверей, рыб, птиц и насекомых.
Основой хозяйственной деятельности удэгейцев являются охота, рыболовство и собирательство. Наибольшее промысловое значение имел дальневосточный лось. Удэгейцы также занимаются пушным промыслом и собирают маньчжурский орех.
Важным праздником удэгейцев был медвежий праздник. По представлениям этого народа медведь являлся их священным родственником, первопредком. Благодаря своему внешнему сходству с человеком, а также природному уму, хитрости и силе медведь с древнейших времен был приравнен к божеству.
Фольклор удэгейцев включает сказки, мифы, предания, песни, пословицы, поговорки.
Народными музыкальными инструментами читаются однострунная скрипка и флейта.
По материалам "МК во Владивостоке".