2018-11-30T11:15:43+10:00 2018-11-30T11:15:43+10:00

Амурский опыт Кожемяко: как живет соседняя область сегодня

Об этом нам рассказали благовещенцы

30 ноября 2018, 11:15
Екатерина Тихонова

Фото: Екатерина Тихонова
Фото: Екатерина Тихонова | Амурский опыт Кожемяко: как живет соседняя область сегодня

Ранним морозным утром десант корреспондентов приморских СМИ высадился на амурской земле. Ради трех дней плотного рабочего графика. Поездка обещала быть интересной, ведь это же не надоевший Пхукет! Корр. PRIMPRESS вел дневник в ходе всего пресс-тура.

День первый

Что и говорить, зима в Приморском крае и Амурской области – вещи совершенно разные. Уже первые 10 минут, проведенных на улице, дали понять нашей пресс-группе, что одеваться для командировки надо было как можно теплее. Чуть легче, чем на Крайний Север. Поэтому радость наша была безграничной, когда мы узнали, что наша первая съемка будет проходить в закрытом помещении. А именно интервью с пострадавшим дольщиком компании-застройщика «Россия». История стара как мир и проста до безобразия: люди вложили деньги в долевое строительство, застройщик внезапно обанкротился, стройка встала. Чтобы помочь людям, в 2010 году был принят областной закон «О мерах государственной поддержки граждан, пострадавших от действия (бездействия) застройщиков на территории Амурской области». В отличие от федерального в областном законе была предусмотрена финансовая помощь. Цифры, конечно, внушительные. За время работы закона жилищную проблему удалось решить 504 гражданам. Они получили 716 млн рублей. 161 млн пошел на достройку жилья 257 пострадавшим. 247 человек получили 555 млн рублей на покупку жилья и погашение уже имеющихся у них ипотечных кредитов. Уйти от наказания компания-застройщик не смогла: в конце 2017 года суд взыскал с экс-директора «России» 542 млн рублей, которые пополнили бюджет Амурской области.


Однако после завершения строительства домов, оказавшихся в статусе долгостроя, «благотворительную» лавочку свернули. Теперь компании-застройщики, чья экономическая репутация вызывает сомнения, находятся под неусыпным контролем специальной комиссии. Кстати, надзорный орган был сформирован по распоряжению Олега Кожемяко, имеющего в 2013 году статус губернатора Амурской области. Глава региона принял это решение, исходя из соображений «чтобы другим неповадно было».
Однако дорога ложка к обеду, а вовремя ушедший гость – еще лучше. Следующей точкой назначения для нашего дружного коллектива стал судостроительный завод имени Октябрьской революции. Чистая ухоженная территория, еще советская мозаика на стенах заводских корпусов, аккуратные цветочные клумбы, Доска почета. Все достаточно стандартно, кроме одного нюанса: судострой находится на берегу Зеи. Красивая и величественная, сверкающая на солнце частями шуги (может быть, по этой причине эвенки дали этой реке имя Лезвие?), река привлекла наше внимание на длительное время. Именно Зея первой видит рыболовные сейнеры, средние добывающие суда, вспомогательные суда для ВМФ, сходящие со стапелей эллинга завода. Казалось бы, производству, которое ведет активную деятельность 131 год, бояться нечего. Но экономическая ситуация в 90-х и 2000-х не раз проверяла судострой на живучесть: периодически компания оказывалась в шаге от банкротства. Пожалуй, 2010 год мог быть в судьбе судостроительного завода годом, завершающим историю завода. Но ситуацию спас новоиспеченный губернатор Амурской области Олег Кожемяко. Практически в оперативном порядке он привлек для спасения завода 10 единиц заказа на маломерные рыболовецкие суда от дальневосточных рыбаков. На минутку, одно МРС стоит 25 млн рублей. Так что помощь оказалась своевременной.

