Тормоза придумал не трус: тайная жизнь тормозных колодок

Как правильно следить за тормозами
14 марта 2019, 22:00

Фото: Денис Двали, технический специалист бренда Nisshinbo
Фото: Денис Двали, технический специалист бренда Nisshinbo | Тормоза придумал не трус: тайная жизнь тормозных колодок

Банально, но факт: для любой машины крайне важно «уметь» разгоняться, но куда ценнее ее способность как следует тормозить. Из этого следует, что за тормозами вообще и тормозными колодками в частности нужно следить как следует, невзирая на рутину, с которой этот процесс ассоциируется.

Отношение к колодкам как какой-то второстепенной, не особо важной детали авто приводит к вполне осязаемым неприятностям. «От экономии на колодках страдает безопасность, – предупреждает Денис Двали, технический специалист бренда Nisshinbo. – Стертая до минимума колодка плохо отводит тепло и может быстро перегреться, перестав из-за этого тормозить как следует. Она может погнуться, остатки фрикционного слоя могут потрескаться и даже полностью выкрошиться. При этом начнет ускоренно истираться тормозной диск, значит, придется менять и его. А это уже совсем другие финансовые затраты, чем замена колодок».

Изношенные колодки: не верь глазам своим!

Чтобы определить состояние тормозных колодок, порой бывает достаточно снять колесо и осмотреть колодки сквозь отверстия в суппорте, оценив их остаточную толщину. Если толщина фрикционного слоя «на глаз» не превышает 2 мм – колодке требуется немедленная замена. Впрочем, на многих современных машинах используются колодки со встроенным индикатором износа – он срабатывает, когда фрикционная накладка стирается до определенной толщины. Простейший индикатор износа – это металлическая скоба, установленная на определенном уровне относительно металлического основания колодки. Колодка стачивается, датчик входит в соприкосновение с тормозным диском – и при каждом торможении начинает раздаваться неприятный свист, устранить который можно, лишь заменив колодку.

Но даже если индикаторы износа колодок молчат, а толщина колодки на глаз вроде бы еще достаточно велика – это не значит, что все действительно в порядке. Дело в том, что износ колодок может быть неравномерным. Например, колодка может быть сильнее сточена с одной стороны, «на клин». Или одна колодка (без датчика) может сточиться больше другой. Поэтому для контроля износа лучше всего извлечь колодки и изучить их состояние досконально.

Не гарантийный случай

Не стоит рассчитывать, что хорошие тормозные колодки обязательно отработают какой-то определенный срок. Если бы это было так, автопроизводители давали бы гарантию и на тормозные колодки. Но этого пока нет. Специалисты обращают внимание на то, что при реальной эксплуатации срок службы колодок зависит от множества внешних факторов: условий эксплуатации и технического состояния автомобиля, стиля вождения владельца и т. п. На одинаковых машинах у одного владельца колодка может пройти 50 000 км и более, а у другого хорошо, если они прослужат 10 000 км. Колодки изнашиваются так, как их изнашивают. Не стоит надеяться на какой-то определенный срок их «жизни». Следует просто периодически контролировать состояние и своевременно менять колодки.

На вкус и цвет все колодки разные

Логично обсудить и нюансы выбора новых комплектующих, поскольку рано или поздно с этим сталкивается абсолютно каждый автовладелец. В этом вопросе не стоит ориентироваться на рекомендации друзей, «экспертов» с интернет-форумов и тому подобное. Нельзя воспринимать всерьез рассуждения типа «эти колодки не тормозят, эти скрипят, эти мягкие, а эти жесткие» и т. п. Специалисты считают подобные высказывания дилетантизмом. Каждая колодка работает в зависимости от заложенных производителем свойств, комплексно оценить которые в условиях обычного (и даже активного) движения рядовой водитель не в силах. Разные модели колодок оптимально работают в конкретных условиях и на конкретной модели авто. Даже если по геометрическим параметрам две разные колодки кажутся абсолютно идентичными, по своим свойствам они могут отличаться радикально. В качестве примера скажем, что производители тормозных колодок, создавая продукцию для разных рынков, учитывают в том числе даже местные специфические запросы потребителей.

Так, европейские колодки, тот же немецкий Textar, производятся с учетом необходимости обеспечить адекватное торможение со скоростей свыше 200 км/ч на европейских автобанах. А азиатский производитель колодок, например японский Nisshinbo, должен подстраиваться под особенности требований японских автопроизводителей и потребителей. У азиатских водителей на первом месте при эксплуатации колодок стоит комфорт. Колодки должны обеспечивать максимальный акустический комфорт при торможении, долго не требовать замены, и чтобы продукты износа не портили внешний вид колесных дисков машины. Ну и, само собой, при этом, чтобы останавливали машину как положено!

Бренд – всему голова

В первую очередь при выборе колодок следует ориентироваться на известность и репутацию производителя комплектующих. Нужно изучить предмет и выявить бренд, который сам обладает производственными мощностями, а не заказывает изготовление колодок у стороннего поставщика и затем продает их конечному потребителю в собственной упаковке. Кроме того, имеет смысл отдавать предпочтение тому производителю колодок, который поставляет свою продукцию на сборочные конвейеры автозаводов. К примеру, если речь идет о подборе колодок для японской легковушки, вполне оправданно будет остановиться на комплектующих того же Nisshinbo. Этот бренд гарантированно поставляет свою продукцию для большинства японских автопроизводителей.

Определившись с маркой производителя колодок, важно выяснить их номер по каталогу запчастей производителя вашей машины, потом найти соответствующий ему артикул в каталоге выбранного вами бренда производителя комплектующих. Только в этом случае можно гарантировать, что приобретенные колодки будут функционировать оптимальным образом. Обратите внимание на дополнительные аксессуары – противоскрипные пластины, прижимные пружины и т. п. Если таких аксессуаров в комплекте колодок нет, нужно сразу позаботиться об их приобретении, чтобы уже в ходе замены колодок неожиданно не оказаться перед необходимостью поиска этих мелких, но необходимых деталей.

Комплектом – надежнее!

«Оптимальным вариантом для автовладельца будет применение на своей машины колодок того производителя, чьи тормозные диски уже установлены на ней, – советует технический специалист Nisshinbo Денис Двали. – Так можно быть уверенными, что именно ваши диски тестировали на совместимость именно с вашими тормозными колодками и они оптимально друг к другу подходят. Разумеется, мы тут говорим о производителе с безупречной репутацией. Есть и еще плюс от применения комплекта колодки–диск одного бренда: если в ходе эксплуатации возникли какие-то проблемы, вам как потребителю будет намного проще предъявить претензии их производителю. Тут уже не удастся перенести ответственность за неполадки на «неправильные» комплектующие стороннего поставщика».

PRIMPRESS рекомендует:

Вы отвечаете
Отправляя комментарий, вы соглашаетесь с Политикой конфиденциальности.

Аноним 4 месяца назад
Журналист, ты где нашел слово "дилентанизм". Это что такое? Вы писаки хоть русский учите. Проще было сказать "специалисты считают подобные высказывания дилетанскими"
Данил 5 месяцев назад
Подскажите пожалуйста где можно узнать цены на колодки? Есть ли керамические колодки?
Новости партнеров

Тренды