2018-11-16T13:48:17+10:00 2018-11-16T13:48:17+10:00

Кто виноват в повышении цен на бензин?

Сейчас многие уверены, что крупные компании ведут свою игру, но главный виновник отсиживается в тени

16 ноября 2018, 13:48

Фото: PRIMPRESS
Фото: PRIMPRESS | Кто виноват в повышении цен на бензин?

Многие автомобилисты винят правительство России и крупный сетевой бизнес в том, что цены на бензин неумолимо растут. Однако мало кто понимает, что главный виновник подорожания бензина остается в тени, сообщает PRIMPRESS.

Автолюбители все чаще объезжают стороной те АЗС, которые принадлежат крупным сетям. Сейчас многие уверены, что это послужит уроком для больших компаний. При этом если разобраться, то именно независимые заправки являются главными выгодополучателями. Именно они не заинтересованы в снижении цен на бензин. Они поднимают цены, а слабый контроль позволяет им под видом добротного бензина продавать суррогат.

Чтобы понять, где у независимых «профит», надо разобраться, как формируется цена на бензин. И от стоимости барреля нефти почти ничего не зависит. Самая большая доля – это акцизы и налоги, которые взимает государство. В цене на бензин АИ-92 налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ) занимает более 38% от стоимости бензина, акцизы – 19,16%, НДС и прочие налоги – 16,54%. За три четверти литра (73,8%) водитель платит государству, а не нефтегазовой компании и не заправке.

Бензин на АЗС, принадлежащих вертикально интегрированным компаниям (ВИНК), попадает с собственных заводов и складов на независимые, если они следуют легальным схемам, через биржу, где ВИНК продают нефть и топливо.

Весной этого года цены неожиданно поднялись, и правительство предприняло беспрецедентную меру и заставило зафиксировать цены НПЗ на бирже. Но цены все равно продолжили расти. Что же произошло? Ведь крупные компании находятся под приглядом ФАС и не могут повышать цены так, как того требуют рыночные факторы.

«Рост обеспечивают крупные оптовики, которых правительства назвало «спекулянтами» и предложило запретить им участвовать в биржевой торговле», – объясняет Рустам Танкаев, генеральный директор компании «ИнфоТЭК-Терминал».

«На бирже инвестиционно-финансовая компания «Солид», крупнейший брокер, закупает около 30% нефтепродуктов и перепродает их. По сути, это не запрещено, но это и есть спекулятивные операции, которые формируют ценовой фон в стране», – рассказывает генеральный директор Центра политической информации Алексей Мухин.

Непрозрачная структура биржи позволяет не раскрывать информацию о сделках, чем и пользуются нечистые на руку участники рынка. Под прикрытием биржевой торговли они могут осуществлять договорные сделки, увеличивающие количество спекулятивных операций и значительно удлиняюющие цепочку посредников, что в результате поднимает цену для конечного потребителя.

И сейчас именно такие компании и покупающие у них топливо «независимые АЗС» и являются катализатором роста в России. Об этом прямо говорит, например, глава НК «Роснефть» Игорь Сечин: «Независимые сети, действительно, провозглашают, что у них 60%, на самом деле это не больше 30%. А 70% – у вертикально интегрированных компаний. Но эти 30% как раз и влияют на ценообразование, потому что их поддерживает Федеральная антимонопольная служба. Если мы даем цену ниже, то сразу попадаем на антимонопольное разбирательство».

В настоящее время ВИНКи, постоянно несущие социальную нагрузку, налоговое бремя, разведку – добычу – переработку и прочие сопутствующие расходы, не менее регулярно сталкиваются с сомнительного вида ценовой и продуктовой конкуренцией со стороны независимых и спекулянтов. А у тех и ответственность поменьше, и соцнагрузка минимальная, так как их работа происходит зачастую, как говорится, «всерую».

«Помимо этого, на ценообразование влияют и посредники, которые формируют цену, причем сделки на бирже происходят в интересах только этих компаний», – отмечает Мухин.

Самая наглядная ситуация сложилась в Приморье: край удален от большинства НПЗ и центра РФ. Так, крупным региональным игроком на рынке является Владимир Чирсков, акционер сети АЗС «Октант», он же – президент НО «Приморский топливный союз».

«Понятно, что в результате такого интересного совмещения должностей этот регионал легко может аккумулировать достаточное количество недовольных в формате союза и направить это недовольство в своих собственных интересах», – подчеркивает Мухин.

С Приморским топливным союзом Чирскова тесно связан, как говорят, Юрий Чубко, учредитель ООО «УссурНефтеПродукт», которое управляет достаточно большой сетью «независимых» АЗС. В Приморье рассказывают об очень интересном прошлом руководства этой сети.

«И вот, имея в виду эти самые риски, понятно, что, когда такие игроки топливного рынка через Независимый топливный союз, президентом которого является Павел Баженов, обращаются к президенту РФ с ультиматумом: «Замотаем шланги и устроим всероссийскую забастовку!», надо очень внимательно смотреть, чего же требуют эти господа», – говорит Мухин.