Наверное, найдется мало людей, которые любят посещать медицинские учреждения. По крайней мере, среди членов приморского десанта любителей потолкаться в очередях к терапевту, вдыхая характерный больничный запах, не нашлось. Но посетить больницу нам все-таки пришлось. Амурская областная детская клиническая больница встретила нас нестандартным фойе, которое больше пришлось бы к месту в библиотеке или Доме творчества. Однако так встречают пациентов в новом хирургическом корпусе. Широкие коридоры, форма персонала, оснащенность кабинетов – все больше напоминало сцены из американских фильмов, где обычно демонстрируют медицинские учреждения высшего класса. К тому же нас удивило, что нет привычных очередей вдоль стен. В новом здании при приеме пациентов используется не только стандартная система: «А я по талончику, я занимал!». Здесь делается упор на электронную систему записи и ведения история болезни пациента. В учреждении нам рассказали, что новый корпус, как и новое оборудование, персонал больницы ожидал с 2004 года. Однако строительство по проекту, разработанному в Сербии, постоянно откладывалось по причине, которую чиновники объясняли так: «Торопиться со строительством нельзя, все должно быть идеально!» В более-менее интенсивном режиме стройка началась в 2008 году. И только в конце 2014 года новая и красивая больница была готова принять первых маленьких пациентов. Перед официальным открытием бывший глава Амурской области Олег Кожемяко лично проконтролировал состояние кабинетов.

Работать наш брат-журналист умеет быстро, но и отдыхать любит хорошо. А как можно отдохнуть в городе, где ты оказался в первый раз? Правильно, посетить его самые красивые места. И словно случайно такое место оказалось в шаговой доступности от гостиницы, где и расположился приморский десант. Набережная реки Амур – это государственная граница, разделяющая Россию и Китай. Кстати, водная территория также поделена пополам между двумя государствами. Казалось бы, ну Китай и Китай: этой страной приморцев не удивить. Но странные ощущения были у наших коллег, когда мы смотрели на противоположный берег, разместивший на себе город Хэйхэ (провинция Хэйлунцзян). Как рассказала нам принимающая сторона, не гулять бы гостям и жителям города по аккуратной брусчатке набережной после наводнения 2013 года, если бы не вмешательство Олега Кожемяко. Многокилометровая набережная, шикарная ротонда, изящные скамейки – это целиком и полностью его детище. Именно губернатор сумел привлечь несколько миллиардов из федеральной казны; деньги пошли на укрепление береговой линии и последующие эстетические работы. Теперь набережная Благовещенска – это визитная карточка пятого по величине города в ДФО.

Удовлетворив эстетические и культурные потребности, бравый приморский десант постановил, что, в принципе, было бы совсем неплохо отметить начало рабочей поездки. С этой целью было принято решение совершить набег на ближайший алкомаркет. Время на часах показывало половину десятого вечера, и ничего не предвещало беды. Однако наши коллеги вернулись с пустыми руками. Как оказалось, на территории Амурской области действует «сухой закон», введенный главой региона Олегом Кожемяко еще пять лет назад. Изначально предполагалось, что закон, вступивший в силу 22 августа 2013 года, будет действовать только на время ЧС. Тем не менее даже после стабилизации ситуации с наводнением действующие меры было решено оставить в целях профилактики алкоголизма среди всех слоев населения. В первоначальной версии антиалкогольных мер жители и гости региона могли купить спиртосодержащую продукцию с 11 утра до 19 вечера. Теперь по всей Амурской области алкоголь любой крепости можно купить только с 11 утра и до 21 вечера. Первый вечер в Благовещенске закончился коллективным распитием чая и активными дебатами на тему «А что будет, если ввести «сухой закон» в Приморье?»

День второй

Утро второго дня выдалось не только снежным, но еще и более морозным, чем это было вчера. Но жаловаться на ледяной ветер можно сколько угодно, а дела делать надо. Однако стало даже как-то стыдно за нашу нетерпимость к нетипичным погодным условиям, когда наша компания посетила сельское хозяйство «Луч», находящееся в 30 километрах от Благовещенска. Работники сельскохозяйственного предприятия будто и не замечали пронизывающего насквозь ветра, выполняли привычную для них работу. Увиденная картина нас приободрила, и мы решили прогуляться по территории хозяйства. Первое, что пришло нам в голову, – это увидеть живую корову (их в хозяйстве фактически 4 000, есть на что посмотреть). Любопытство детей каменных джунглей к данному вопросу вполне естественно, решили мы и обратились с вопросом к руководству, куда же нам следовать. Но мечте восполнить визуальный пробел не было суждено стать реальностью: огромный самодельный баннер «КАРАНТИН!» поставил крест на наших планах. Правда, руководство, узнав, что мы прибыли из Владивостока, трех человек с фото- и видеоаппаратурой на карантинную территорию допустили. «Что ж, и то хлеб…» – решил наш дружный коллектив. Пока наши отважные коллеги, экипированные, словно разведчики для работы в зимнем лесу, отправились снимать новых «буренок», нам оставалось только ждать и прослушать познавательную лекцию об истории места, где мы имели честь находиться. Надо отметить, что «Луч», расположившийся на площади 21 000 га, с успехом пережил и развал Советов (ферма образовалась в 1937 году), и лихие 90-е, и кризисы начала 2000-х. В 2007 году началось строительство молочной фермы нового образца в рамках национального проекта, но из-за финансовых проблем возведение молочного комплекса застопорилось ровно на середине: банк банально отказал в дальнейшем кредитовании. Помощь пришла, откуда и не ждали. В 2008 году Олег Кожемяко занял пост губернатора Амурской области. Он-то и посодействовал крестьянам: вмешательство нового главы региона помогло фермерам получить скидку на оборудование, строительные материалы для фермы. Были выделены субсидии и на покупку крупнорогатого скота. Благодаря помощи, оказанной 10 лет назад, сегодня ферма живет полной жизнью. Даже были планы по разбавлению армии красноярских буренок американскими товарками. Однако санкции, введенные США, поставили крест на мечте иметь молоко от американских коров.



