Автомобильный Дальний Восток вновь оказался в центре скандала, связанного с поборами с автомобилистов, уважающих правый руль. На этот раз с жителей региона придумали брать огромные деньги за некие свидетельства о безопасности колесных транспортных средств (СБКТС).
Жители региона опять бьют тревогу и апеллируют к властям региона. После того как губернатор Приморья доказал федеральному центру, что ситуация с ГЛОНАСС абсурдная и привела к ухудшению социальных аспектов жизни всего Дальнего Востока, группа лиц, ранее причастных к спекуляции устройствами ГЛОНАСС, пытается вновь заставить население покупать у них «разрешения» на правый руль.
Буквально перед майскими праздниками торговцы СБКТС на 100 % повысили цены на свои свидетельства. В апреле оформить бумагу можно было за 5-6 тыс. рублей, а в мае она уже стоит 10 тыс. рублей. При этом эти же лица утверждают, что через месяц их услуги будут стоить уже около 50 тыс. рублей.
«Свидетельство о безопасности – довольно странная бумага, – рассказывает Виталий Морозов, автомобилист, столкнувшийся с этой проблемой. – Это некий бланк, который якобы подтверждает безопасность транспортного средства, ввозимого в Россию. Однако при этом фактически никаких осмотров фирмы не проводят. Их сотрудники осматривают машину по присланному фото и за этот «осмотр» собирают уже по 10 тыс. рублей».
В компаниях, которые по фото умудряются делать техническую диагностику машины, подтвердили информацию, что их услуга не предполагает даже выезд специалиста. Они просто получают информацию о модели и выдают бумагу. Более странной и фактически коррупционной схемы правый руль еще не видел. Ведь в случае с устройством ГЛОНАСС деньги брали за устройство, и в конечном итоге цена на них упала со 120 до 20 тыс. рублей. В этом же случае люди просто платят за бланк, который в крае две компании достают с банального принтера. Все это напоминает методы Кашпировского, который диагностировал тысячам россиян разного рода недуги, а продавцы СБКТС по фото диагностируют состояние автомобиля.
Каким образом отданные 10 тыс. рублей влияют на проверку безопасности, не смогли рассказать и специалисты инструментального контроля. При прохождении технического осмотра, который стоит всего полторы тысячи, осмотр машины идет почти 40 минут. И никакое свидетельство, выданное некими ООО, не облегчает прохождение данного процесса для физических лиц.
По существу, это дублирование одного и того же государственного требования о безопасности автомобиля. Только в центре детальный осмотр узлов и агрегатов стоит всего 1500 рублей, а фотодиагностика – 10 тысяч. Но похоже, что на искомой десяточке с носа дельцы не остановятся. ООО, торгующие интернет-осмотром, с радостью предупреждают о том, что вскоре граждане будут платить 50 тыс. рублей.
Зарабатывающие на свидетельствах анонсировали следующее повышение цен на июль, когда вступят в действие новые требования Таможенного союза к самим лабораториям – у них должны появиться площадки для осмотра машин, в том числе разгонные полосы. Активно муссируется легенда, что оборудование такой лаборатории может обойтись примерно в 30 млн рублей. Якобы несколько компаний уже пытаются пройти аккредитацию по новым требованиям, но ответа пока не получили.
Они обещают – выдача СБКТС будет долгой и мучительной. По их словам, для таможенного оформления необходимо будет отвезти на эвакуаторе автомобиль к лаборатории, провести экспертизу, доставить на эвакуаторе автомобиль обратно в таможню и передать им же полученный сертификат, а затем начинать оформление по привычному алгоритму.
Нужно ли выдать СБКТС на каждую машину? Дальневосточники уверены, что это излишнее требование. Ввозимая тысячная в месяц «Тойота–Королла» вряд ли будет чем-то отличаться от предыдущих ввезенных машин, данные о которых уже есть в базе таможни. При этом облагать «налогом» физических лиц – вообще абсурд. Ведь граждане везут их для себя, это не коммерческая партия. Если человек везет через границы головку сыра, он же не получает на нее фитосанитарный сертификат. А на машину, которая ввозится для личного пользования, аналогичный сертификат, получается, нужен?
Что будет дальше – вполне предсказуемо! По предварительной информации, во Владивостоке есть одна аккредитованная лаборатория с площадкой, которая способна в день принять максимум 50 машин. И эта лаборатория одна на весь Дальневосточный регион. В то время как в порт приходят ежедневно тысячи машин. В общем, налицо попытка намеренного срыва всей схемы приобретения подержанных автомобилей. С одной стороны, правительство учло пожелания населения ДФО и дало льготы, снизив пошлины на ввоз иномарок для физических лиц, с другой – каждый год возникают интересанты, стремящиеся обобрать тех, кто из последних сил собирал деньги на подержанную иномарку.
«Если не принять экстренных мер, то уже через месяц на таможне будут десятки тысяч автомобилей, которые будут ждать, когда им выдадут СБКТС, – считают эксперты. – Люди вновь выйдут на митинги с требованиями к властям. Для Приморья и федерального центра, который пытается привести регион к политической и социальной стабильности, это удар в спину. Люди оценивают не телевизионную картинку, а свой срез жизни. Череда скандалов, связанных с автомобильной темой, в частности ГЛОНАСС и СБКТС, способствует тому, что жители покидают регион, так как у них теряется даже надежда на то, что их условия жизни когда-то все же будут улучшены».
Пока не наступил коллапс на таможне, власти обязаны разобраться в ситуации. Приморцы надеются, что губернатор Приморского края поможет разобраться с ситуацией, в которой с жителей вновь выжимают очередные сотни миллионов.
P.S. Управление УФАС по Приморскому краю никак не отреагировало на то, что две компании в Приморье, выдающие СБКТС, на 100 % повысили цены на свои услуги без объяснения причин.