На самом деле требования-то, похоже, очень простые: по возможности оставьте в покое с проверками, сертификацией, акцизами и позвольте бесконтрольно повышать цены для конечных потребителей.

Некоторые из них связаны или были связаны с криминалом, для которого заправочные станции и все виды деятельности вокруг них всегда были одним из основных источников доходов.

«Любопытно, что в Приморье указанные частные сети закупают в несколько раз больше, чем могут реализовать. А когда закупаемые объемы настолько превышают потребности – это означает, что мы имеем дело с классическими перекупщиками и спекулянтами, тесно связанными к тому же с местными властями», – отмечает Алексей Мухин.

Игорь Сечин говорит об «Октане» так: «У нее формально с десяток заправок, и владелец сети на всех углах кричит о том, что вертикально интегрированные компании душат частный бизнес и так далее, а на самом деле именно он формирует ценообразование в регионе. А объяснить ситуацию можно только одним – коррупцией».

А когда закупаемые объемы настолько превышают потребности, это означает, что мы имеем дело с классическими перекупщиками и спекулянтами, тесно связанными к тому же с местными властями. С их помощью частные владельцы АЗС пытаются пролоббировать не только снижение оптовых цен, но и производство низкооктанового бензина АИ-80, который ВИНКи давно уже не продают и не производят, чтобы под видом этого топлива продавать свой суррогат. Ведь достаточно получить мелкую партию сертифицированного бензина, чтобы иметь прикрытие для больших партий суррогатного топлива, которое производится на «левых» НПЗ. В Приморье у того же Чубко, например, есть свой маленький заводик с романтичным названием «Голубая звезда».

Ведь что позволяет независимым держать низкие цены? Это в том числе торговля неучтенным бензином, фальсифицированным, некачественным. По оценке экспертов комитета по энергетике Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП), объем контрафактного и суррогатного моторного топлива на российском рынке достигает 60%. Официальные данные Росстандарта более оптимистичны: доля суррогата на российском рынке сократилась в период с 2009 года по настоящее время с 28% до 11%. При этом продажи суррогатного топлива выявляются тем же Росстандартом на каждой восьмой АЗС. Минэнерго России в неофициальных беседах говорит, что доля контрафакта составляет около 30%. В РСПП говорят, что в розничном звене наибольшее число нарушений приходится на небольшие «местные» сети (до пяти АЗС), а также бензовозы, оборудованные под передвижные АЗС. Наиболее распространенное нарушение в мелкооптовой и розничной торговле – фальсификация, когда вместо запрашиваемого топлива на деле вам продадут его более дешевый и менее качественный аналог.

Итак, что же мы имеем? Именно независимые толкают вверх цены на бензин – они не подчиняются ФАС и могут перепродавать топливо, которое им вынуждены продавать по низким ценам вертикально интегрированные компании. При этом независимые, чтобы увеличить свои продажи, не брезгуют торговать суррогатами и контрафактом.

ВИНКи, которые готовы некоторое время даже работать себе в убыток, давно пытаются унифицировать правила игры на розничном топливном рынке, предлагая различные варианты взаимовыгодных условий ведения бизнеса для всех.

Та же «Роснефть» выдвинула целый ряд предложений. Среди них – перенос акцизов с НПЗ на АЗС с дальнейшим перечислением налога в бюджет соответствующих субъектов Российской Федерации, попутное создание качественной системы идентификации производителя топлива, возможность введения механизма плавающих ставок акциза на моторное топливо с обратной зависимостью от изменения котировок на нефть. «Это, к примеру, должно существенно снизить негативное влияние от изменения мировых котировок на внутренние цены. То есть рынок станет гораздо более прогнозируемым, «прозрачным» и т. д.», – говорит Мухин. Справедливым будет и более равномерное распределение нагрузки на добывающие компании по обеспечению внутреннего рынка – каждая компания может направлять на переработку не менее 17,5% добываемого сырья. И в идеале должна это делать: добывая 520 млн тонн нефти в год, Россия потребляет 90 млн (это и есть 17,5%). Выполнив такое условие, компании помогут избежать пресловутого дефицита, это и есть простое решение проблемы.

Но региональные участники рынка начинают банальный шантаж и властей, и своих коллег–ВИНКов, угрожая забастовками, нарушением баланса поступления топлива на рынок и на производства, а это никуда не годится.

Причем этот шантаж проводится на тех площадках – вот где Приморье опять «прорастает», на которых сегодня идут весьма чувствительные для федеральной власти предвыборные процессы. «При этом ВИНКи априори – «системные игроки», у них нет противоречий с федеральной властью, да и с региональными властями возможные противоречия, как правило, сводятся на нет», – напоминает Мухин.

И ВИНКи предлагают адекватные меры по снижению цен вполне себе рыночного цивилизационного свойства. «Так что было бы странно, если бы федеральная и региональные власти сейчас пошли на поводу у шантажистов, которые опосредованно настаивают именно на повышении цен для конечного потребителя», – говорит политолог Алексей Мухин.

Новости партнеров

Жизнь региона