Что такое жизнь на селе? Это труд, это тяжелый каждодневный труд. Несмотря на то что прогресс в области сельскохозяйственной деятельности не стоит на месте, большинство жителей деревень предпочитают по старинке работать на земле руками. И не так страшно воровство с огорода, как стихия, которая может уничтожить не только выращенные с любовью помидорчики-огурчики. В 2013 году на Дальнем Востоке произошло крупное метеособытие: небывалый паводок прошелся по бассейну реки Амур. Удар пришелся на Хабаровский край, Еврейскую АО и Амурскую область. Сильнее всего пострадала от наводнения именно Амурская область. Первоначальная цифра ущерба, названная губернатором Приамурья Олегом Кожемяко, ужасает: практически в 17 млрд рублей был оценен разгул водной стихии. В дальнейшем с более точными подсчетами количества убытков по региону цифра только увеличилась: 26 млрд рублей. Затопленными оказались 74 тыс. жилых домов, пострадало около 80 тыс. человек. Вода повредила более 400 коммунальных и социальных объектов, а также 1200 км автомобильных дорог, был разрушен 71 мост. Сельскому хозяйству, которое является главной отраслью Амурской области, был нанесен катастрофический ущерб. Первые дни после наводнения люди просто держались руками за голову, в глазах был только ужас: под водой оказалось больше половины посевных площадей региона, водой были уничтожены урожаи соевых, бобовых и злаковых культур. Только 27 тыс. личных подсобных хозяйств полностью или частично лишись урожая (в основном это были плодовые и овощные культуры). В первую очередь администрация области совместно с правительством РФ в экстренном порядке решила продовольственный вопрос для людей, пострадавших от наводнения. Подтопленцам первой очереди (чьи дома оказались полностью разрушенными или частично, но непригодными для жизни) уже 1 сентября 2014 года вручили ключи от новых домов в Зейском, Благовещенском, Архаринском и Мазановском районах. Еще 34 частных дома со всеми удобствами внутри построены в селе Чигири. Приморский десант побывал на местной Рублевке: так называют теперь в области село Гродеково. Современные комфортабельные двухэтажные дома, асфальт, уличное освещение, аккуратные придомовые территории – здесь ничего уже не напоминает о кошмаре пятилетней давности. Жители признаются, что переезд некоторым односельчанам дался очень тяжело: тяжело было покидать насиженные поколениями родные места. Но ничего не поделать: дома уничтожены, огороды затоплены, животные потеряны… На новом месте пришлось начинать новую жизнь. Как рассказала одна из жительниц современного коттеджного поселка, уровнем жилья люди довольны, а недочеты, если ты при руках и голове, всегда можно исправить. Люди с теплотой вспоминают, как бывший глава Амурской области Олег Кожемяко предпочел не отсиживаться в кабинетах, а 20 часов в сутки лично инспектировал затопленные районы, посещал подтопленцев, давал распоряжения на месте.


День третий

Вантовыми мостами приморских жителей не удивить. Тем более когда этих мостов целых две штуки, а один из них попал на купюру номиналом 2000 рублей. Теперь о владивостокских мостах знает каждый житель России. Приморскому же десанту выпала честь узнать и даже погулять по вантовому мосту, аналогов которому в Приморье нет. Нет, с технической стороны, конечно, Золотой и Русский мосты являются родными братьями «Хэйлунцзян». А вот с геополитической – вряд ли. Строящийся вантовый красавец будет являться пограничным переходом между Россией и Китаем. И не сказать, что это ноу-хау. Идея о строительстве моста–«пограничника» возникла в умах амурчан управленческого и инженерного состава еще в 90-х. Однако идея моста оставалась лишь идеей: к концу 90-х не существовало даже полета мысли в бумажном варианте. Годы шли, увеличивались объемы грузооборота между странами, рос туристический поток. К середине 2000-х обеим сторонам стало понятно, что изменений в транспортной сфере не избежать. В 2013 году Олегом Кожемяко на совещании с участием профильных министерств было предложено выбрать место для расположения трансграничного моста с помощью публичных слушаний. И в том же 2013 году глава региона сообщил, что финансирование строительства моста предусмотрено в связи с внесением проекта в федеральную программу по развитию Дальнего Востока и Забайкалья до 2018 года. В результате усиленных переговоров между главой Амурской области и губернатором китайской провинции Хэйлунцзян Лу Хао был подписан концессионный договор о строительстве моста между двумя городами. В соглашении определили порядок строительства, сроки, объемы и саму работу. В декабре 2016 года стартовал первый этап строительных работ. По прогнозам специалистов, пролетные части моста состыкуют в марте 2019 года. К сдаче мост будет готов уже в конце 2019 года. Китайская часть мостового перехода значительно меньше российской подъездной части. Общая протяженность мостового перехода – 19,5 километра: российская часть – 13,5 километра, а китайская часть составляет порядка 6 километров. Пожалуй, единым в данном случае является только проект моста. Техническая сторона вопроса совершенно иная: китайская сторона использует свои стройматериалы, придерживаясь норм и правил строительного регламента КНР. Россия, в свою очередь, использует отечественные материалы (например, все металлоконструкции для моста изготавливает завод «Курганстальмост») . Технологии используются исключительно отечественные. Стоит отметить, что во многом строительные нормы сопредельных государств схожи. Там, где различия в рабочем процессе бросались в глаза уж очень явственно, принимались повышенные нормы для того или иного шага работ. Иными словами, все друг под друга подстраиваются, строительство не идет по принципу «кто в лес, кто по дрова».


Прогулка по мосту на свежем воздухе для приморского десанта даром не обошлась: потребность в еде стала ощущаться всеми без исключения. Но человек от принимающей стороны только хитро смотрел на нас и просил немного потерпеть. И не зря. После экскурсии на трансграничный мост нам предстояло посетить Благовещенский молочный комбинат. Перед тем как наш коллектив ознакомился с полным циклом производства, нам предстояло облачиться в белые халаты и шапочки-сетки. Некоторые члены десанта, критично оглядев себя в зеркало, вздохнули: «Порядок есть порядок». Для тех, кто никогда не посещал подобные места, будет интересно узнать, как изготавливаются любимый творожок или плавленый сыр. В прямом смысле слова мы совершили прогулку по цехам открыв рот. Ровно с таким же интересом на нас смотрели и работники производства. Видимо, пытались понять, неужели нам, работникам пера и микрофона, действительно интересно происходящее. Да, нам действительно было интересно. Особенно вызвал неподдельный интерес процесс изготовления вкусных молочных коктейлей, которые мы смогли попробовать еще в первый день приезда, случайно купив в ближайшем супермаркете. Оказалось, что все очень просто: молоко для лакомства предоставляют местные фермеры, а вкусовые добавки закупаются… в Польше. Кстати, подобная продукция стала производиться относительно недавно, пять лет назад. При содействии Олега Кожемяко в 2013 году БМК прошел стадию модернизации оборудования. Мало того что изменился в лучшую сторону технологический процесс изготовления уже знакомой продукции, появилась возможность производить ряд совершенно нового для предприятия ассортимента. Итальянское оборудование (кстати, монтаж и настройку производственных линий осуществляли действительно итальянцы) позволило включить в производственный ассортимент биойогурты, молочный коктейли, пополнить ряд молокосодержащих напитков. Именно после модернизации комбината глава региона предложил выдавать школьникам с 1-го по 6-й класс не только молоко, но и поставлять к реализации в школьных буфетах те самые молочные коктейли в паре с творожными сырками. История умалчивает о реализации дополнительной «молочной помощи». Но отлично известно, что с легкой руки антикризисного управленца из бюджета Амурской области было выделено около 60 млн рублей на то, чтобы каждый школьник в области на завтрак получал свой законный стакан молока.

Новости партнеров

Образ жизни